Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 19:15, контрольная работа
Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.
Футуризм отличался крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».
Введение………………………………………………………………………...…2
Глава 1. Футуризм, как одно из течений в литературе……………………….3-6
Глава 2. Творчество И. Северянина………………………………………….7-10
Заключение……………………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………………12
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Футуризм, как одно из течений в литературе……………………….3-6
Глава 2. Творчество
И. Северянина………………………………………….7-
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее
название художественных авангардистских
движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде
всего в Италии и России.
Футуризм отличался крайне
экстремистской направленностью. Это
течение претендовало на построение нового
искусства — «искусства будущего», выступая
под лозунгом нигилистического отрицания
всего предшествующего художественного
опыта. Маринетти провозгласил «всемирно
историческую задачу футуризма», которая
заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать
на алтарь искусства».
Футуристы проповедовали разрушение
форм и условностей искусства ради слияния
его с ускоренным жизненным процессом
XX века. Для них характерно преклонение
перед действием, движением, скоростью,
силой и агрессией; возвеличивание себя
и презрение к слабому; утверждался приоритет
силы, упоение войной и разрушением. В
этом плане футуризм по своей идеологии
был очень близок как правым, так и левым
радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам,
ориентированным на революционное ниспровержение
прошлого.
Слова футуристических
произведений полностью освобождались
от жестких рамок синтаксических периодов,
от пут логических связей. Они свободно
располагались в пространстве страницы,
отвергая нормативы линейного письма
и образуя декоративные арабески или разыгрывая
целые драматические сцены, построенные
по аналогии между формой буквы и какой-либо
фигурой реальности: гор, людей, птиц и
т. д. Таким образом, слова превращались
в визуальные знаки…
Футуристы
писали манифесты, проводили вечера, где
манифесты эти зачитывались со сцены и
лишь затем — публиковались. Вечера эти
обычно заканчивались горячими спорами
с публикой, переходившими в драки. Так
течение получало свою скандальную, однако
очень широкую известность.
Основные признаки футуризма:
— бунтарство,
анархичность мировоззрения, выражение
массовых настроений толпы;
— отрицание культурных традиций, попытка
создать искусство, устремленное в будущее;
— бунт против привычных норм стихотворной
речи, экспериментаторство в области ритмики,
рифмы, ориентация на произносимый стих,
лозунг, плакат;
— поиски раскрепощенного «самовитого»
слова, эксперименты по созданию «заумного»
языка;
— культ техники, индустриальных городов;
— пафос эпатажа.
Глава
1.
Футуризм (итал. futurismo от лат. futurum - будущее) -авангардистское художественное течение 1910-х- начала 1920-х XX в., наиболее полно проявившееся в Италии (родине футуризма) и России. Футуристы были и в других европейских странах - Германии, Англии, Франции, Польше. Футуризм заявил о себе в литературе, живописи, скульптуре, в меньшей степени в музыке.
Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909, когда в парижской газете "Фигаро" появился написанный Т.Ф. Маринетти Манифест футуризма. Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. Манифест был обращен к молодым итальянским деятелям искусства ("Самые старые среди нас - тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придет новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора."). В манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого. (Через несколько лет русский поэт-футурист В.Маяковский сформулировал это кратко и выразительно: "Я над всем, что сделано, ставлю „ nihil".). Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее. "У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом... Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух", - жаловался Маринетти. Ввести своих соотечественников на Олимп современной европейской культуры - вот то, что несомненно стояло за эпатажно-крикливым тоном манифеста. Группа молодых художников из Милана, а затем и из других городов немедленно откликнулась на призыв Маринетти - и своим творчеством и собственными манифестами. 11 февраля 1910 появляется Манифест художников-футуристов, а 11 апреля того же года - Технический манифест футуристической живописи, подписанный У.Боччони, Дж.Балла, К.Карра, Л.Руссоло, Дж.Северени - наиболее крупными художниками-футуристами. Сам Маринетти за свою жизнь опубликовал свыше 80-ти манифестов, касающихся не только самых разных видов художественного творчества, но и самых разных сторон жизни. Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман Мафарка-футурист) Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого.
