Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 21:09, контрольная работа
Очевидно влияние общественно-политическая обстановки, которая характеризовалась глубоким кризисом существующей власти, бурной, неспокойной атмосферой в стране, требующей решительных перемен, на европейскую и русскую художественную культуру конца XIX — начала XX вв. Декаданс (от позднелатинского decadentia — упадок) - общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX — начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма.
Введение ……………………………………………………………… 3
Литература конца XIX – начала XX века ……………………….. 4
Драматический театр конца XIX – начала XX века …………….. 12
Заключение……………………………………………………………. 15
Литература ……………………………………………………………. 16
Департамент образования города Москва
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Педагогический колледж № 16
Предмет: Мировая художественная культура
Тема: Литература и драматический театр конца XIX – начала XX века
Выполнила: Минакова О.Б.
Группа: 313
Специальность: 050704 «Дошкольное образование»
Руководитель: Буркова Л.Ф.
Москва 2014
Содержание.
Введение ……………………………………………………………… 3
Заключение……………………………………………………
Литература ……………………………………………………………. 16
Введение.
Очевидно влияние общественно-политическая обстановки, которая характеризовалась глубоким кризисом существующей власти, бурной, неспокойной атмосферой в стране, требующей решительных перемен, на европейскую и русскую художественную культуру конца XIX — начала XX вв. Декаданс (от позднелатинского decadentia — упадок) - общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX — начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества.
4
Никогда ещё не было в русском искусстве такого количества направлений, объединений, ассоциаций, как в конце XIX – начале ХХ вв. Слишком неясными были для многих контуры нового эстетического идеала, отсюда трагический оттенок в творческих исканиях многих художников. Одни выдвигали свои творческие теоретические программы, отрицали предшественников, враждовали с современниками, другие пытались предсказать будущее. К литературе восьмидесятых годов относится творчество писателей-народников (Чернышевского, Герцена), В.Гаршина, В. Короленко, А.П. Чехова. Литература рубежа веков и периода революции 1905 года – это реалистическая литература 1890–1907 годов (поздний Толстой, М. Горький), социалистический реализм, (Л.Андреев, А. Куприн), пролетарская поэзия, символизм (В. Брюсов, А. Блок). Предоктябрьское десятилетие – это литература в годы реакции. Реалистическая проза 1910-х годов (И. Бунин), новокрестьянские поэты, акмеизм, футуризм (Владимир Маяковский).
Настойчиво и, по мнению многих критиков, внезапно заявил о себе русский символизм. В 1892 году в журнале “Северный вестник” была опубликована статья Дмитрия Мережковского “О причинах упадка и о новейшем течении в современной русской литературе”, и долгое время она считалась манифестом русских символистов. В реализме, в этом “художественном материализме” видит Мережковский причину упадка современной литературы. «Символизм» (от фр. symbolisme, от греч. symbolon – знак, опознавательная примета) - новое эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880–1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19–20 вв. Символисты рассматривали жизнь как жизнь Поэта.
Ранний символизм, с его эстетикой пессимизма, демоническими
5
химерами, истовым поклонением индивиду имевший первоначальную форму «декаденстства» (от фр. «упадок»), как мятеж против торжествующего позитивизма и материализма отражён в раннем творчестве Ф.К. Соллогуба:
«Многоцветная ложь бытия
Я бороться с тобой не хочу…
И молчу, сиротливо молчу».
Сосредоточенность на самом себе характерна для творчества замечательного поэта-символиста К. Бальмонта. Он сам был смыслом, темой, образом и целью своих стихов. И. Эренбург очень точно заметил эту особенность его поэзии: "Бальмонт ничего в мире не заметил, кроме собственной души". Действительно, внешний мир существовал для него лишь затем, чтобы он мог выразить свое поэтическое "я". Несмотря на мотивы опустошённости, дряблости души, зыбкий, призрачный мир (бледный свет луны, бесконечные равнины, унылые рассветы, бесплотные духи, сеющие вокруг себя печаль). гибкая музыкальность ранних стихов К.Д. Бальмонта необычайна привлекательна. Позже Бальмонт уже гордо призывал: «Будем, как солнце».
Признанным метром символизма становится В. Брюсов, воплотивший в своих стихах не только формальные новаторские достижения этого течения, но и его идеи. Ранний символизм В. Я. Брюсова был антихристианский и богохульным с нагромождением сарказмом и причуд демонического «я»:
Своеобразным творческим манифестом Брюсова стало небольшое стихотворение "Юному поэту", которое воспринималось современниками как программа символизма:
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй, 6
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно».
На рубеже столетий под влиянием В.С. Соловьёва начало возрождаться религиозное сознание, с которым символистская поэзия восстановила связь, открывая «вечное в мире явлений». Восприятие мира становится более свободным, идет раскрепощение личности художника. Созданием в 1904 году журнала «Весы» началась новая эра русского символизма, ставшего культурным событием европейского масштаба, сравнимого с литературой пушкинской поры, что и позволило Н. Бердяеву назвать этот период «серебрянным веком». Поэты «Серебрянного века» - А.А. Блок, Вяч. С. Иванов, А.Н. Белый, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт. Теоретики символизма считали, что художник должен создавать новое искусство с помощью образов-символов, которые помогут более утонченно и обобщенно выразить настроения, чувства и мысли поэта. Причем истина, прозрение могут появиться у художника не в результате раздумий, а в момент творческого экстаза, как бы ниспосланного ему свыше. Поэты-символисты уносились мечтой ввысь, задаваясь глобальными вопросами о том, как спасти человечество, как вернуть веру в Бога, добиться гармонии, слившись с Душой Мира, Вечной женственностью, Красотой и Любовью.
