Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 11:42, реферат
Актуальность темы заключается в том, что без литературы – как источника информации, очень сложно представить нашу современную жизнь. Кажется, что книги окружали человечество всегда. Но сейчас, в эпоху информационной революции, когда нам проще найти информацию через электронные устройства, роль книги – как художественного средства знаний, постепенно угасает.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев в брошюре «Заметки о русском» отмечал, что в XI-XIII вв. «единство Русской земли крепилось разными путями». Важными и действенными силами, сохранявшими это единство на огромной территории Древнерусского государства, были язык, фольклор и литература.
Введение 2
1.Жанры литературы Древней Руси XI – начала XIII в. 4
2.Понятие о литературном этикете Древней Руси 4
3.Летописание 5
4. Законодательные источники и акты 5
5. Литературные произведения 6
6. Общее понятие о Повести временных лет и «Поучении» Владимира Мономаха 6
7. Переводы духовной литературы 6
8. Берестяные грамоты 6
Заключение 7
Список использованных источников 8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Кафедра: «История и культурология»
Реферат
на тему: «Литература Древней Руси XI – начала XIII в.»
Выполнила:
студентка гр. ИБЭ-14
Дарья Иванова
Проверил:
преподаватель дисциплины
« История»
Иванов Даниил Сидорович
г. Ростов-на-Дону
2012 г.
Содержание
Появление письменности, и как следствие, литературы в Древней Руси, прежде всего, связано с принятием христианства в 988 году. Литература народа является частью его истории. Ее становление и последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества.
Актуальность темы заключается в том, что без литературы – как источника информации, очень сложно представить нашу современную жизнь. Кажется, что книги окружали человечество всегда. Но сейчас, в эпоху информационной революции, когда нам проще найти информацию через электронные устройства, роль книги – как художественного средства знаний, постепенно угасает.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев в брошюре «Заметки о русском» отмечал, что в XI-XIII вв. «единство Русской земли крепилось разными путями». Важными и действенными силами, сохранявшими это единство на огромной территории Древнерусского государства, были язык, фольклор и литература.
В книге «Человек в литературе Древней Руси» Д. С. Лихачев (М., 1970) показал, что каждая эпоха обладала своим, доминирующим стилем. Например, в XI-XIII вв. проявлялся стиль монументального историзма.
Варвара Павловна Адриа́нова-Пе́ретц (ученый, литературовед) показала, что понимание сложности человеческого характера, тончайших психологических нюансов было присуще средневековой литературе уже на самых ранних этапах ее развития. Психологизм проявлялся в учительных словах, отдельных эпизодах летописных рассказов, однако нормой изображения и в летописях, и в повестях, и в житиях было все же изображение этикетных, условных характеров в зависимости от социального положения их обладателей.
Традиции древнерусской литературы обнаруживаются в творчестве русских писателей XVIII – XIX века, таких как Н. М. Карамзин («История государства российского»), Н. В. Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»), Л. Н. Толстой («Война и мир»), Ф. М. Достоевский («преступление и наказание»).
«Великий русский поэт А.С. Пушкина в своем творчестве тоже не раз обращался к традициям древнерусской литературы. Он не только использовал сюжеты, мотивы, образы, но и прибегал к ее стилям и отдельным жанрам для воссоздания “духа времени” », – писал Сергей Александрович Фомичев в своей книге «Пушкинская перспектива».
По мнению Ломоносова, «российский язык от владения Владимирова до нынешнего веку, больше семисот лет, не столько отменился, чтобы старого разуметь не можно было» . Специфика учения Ломоносова о «трех родах речений» и, соответственно, «трех штилях» (книга «Рассуждение о пользе книг церковных в российском языке») объясняется глубоким постижением им национальных особенностей русской литературы.
