Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 14:32, контрольная работа
Романтизм одновременно возникает в Англии, Франции, Германии. Это 1790-й год. А в начале XIX века романтизм появляется в России, Америке.
Романтизм – литературный метод, второй после классицизма и во многом противоположный, контрастный, но он, так же как и классицизм, нормативный метод. У него есть жёсткая теория, и есть романтический стиль. Стиль в литературе не только характер словесного выражения, но и отбор и компоновка героев, жанровые предпочтения, выстраивание сюжетных отношений. Стиль в романтизме настолько внутренне однородный, что у любого романтика эти общие вещи преобладают над индивидуальным стилем. Появившись в конце XVIII века в 1810-е годы романтизм становится господствующим методом в европейской, американской, русской литературе. 1810-1839-е годы до сорокового – расцвет романтизма.
(образ Ричарда III). «Ричард 3», «Ричард 2», «Генрих 4», «Генрих 5», «Генрих 8» . Второй этап (1590 – 1600): комедии – «Укрощение строптивой», «Комедия ошибок», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь». 1595г. – «Ромео и Джульетта»: Шекспир воспользовался всем арсеналом поэтических средств, выработанных лирикой многих веков. Третий этап (начало 17 в.): глубокие раздумья о глобальных проблемах и противоречиях мира, великие трагедии – «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет» - сложность человеческого характера, внутреннего мира, Самые умные, одаренные люди гибнут под натиском темных сил, типы и характеры эпохального значения. Четвертый этап: драмы – смешение фантастики с реальной жизнью; трагикомедии – «Перикл», «Зимняя сказка», «Буря», «Синбери». Авторство многих произведений Шекспира приписывалось Фрэнсису Бекону, Кристоферу Марло, лорду Лабланду и другим. Подлинность произведений Шекспира проверена ЭВМ. Сонеты Шекспира. Философское осмысление в них действительности. Переводы на русский язык. Как автор сонетов, Шекспир может быть отнесен к числу самых замечательных европейских поэтов Возрождения. Его 154 сонета были опубликованы в 1609 г. Успех исторических хроник в значительной мере объясняется ростом английского национального сознания после опустошительных гражданских войн 15 века, а также после морской победы Англии в 1588 г. над испанской «Непобедимой Армадой». Историческая хроника, приближающаяся к трагедии, «Ричард 3» завершает цикл пьес, посвященных войне Алой и Белой Розы.В ином ключе написаны Шекспиром исторические хроники «Генрих 4». В трагедиях Шекспира происходит наиболее основательные в литературе эпохи Возрождения «открытие человека». Этому способствует возросший интерес к темным страстям человеческой личности, к реальному миру и его разнообразным противоречиям. Трагедия «Ромео и Джульетта» (1595). Сюжет этой трагедии был широко распространен в итальянской новеллистике эпохи Возрождения. Особенно известной была новелла Банделло «Ромео и Джульетта». Характерной чертой шекспировской трагедии является ее удивительная поэтичность.
В последние годы жизни Шекспир вновь обратился к комедийному жанру, только его поздние комедии «Все хорошо, что хорошо кончается» (1603) и «Мера за меру» (1604) далеки были от карнавального жизнелюбия. Их называют «мрачными комедиями», а пьесы, завершающие его творческий путь, – «трагикомедиями». Одна из них – «Зимняя сказка» (1611).
Последним драматическим произведением Шекспира была «Буря» (1612). К последнему периоду творчества Шекспира относятся пьесы «Перикл», «Тимон Афинский», «Синберин» и др. В России Шекспир оказал заметное воздействие на развитие национальной исторической драмы, в первую очередь на пушкинского «Бориса Годунова». Впервые в России истинный смысл шекспировского творчества в целом ряде статей и заметок раскрыл Белинский, заложивший основы для подлинно научного изучения его произведений. Изучение творчества Шекспира получило название шекспироведения. Одним из шекспироведов России был А.А. Аникст. Пьесы Шекспира не утратили своей актуальности и в наши дни. Они до сих пор ставятся на всех театральных площадках мира. Многие пьесы Шекспира экранизированы.
а) Своеобразие трагического конфликта в трагедии.
