Летопись О Москве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:08, доклад

Краткое описание

Впервые слово Москва упоминается в летописях 1147 г. Будучи проездом в селах и деревнях, расположенных вдоль реки Москва, владельцем которых был суздальский боярин Кучко, и совершив в ней остановку, Долгорукий приказывает за какую-то грубость убить Кучко, захватывает его владения, и на реке Москве закладывает город, первоначальное название которого было Кучков, а позднее, Москва. Так что основателем города Москвы был Долгорукий Юрий Владимирович, шестой сын Мономаха Владимира Всеволодовича, династии Рюрюковичей, памятник которому был поставлен в 1954 году. Местом установления памятника стала площадь Советская (Тверская).

Вложенные файлы: 1 файл

доклад по литерптуреWord (2).docx

— 140.65 Кб (Скачать файл)

МОСКВА.

Впервые слово Москва упоминается  в летописях 1147 г. Будучи проездом в  селах и деревнях, расположенных  вдоль реки Москва, владельцем которых  был суздальский боярин Кучко, и совершив в ней остановку, Долгорукий приказывает за какую-то грубость убить Кучко, захватывает его владения, и на реке Москве закладывает город, первоначальное название которого было Кучков, а позднее, Москва. Так что основателем города Москвы был Долгорукий Юрий Владимирович, шестой сын Мономаха Владимира Всеволодовича, династии Рюрюковичей, памятник которому был поставлен в 1954 году. Местом установления памятника стала площадь Советская (Тверская).

Главным летописцем быта и  нравов Москвы был Владимир Алексеевич Гиляровский или дядюшка Гиляй, как его любовно называли москвичи.

О Москве Гиляровский мог  с полным правом сказать: "Моя  Москва".

Есть люди, без которых  не может существовать литература. Не важно - много ли  они или  мало написали. Важно , что они жили и вокруг них кипела  литературная жизнь того времени, а вся современная им история, вся жизнь страны преломлялась в их деятельности. Важно то, что они определяли собой свое время.

Таким был Владимир Алексеевич Гиляровский-поэт, писатель и знаток Москвы.

О Москве писали наши классики."Москва... как много в этом слове для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось,"-восторженно писал о Москве Пушкин. Именно в Москве он создал ряд своих произведений-стихотворение"Стансы","Кавказ"и многие другие. Москва, ее быт, различные моменты ее истории отразились во многих произведениях Пушкина. Стихотворение"Воспоминания в Царском Селе" :

             "Края Москвы, края родные,

              Где на зоре цветущих лет 

              Часы беспечности я тратил  золотые,                      

              Не зная горести и бед...

              Где ты,краса Москвы стоглавой,

              Родимой прелесть стороны?

              Где прежде взору град являлся  величавый,

              Развалины теперь одни...

              ...Все пламень истребил."

,стихотворение"Всеволжскому" и другие, трагедия"Борис Годунов",повести "Гроовщик","Рославлев",очерк"Путешествие из Москвы в Петербург".Наиболее широко облик современной поэту Москвы воспроизведен в 7 главе "Евгения Онегина":

Итак, гордая Москва не склонилась перед врагом, не пошла на поклон, но ответила пожаром. Описывая въезд  героини романа Татьяны Лариной  в Москву, Пушкин перечисляет достопримечательные  московские места, в том числе  и Петровский замок, в котором прятался Наполеон от пожара. Пушкин с патриотизмом и гордостью отметил:

  Но не пошла Москва  моя 

    К нему с повинной головою.

  У человека, читающего  эти строки, невольно с гордостью  бьется сердце за силу и  величие Москвы. Пушкин подробно  описал въезд Лариных в Москву. Подъезжающему к Москве в пушкинскую  эпоху прежде всего бросались в глаза многочисленные церковные главы, придававшие городу неповторимый облик. В начале 1820-х годов в Москве насчитывалось около двухсот семидесяти церквей, а также более двух десятков монастырей. Пушкин описывает это словами:

   Но вот уж близко. Перед ними 

    Уж белокаменной  Москвы,

    Как жар, крестами  золотыми 

    Горят старинные  главы.

   Далее Пушкин описывает,  как возок Татьяны едет по Тверской. Ларины въезжали через Тверскую заставу, которая находилась в районе нынешнего Белорусского вокзала.

   Мелькают мимо будки,  бабы,

    Мальчишки, лавки,  фонари,

    Дворцы, сады, монастыри, 

    Бухарцы, сани, огороды, 

    Купцы, лачужки,  мужики,

    Бульвары, башни,  казаки,

    Аптеки, магазины  моды,

    Балконы, львы  на воротах 

    И стаи галок  на крестах.

   Тверская улица  описана Пушкиным с необычайным  талантом и точностью, а также  настолько живо, как никем из  его современников она описана не была.

  Московские адреса  обозначались по церковным приходам. Ларины остановились в приходе  церкви Святого Харитония. Это место Москвы было знакомо Пушкину по детским воспоминаниям, ведь там он некоторое время жил в Большом Харитоньевском переулке. Длинное и детальное путешествие Лариных через Москву составляет одно из самых пространных описаний в "Евгении Онегине", ему посвящены четыре строфы. Пушкин увеличил их счет до пяти, прибавив пустой номер, создав этим впечатление, что утомительная прогулка длилась еще дольше. Оно резко отличается от кратких, как бы эскизных, петербургских зарисовок.

    Пушкиным описана  московская жизнь Татьяны: утром  ее будит "ранний звон колоколов", -но, сев у окна, она видит не свою привычную деревенскую даль, а московский пейзаж:

    Пред нею незнакомый  двор,

    Конюшня, кухня  и забор.