Устаревшими были объявлены жалость, уважение к человеческой личности, романтическая любовь. Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать "раковую опухоль" старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Гоночный автомобиль, "несущийся как шрапнель", представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. Футуристы утверждали, что новая техника меняет и человеческую психику, а это требует изменения всех изобразительно-выразительных средств искусства. В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству. "Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины", "Новое искусство может быть только насилием, жестокостью", - заявлял Маринетти.
На
мировоззрение футуристов оказали
сильное влияние идеи Ницше с
его культом "сверхчеловека"; философия
Бергсона, утверждающая, что ум способен
постигать только все окостенелое
и мертвое; бунтарские лозунги анархистов.
Гимн силе и героизму - почти во всех
произведениях итальянских
Очищение мира от "рухляди" они видели в войнах и революциях. "Война - единственная гигиена мира", "Слово "свобода" должно подчиниться слову Италия", - провозглашал Марирнетти. Даже названия поэтических сборников Пистолетные выстрелы Лучини, Электрические стихи Говони, Штыки А.Д. Альбы, Аэропланы Буцци, Песнь моторов Л.Фольгоре, Поджигатель Палаццески - говорят сами за себя.
Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал -"Слова на свободе!" - не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения. Один из современников описал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: "Бум, бум., и поясняет: - это ядра. Бум, бум.. .тарарх - разрыв снаряда. Пик, пик, пик - ласточка пролетает над полем сражения. У-а-а, Маринетти рычит так, что в двери кабинета показывается испуганное лицо лакея, - это издыхает раненый мул". Звукоподражания, рисунки, коллажи, игра шрифтами, математические символы - все это, по мнению, футуристов, должно разрушать традиционную, однозначную связь слова и смысла и создавать новые, современные, невыразимые только словами и общепринятой графикой, смыслы.
В живописи и скульптуре итальянский футуризм стал предтечей многих последующих художественных открытий и течений. Так, Боччони, использовавший в одной скульптуре самые разные материалы (стекло, дерево, картон, железо, кожу, конский волос, одежду, зеркала, электрические лампочки и т.д.), стал предвестником поп-арта. Стремясь в своих футуристических скульптурах-конструкциях к объединению пластической формы, цвета, движения и звука, Балла предвосхитил и кинетизм, и позднейшие синтетические виды искусства.
Итальянские футуристы ввели (или, во всяком случае, попытались ввести) в свои полотна и скульптуры звук. ("Наши холсты, - писал К.Карра, - будут выражать пластические эквиваленты звуков, шумов и запахов в театре, в музыке, в зале кино, в публичном доме, на железнодорожном вокзале, в порту, гараже, клинике, мастерской и т.п. Для этого художник должен быть вихрем сенсаций, живописной силой и энергией, а не холодным логическим интеллектом".
Для итальянских футуристов (так же, как впоследствии и русских) был очень важен непосредственный контакт с публикой. Художники присутствовали на своих выставках, эпатируя внешним видом и речами публику.
Поэты старались, чтобы пришедшие на их выступления люди были не только зрителями, но и участниками некого действия. "Мы бросим в будущее локомотивы нашего вдохновения", - провозглашал Маринетти, и публика начинала подражать свисткам отходящих паровозов. А.Мацца призывал разрушить музеи, библиотеки и всякого рода академии, придать анафеме всех профессоров. "Ага! Верно на экзаменах провалился", -кричат из зала. "Футуристы не боятся свистков, они боятся лишь легких знаков одобрения", - гордо провозглашает очередной оратор-футурист. Апельсиновые корки, летящие из зала на сцену, наряд полиции в конце выступления... - все это было практически обязательной и желанной частью выступлений "людей будущего". Именно с футуризма начинается тенденция последовательного выхода художника за пределы искусства.