Черты своеобразия русского символизма проявились больше всего в творчестве “младших символистов” начала ХХ века – А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова. В их творчестве материальный мир – только маска, сквозь которую просвечивается иной мир духа. Образы маски, маскарада постоянно мелькают в поэзии и прозе символистов.
Это переломное время вошло в историю под красивым именем "серебряного века". «Век» продолжался не долго - около двадцати лет, но он дал миру замечательные образцы философской мысли, продемонстрировал жизнь и мелодию поэзии, воскресил древнерусскую икону, дал толчок новым
7
направлениям живописи,
музыки, театрального искусства. ”Серебряный
век” стал временем
Характерной чертой русского символизма был его культурный универсализм, проявлявшийся в обращении к римским и ассирийским темам (Брюсов), в приверженности английской и испанской литературам (Бальмонт), и немецкой лирике, средневековой бретонской и провансальской поэзии (Блок), в отображении древних культур и архаики (Вяч. Иванов). Другая особенность состояла в том, что символистское стихотворение могло быть понять лишь в контексте целого цикла стихов или даже биографии автора, воплощённой в его творчестве. Например, Блок, для поэтического сознания которого главной была «идея пути», формировал свой поэтический путь циклами стихов, мечтая о Новой жизни, где как у Данте, поэзия и биография сливались бы воедино.
Каждый символист определил себе поэтический путь: Бальмонт шёл от холода и одиночества к яркому солнечному блеску; Белый, напротив, от «Золота и лазури» к отчаянию «Пепла» - философского пепла жизни. Философ Ф. Степун, оставивший увлекательнейшие мемуары, отмечал, что у символистов были глубокие интеллектуальные запросы и жизнь они вели совершенно «античную», предаваясь творческому безделью.
Главным парадоксом русского символизма являлось то, что будучи бесконечно утончёнными, символисты мечтали приникнуть к земле; обладая огромной культурой, тосковали о варварстве, о «скифстве» и с радостью приняли революцию.
Так же, как отрицание реализма породило символизм, так новое
литературное течение — акмеизм — возникло в ходе полемики с символизмом и обозначило кризис последнего к 1910 году. Акмеизм (от греч. – «цветущая сила») провозгласил возврат от многозначности образов, метафоричности к предметному миру и точному значению слова. Кружок акмеистов, возглавляемый Н.С. Гумилёвым, стал одним из важнейших в литературной жизни России ХХ в.; в него входили А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, способные прославить любую поэтическую школу. Прямо или косвенно были связаны с акмеизмом М.А. Кузьмин, С.М. Городецкий, М.Л. Лозинский, В.Ф. Ходасевич, М. А. Волошин, Г.И. Иванов, И.В. Одоевцева.
Акмеизм отвергал тягу символизма к неведомому, сосредоточенность на мире собственной души. По мысли Гумилева, поэт не должен был стремиться к непознаваемому, а обращаться к тому, что можно понять, то есть к реальной действительности, пытаясь как можно полнее охватить многообразие мира. При таком взгляде художник-акмеист в отличие от символистов становится причастным мировому ритму, хотя и дает оценки изображаемым явлениям.
Акмеизм получил определенное теоретическое обоснование так же в статьях Городецкого “Некоторые течения современной русской поэзии”, О. Мандельштама “Утро акмеизма”, А. Ахматовой, М. Зенкевича, Г. Иванова. Объединившись в группу “Цех поэтов”, они примкнули к журналу “Аполлон”, противопоставили мистическим устремлениям символизма к “непознаваемому” “стихию естества”, декларировали конкретно-чувственное восприятие “вещного мира”, возврат слову его основного, изначального смысла. Акмеисты сближались с поздним символизмом, ориентировались на раскрытие “вечных сущностей”.
При всей виртуозности изображения действительности социальные мотивы крайне редко встречаются у поэтов-акмеистов. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным
проблемам современности.
Наверное, поэтому акмеизму пришлось уступить дорогу новому литературному течению — футуризму, который отличался революционным бунтом, оппозиционной настроенностью против буржуазного общества, его морали, эстетических вкусов, всей системы общественных отношений. Футуристы (футуризм - от лат. «будущее»), стремясь создать искусство «будущего», декларировал отрицание не только традиционной культуры, её моральных и художественных ценностей, но даже естественного языка, подменяя слова «заумью» - произвольными звукосочетаниями. Это течение не было однородным и состояло из нескольких группировок, в том числе эгофутуристов (И. Северянин, Б.Л Пастернак) и кубофутуристов (В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, В.В. Каменский), каждая из которых притязала на роль единственного выразителя художественных ценностей подлинного футуризма.
Футуристы разрушали границы между искусством и жизнью, между образом и бытом, они ориентировались на язык улиц, лубок, рекламу, городской фольклор и плакат. Недаром первый сборник футуристов, считающих себя поэтами будущего, носил явно вызывающее название "Пощечина общественному вкусу". С футуризмом было связано раннее творчество Маяковского. В его юношеских стихах чувствуется желание начинающего поэта поразить читателя новизной, необычностью своего видения мира. И Маяковскому это действительно удалось.
Футуризм отрицал традиционную культуру (особенно ее нравственные и художественные ценности), культивировал урбанизм (эстетику машинной индустрии), в поэзии разрушал естественный язык. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы,
упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии считался пролетарской, революционной поэзией, пронизанной революционными призывами. Это была настоящая поэзия масс, городских низов. Стихи понятны и конкретны – своеобразный отклик на реальные события. Стихи футуристов печатались во многих журналах (В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский, братья Бурлюки, А. Крученых). Сборники футуристов “Садок судей”(1910-1913), “Пощечина общественному вкусу”(1912), “Дохлая луна”(1913) были откровенно непривычными для читающей публики.
Информация о работе Литература и драматический театр конца XIX – начала XX века