Татьяну привезли в Москву на ярмарку невест, то есть в Благородное  собрание, где собиралось несколько  тысяч человек, где происходили  балы, встречи молодых людей, где  устраивались их судьбы. Судьба самого Пушкина тоже устроилась в Москве. Это Благородное собрание располагалось  на Большой Дмитровке.

    Там Татьяна  встретила своего будущего мужа, генерала 1812 года.

    Судьба ее решилась. Она вышла замуж. Подводя итог  сказанному, можно отметить, что  Пушкин описал Москву с большой  естественностью и живостью, к  чему его подвигло чувство  искренней любви, симпатии и  теплоты, которые он испытывал  к Москве как к городу. Он  нашел слова подробного описания  того, как она выглядит. Эти описания  очень детальны.

    Но все же, говоря о Москве, Пушкин показал ее как гордую и мужественную святыню, в описании сцены ожидания Наполеоном сдачи Москвы в Петровском замке Пушкин испытывает гордость за нее, и, читая Пушкина, мы также испытываем это чувство.

Московские впечатления  другого гения российской поэзии- Лермонтова отразились в очерке"Панорама Москвы": "...Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке...нет! у нее есть своя душа, своя жизнь."

 Тема Москвы развивается  Лермонтовым в романе"Княгиня Лиговская"и ряде юношеских стихотворений. Поэтические картины Москвы времен Ивана Грозного воспроизведены в поэме"Песня... про купца Калашникова".Тема Москвы раскрывается в стихотворении Лермонтова"Бородино".В поэме "Сашка" поэт писал:

             "Москва,Москва!..люблю тебя как сын,

             Как русский,-сильно,пламенно и нежно!".

Поэты последующих поколений  вновь и вновь возвращались в  своих произведениях к нашей  столице. Романтичный Александр Блок так рисует свои впечатления в стихотворении "Утро в Москве":

             "Упоительно встать в ранний  час,

             Легкий свет на песке увидать.

             Упоительно вспомнить тебя,

             Что со мною ты, прелесть моя.

             Я люблю тебя, панна моя,

             Беззаботная юность моя,

             И прозрачная нежность Кремля

             В это утро-как прелесть твоя."

Осип Мандельштам противопоставил зыбкой и туманной образности общего потока современной ему русской поэзии реалистическую конкретность, точность и изобразительную осязаемость стиха. И даже в тяжелейшие для себя и страны годы он писал о Москве замечательные строки. Поэт ощущает наступление нового дня, неразрывно связанного со столицей:

            "Москва-опять Москва. Я говорю ей:"Здравствуй!

             Не обессудь..."

Москва становится для  поэта средоточием и символом новизны времен, источником новой  музыки. Мандельштам пишет стихи  о Москве в совершенно счастливой и радостной тональности:

              "Река Москва в четырехтрубном дыме-

              И перед нами весь раскрытый  город:

              Купальщики-заводы и сады

              Замоскворецкие. Не так ли

              Откинув палисандровую крышку

              Огромного концертного рояля,

              Мы проникаем в звучное нутро?"

Мандельштам тонко ощущает  природу Москвы:

              "Полночь в Москве. Роскошно  буддийское лето.

              С дроботом мелким расходятся улицы в чоботах узких же-

              лезных.

              В черной оспе блаженствуют  кольца бульваров...

              Нет на Москву и ночью угомону,

              Когда покой бежит из-под копыт.

                     *  *  *

              Уж я люблю московские законы,

              Уж не скучаю по воде Арзни.

              В Москве черемухи да телефоны,

              И казнями там имениты дни."

 Федор Глинка

  Самым известным произведением  Глинки является его стихотворение «Москва» (1840). Его можно назвать одним из лучших образцов патриотической лирики, созданных русскими поэтами.

    В стихотворении  Глинки Москва предстает перед  нами величественным и древним  городом, истинным воплощением  русского характера, русского  народа. Первое четверостишие, играющее  роль вступления, раскрывает нам  Москву как большой и старинный  город, «город контрастов». Он  вмещает в себя и роскошные  дворцы, и купеческие посады, и  деревни. Глинка показывает, что  в этом городе живут самые  разные люди, от знатных вельмож  до простых крестьян.

    В первой части  стихотворения герой восхищается  красотой Москвы. Он как бы  смотрит на нее сверху, и пейзаж, который ему открывается, захватывает  дух: 

    Опоясан лентой пашен,

    Весь пестреешь  ты в садах; 

    Сколько храмов, сколько башен 

    На семи твоих  холмах!..

  Михаил Дмитриев

Новые произведения Дмитриева  в большинстве своем посвящены  воспоминаниям о прошлом: он создает  большой цикл стихотворений "Московские элегии", в которых воскрешает Москву грибоедовских времен,

 МОСКОВСКАЯ ЖИЗНЬ

 Вам ли описывать  нашу Москву? – Вы

 в Москве чужеземцы!

 Где ее видели вы? – На бале, в театре и в  парке!

 Знаете ль вы, что  Москва? – То не город, как  прочие грады;

 Разве что семь городов,  да с десятками сел и посадов!

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва всегда служила  и будет служит неиссякаемым источником вдохновения для многих поколений российских писателей и поэтов. Величие Москвы как символа России с ее сложной и романтической историей,нежное очарование древнего города всегда будет достойной темой лучших произведений поэзии и прозы.

 

ДРЕВНЯЯ МОСКВА

ИСПОЛЬЗОВАНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИЯ  В ДОКЛАДЕ:

1. "Город чудный, город древний"... Москва в русской поэзии XVII - начала ХХ веков

Издательство:Московский рабочий

Год:1988

2.Информация с интернета

3.Иллюстрации и фото  предоставлены с интернета.


 


Информация о работе Летопись О Москве