Накануне Первой мировой войны Маринетти откровенно подчиняет художественные интересы политическим: создает футуристические кружки из националистически настроенной молодежи, ездит по Европе с пропагандистскими лекциями. Агитирует за вступление Италии в Первую Мировую войну и сам участвует в ней добровольцем. В 1918 итальянские футуристы создали политическую партию, которая начала сближаться с "фашиями" Б.Муссолини. В 20-е многие футуристы воспевали фашистский режим, считая его воплощением мечты о великом будущем Италии.
Подобно символизму, русский футу¬ризм многое воспринял от буржуазной культуры Запада. Вместе с тем он явился продолжением той формалистической безыдейной линии русской литературы, которая ранее уже нашла свое выражение в декадентстве.
Футуризм, распадаетсяся на несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин и др.); «Мезонин поэзии» (В. Лавренев, Р. Ивлев и др.), «Центрифуга» (Н. Асеев, Б. Пастернак и др.). Общество «Гилея», участниками которого были, например, Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников и др. именовали себя кубофутуристами, будетлянами, т.е. людьми из будущего. «Мы - новый род люд - лучей. Пришли озарить вселенную» (В. Хлебников). Из всех групп, в начале века провозглашавших тезис: «искусство - игра», наиболее последовательно воплощали его в своем творчестве футуристы. В отличие от символистов с их идеей «жизнестроения», т.е. преображения мира искусством, футуристы делали упор на разрушение старого мира. Общим для футуристов было отрицание традиций в культуре, увлечение формотворчеством.
Скандальную известность получило требование кубофутуристов «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода современности» (манифест «Пощечина общественному вкусу», 1912). Группировки акмеистов и футуристов, возникшие в полемике о символизме, на практике оказались весьма близки ему и тем, что в основе их теорий лежали индивидуалистическая идея, и стремление к созданию ярких мифов, и преимущественное внимание к форме. Были в поэзии этого времени яркие индивидуальности,которые невозможно отнести к определенному течению - М. Волошин (1877—1932), М. Цветаева (1892—1941). Ни одна другая эпоха не дала такого обилия деклараций собственной исключительности. Русский футуризм, как и другие учения декаданса, характеризуется неоднородностью и внутренней противоречивостью. Наряду с реакционным устремлением в сторону от реальной действительности и в нем нашли свое выражение протестантские, бунтарские мотивы, направленные против буржуазной действительности и литературы. Свою враждебность господствующим, общественным и литературным нравам футуристы старались подчеркнуть всеми средствами, начиная от желтой кофты и разрисованных физиономий и кончая причудливым оформлением своих сборников, печатавшихся на обойной и оберточной бумаге. Именно в подчеркивании своей «оппозиционности» заключается реальный смысл эпатажа футуристов.
«Футуризм
для нас, молодых поэтов писал
Маяковский красный плащ тореадора, он
нужен только для быков (бедные быки сравнил
с критикой). Я никогда не был в Испании,
но думаю, что никакому тореадору не придет
в голову помахивать красным плащом перед
желающим ему доброго утра другом». Таким
«помахиванием красным плащом» перед
«быком» были футуристические сборники
и манифесты с их характерными в этом отношении
названиями: «Дохлая луна», «Доители изнуренных
жаб», «Молоко кобылиц», «Рыкающий Парнас»,
«Пощечина общественному вкусу», «Идите
к черту» и т.д.
Глава 2.
Игорь-Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) родился 4 (16) мая 1887 г. в Петербурге. Отец его, Василий Петрович военный инженер (выходец из "владимирских мещан"), дослужившийся до штабс-капитана, умер в 1904 г. сорока четырех лет. Мать происходила из известного дворянского рода Шеншиных. Небезынтересно, кстати, что по материнской линии Игорь Северянин находился в родственных отношениях с А.М. Коллонтай (1872-1952).В 1896 г. родители развелись, и будущий поэт уехал с отцом, вышедшим к тому времени в отставку, в Череповец; незадолго до смерти отца побывал с ним на Дальнем Востоке и в 1904 г. поселился у матери в Гатчине.