Цель данного исследования:
Передо мною поставлены задачи:
- летописи,
- законодательные акты
В основной части говорится о том, что произведения литературы Древней Руси всегда прикреплены к конкретному историческому событию, к конкретному историческому лицу. Это повести о битвах (о победах и поражениях), о княжеских преступлениях, о хождениях в святую землю или о действительно существующих людях: чаще всего о святых и князьях-полководцах. Есть повести об иконах и о построении церквей, о чудесах, в которые верят, о явлениях, которые якобы совершились. И очень важно сказать о том, что долгое время, вплоть до XVII в., древнерусская литература не допускала литературного вымысла.
В результате исследования можно прийти к выводу, что во времена зарождения литературы перед лицом сложнейшей задачи оказались древнерусские книжники, которым нужно было в кратчайший срок обеспечить создаваемые на Руси церкви и монастыри необходимыми для богослужения книгами, а также ознакомить новообращенных христиан с христианской догматикой. Необходимо было рассказать о том, как — с христианской точки зрения — устроен мир, объяснить смысл целесообразно и мудро «устроенной богом» природы.
Обстоятельства возникновения древнерусской литературы, ее место и функции в жизни общества определили систему ее исходных жанров, то есть тех жанров, в рамках которых началось развитие оригинальной русской литературы. На первых порах, по выразительному определению Д. С. Лихачева, это была литература «одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая история, и эта тема — смысл человеческой жизни». И действительно, этой теме и этому сюжету были посвящены все жанры древнерусской литературы, особенно если говорить о литературе раннего средневековья.
Об истории мира рассказывали хроники и хронографы, об истории Руси — летописи, об отдельных важнейших событиях русской и мировой истории — повести (обычно включавшиеся в состав тех же летописей или хронографов). О древнейшем периоде «истории» в ее богословской интерпретации рассказывали библейские книги и излагавшие их с толкованиями и рассуждениями палеи (от греч. палайос — древний).
Существовала обширная литература нравоучительных биографий — жития святых, то есть христианских подвижников, либо прославившихся своим благочестием и аскетизмом, либо погибших за свои религиозные убеждения от руки язычников или иноверцев. Большое распространение имели также сборники коротких, обычно остросюжетных рассказов из жизни монахов какой-либо обители — монастыря или скита; такие сборники именовались патериками.
Жанры торжественного и учительного красноречия представлены различными поучениями и «словами». В торжественных словах, произносимых в церкви во время службы, прославлялись христианские праздники, раскрывался смысл или символика тех или иных эпизодов и образов Священного писания. В поучениях обличались пороки, прославлялись добродетели, верующие наставлялись в основах христианской морали.
Существовали и различные догматические сочинения, трактовавшие сложнейшие богословские вопросы, обличавшие ереси — учения и взгляды, противоречившие официальной христианской догматике или основам христианского мировоззрения.
В хождениях рассказывалось о путешествиях в «Святую землю» — в Палестину. Эта «географическая литература» приобретала, таким образом, также особый, нравоучительный смысл: авторы хождений — паломники — обычно излагали библейские предания, связанные с тем или иным городом или районом, но, кроме того, в той или иной степени выходили и за рамки собственно путеводителя по святым достопримечательностям, описывали архитектурные сооружения, природу, местные обычаи.
Светские жанры — любовный роман и лирическая поэзия — получат в византийской литературе распространение в XI-XII вв., и нас должно удивить скорее не то, что при строгой и вынужденной избирательности, к которой принуждали русских книжников условия первых веков развития литературы, эти произведения не попали на Русь, а то, что среди переводов старшей поры мы встретим перевод эпической поэмы (или сказания) о Дигенисе Акрите — сугубо светской, романтическо-героической, с любовными коллизиями как одним из важнейших компонентов сюжета.