Анализ трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов"
Трагедия «Борис Годунов» писалась А.С.Пушкиным во время его ссылки в село Михаиловское. Она была начата им в декабре 1824 года и закончена в ноябре 1825 года.Основной замысел «Бориса Годунова» — первой русской реалистической трагедии — был в высшей степени современным. Пушкин поднимал самый злободневный вопрос, волновавший в то время передовую дворянскую интеллигенцию, — вопрос о самодержавии и крепостном праве и главным образом об участии самого народа в борьбе за снос освобождение. Пушкин взял нужный ему материал в только что вышедших X и XI томах «Истории государства Российского» Карамзина. Там описывались события так называемого «смутного времени»-широкое народное восстание против царя Бориса Годунова, утвердившего (как считал Карамзин, а вслед за ним и Пушкин) крепостное право в России, восстание, приведшее к свержению с престола царя Федора, сына Бориса Годунова (сам Борис умер незадолго до этого).Главную идею трагедии Пушкин стремился провести, показывая в двадцати трех ее сценах подлинные, верно угаданные поэтом-историком картины того времени. Свою задачу он видел не в том, чтобы использовать исторический материал для создания волнующей, интересной драматической ситуации, а в том, чтобы точно и верно воспроизвести подлинную историческую действительность. Начало пьесы изображает Москву 1598 года. Только что умер царь Федор Иоаннович, сын Иоанна IV (Грозного), не оставив наследника. В последние годы царствования Иоанна IV возвысился молодой, умный и энергичный Борис Годунов, на сестре которого царь женил своего сына и наследника Федора. После смерти Иоанна (1584 год) значение Годунова еще более возросло. Царь Федор был по своему уму и характеру совершенно неспособен царствовать. Он тратил все свое время и силы на молитвы и церковные службы, а государством управлял Борис Годунов, получивший титул правителя. Так как Федор был бездетен, вступить на престол после него должен был его младший брат Дмитрий, бывший еще ребенком. Годунов добился удаления царевича с матерью и другими родственниками из Москвы в Углич. В 1591 году маленький Дмитрий внезапно умер. Распространились слухи, что он был зарезан по приказу Годунова. В результате расследования, которым руководил тайный враг Годунова Василий Шуйский, народу было объявлено, что царевич сам зарезался в припадке падучей болезни.Со смертью Федора надо было выбирать нового царя, так как законного наследника не было. Предложен был престол Борису Годунову ,он долго отказывался, очевидно желая, чтобы его избрание было как можно более торжественным и всенародным, и зная об интригах против него знатных бояр и князей. Об этом у Пушкина говорится в первых четырех сценах его пьесы. Царствование Бориса Годунова (1598-1603) было продолжением его правления в предыдущее царствование. Он стремился завоевать популярность среди народа, оказывал ему всяческие «милости»,он продолжал укреплять связи с Западной Европой, обручив свою дочь Ксению с датским принцем, посылал молодых людей за границу для обучения, приглашал на службу иностранных знатоков военного дела (сцена «Равнина близ Новгорода Северского»).Но Бориса преследовали неудачи. В его царствование случился неурожай и страшный голод, в Москве вспыхнул громадный пожар, уничтоживший часть города и лишивший крова множество людей. Датский принц, жених Ксении Годуновой, неожиданно умер. Народ, измученный крепостным правом, виновником которого считал Бориса, копил против него глубокое недовольство.В последние годы царствования Борис резко усилил репрессии, высылал и сажал в тюрьмы представителей оппозиционных семейств (Романовых, Сицких, Шестуно-вых), окружил бояр шпионами, ввел особую молитву о здоровье царя, которую было обязательно читать за каждым обедом (сцена «Москва. Дом Шуйского»).Недовольство не утихало. Оно выявилось, когда в Польше появился молодой человек, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия. Правительство Годунова объявило, что это бежавший из московского Чудова монастыря монах Григорий Отрепьев. Пушкин верил в правильность этой версии. Самозванец стал собирать войско для войны с Борисом за «отнятый» у него престол. Началась война, в которой царские войска не хотели сражаться против Самозванца, а народ его поддерживал, потому что рассчитывал на отмену крепостного права. Московские бояре так же втайне сочувствовали его борьбе против ненавистного им Годунова. Скоропостижная смерть Бориса во время этих событий ускорила развязку. Вступивший на престол юноша Федор, сын Бориса, не имел никакой поддержки. Его главный полководец Басманов перешел со своим войском на сторону Самозванца, а бояре в угоду ему убили и Федора и его мать, вдову Бориса Годунова. Самозванец занял Москву и стал царем. Но ни Борис, ни Самозванец не являются героями трагедии: ее герой — народ, который в конечном счете и решает судьбу всех действующих лиц. В одной из последних сцен, «Ставка», эту идею прямо выражает приближенный Самозванца Гаврила Пушкин в разговоре с Басмановым. Он соглашается с суждением Гаврилы Пушкина о решающей роли народа, и оно выражает основную оценку всей исторической ситуации и основной политический вывод самого автора.В двух последних картинах народ действует как активная, решающая сила в виде бушующей мятежной толпы в сцене у Лобного места и как моральная сила грозной в своем единодушном молчании толпы в последней сцене. Народ, увидевший, что и новый царь,
Дмитрий, начинает свое царствование с кровавого злодеяния — убийства безоружного юноши и его матери, — народ отказывается приветствовать этого царя.
Список использованной литературы
1. Корпушина С. История мировой культуры: Учебник для вузов / С. Корпушина .– Москва: Nota Bene, 1998. - 536 с.
2. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ под ред. проф. А.Н. Маркова .- Москва: Культура и спорт, 1998 г.- 600 с.
3.История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. -Москва: Высшая школа, 1987 . - 527 с.: ил.
4. Войнова М.Н. Зарубежные писатели/Н.М.Войнова.-Москва: Росмен- Пресс,2003.-352 с.
5. Пуришев Б.И. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения/Б.И. Пуришев.- Москва, Наука:1976.-1186 с.
6. Из истории культуры Средних веков и Возрождения.- Москва: Наука, 1976.- 315 с.
7.Каган М.С. История мировой культуры. Возрождение/М.С.Каган. -Санкт-Петербург: Петрополис, 1993г.-238 с.
8. Шапиро Ю.Б. 50 биографий мастеров западно-европейского литературы и искусства /Ю.Б. Шапиро.-Санкт- Петербург,1965.-500 с.