Говоря о системе жанров древнерусской литературы, необходимо отметить еще одно важнейшее обстоятельство: эта литература долгое время, вплоть до XVII в., не допускала литературного вымысла. Древнерусские авторы писали и читали только о том, что было в действительности: об истории мира, стран, народов, о полководцах и царях древности, о святых подвижниках. Даже передавая откровенные чудеса, они верили в то, что это могло быть, что существовали фантастические существа, населяющие неведомые земли, по которым прошел со своими войсками Александр Македонский, что в мраке пещер и келий бесы являлись святым отшельникам, то искушая их в образе блудниц, то устрашая в облике зверей и чудовищ.
Общая мировоззренческая установка не могла не сказаться в стремлении подчинить само изображение мира определенным принципам и правилам, раз и навсегда определить, что и как следует изображать. Древнерусская литература, как и другие христианские средневековые литературы, подчинена особой литературно-эстетической регламентации — так называемому литературному этикету. Понятие о литературном этикете Древней Руси разработано в исследованиях Д. С. Лихачева.
Он отмечает, в частности, что литературный этикет «слагается: 1) из представлений о том, как должен был совершаться тот или иной ход событий; 2) из представлений о том, как должно было вести себя действующее лицо сообразно своему положению; 3) из представлений о том, какими словами должен описывать писатель совершающееся. Перед нами, следовательно, этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный».
Наглядно проиллюстрировать осуществление этих принципов литературного этикета поможет нам следующий пример. В житии святого, согласно требованиям этикета, должно было рассказываться о детстве будущего святого, о благочестивых его родителях, о том, как он с младенчества тянулся к церкви, чуждался игр со сверстниками и т. д. Этот сюжетный компонент обязательно присутствовал в житии, при этом он выражался в разных житиях одними и теми же словами: таким образом, существовал не только этикет ситуации (о чем писать), но и этикет выражения (как именно описывать этикетную ситуацию).
Летописание, по наблюдениям ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, вероятно, была составлена в конце Х в. Она была призвана отразить историю Руси со времени появления там новой династии Рюриковичей и до правления Владимира с его впечатляющими победами, с введением на Руси христианства. Уже с этого времени право и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви. Именно в церквах и монастырях обретались самые грамотные, хорошо подготовленные и обученные люди – священники, монахи.
Прежде чем появились летописи – масштабные исторические сочинения, охватывающие несколько веков русской истории, существовали отдельные записи, устные рассказы, которые поначалу и послужили основой для первых обобщающих сочинений. Это были истории о Кие и основании Киева, о походах русских войск против Византии, о путешествии княгини Ольги в Константинополь, о войнах Святослава, сказание об убийстве Бориса и Глеба, а также былины, жития святых, проповеди, предания, песни, разного рода легенды.
Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в пору, когда он объединил Русь, заложил храм святой Софии. Эта летопись вобрала в себя предшествующую летопись, другие материалы. Составитель очередного летописного свода выступал не только как автор соответствующих заново написанных частей летописи, но и как составитель и редактор. Вот это-то его умение направить идею свода в нужную сторону высоко ценилось киевскими князьями.
Свод, за который взялся монах Киево-Печерского монастыря Нестор и который вошел в нашу историю под именем «Повести временных лет», оказался, таким образом, по меньшей мере, лишь пятым по счету и создавался в первое десятилетие XII в. при дворе все того же князя Святополка. Свод Нестора был вершиной раннего русского летописания.
Одним из первых, важнейших жанров возникающей русской литературы явился жанр летописи. Древнейший реально дошедший до нас летописный свод - Это "Повесть временных лет", созданная предположительно около 1113 года. Именно здесь мы впервые узнаем о людях Древней Руси.
Киевские книжники утверждали, что история Руси подобна истории других христианских государств. Здесь также были свои христианские подвижники, пытавшиеся личным примером побудить народ к принятию новой веры: княгиня Ольга крестилась в Константинополе и убеждала своего сына Святослава тоже стать христианином. Были на Руси свои мученики и свои святые, например, Борис и Глеб, убитые по приказанию своего брата Святополка, но не преступившие христианских заветов братолюбия и покорности старшему.
Информация о работе Литература Древней Руси XI – начала XIII в