Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:32, творческая работа
С начала XX века в литературную жизнь вошло второе поколение модернизма –
символисты Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Максимилиан
Волошин. Центральное место в символизме, во всем модернизме, во всей
литературе двух первых десятилетий – серебряного века – занял Александр
Александрович Блок (1880-1921), человек-эпоха, по словам Ахматовой. Блок стал
человеком-эпохой потому, что его литературный путь и даже самый интимный опыт
духовной и душевной жизни оказался нерасторжимо связан с путями России.
Минуя декадентов, Блок продолжал литературное дело В.Соловьева. Он воспринял
его мистицизм, культ Вечной Женственности, Жены, облеченной в солнце.
С начала XX века в литературную жизнь вошло второе поколение модернизма –
символисты Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Максимилиан
Волошин. Центральное место в символизме, во всем модернизме, во всей
литературе двух первых десятилетий – серебряного века – занял Александр
Александрович Блок (1880-1921), человек-эпоха, по словам Ахматовой. Блок стал
человеком-эпохой потому, что его литературный путь и даже самый интимный опыт
духовной и душевной жизни оказался нерасторжимо связан с путями России.
Минуя декадентов, Блок продолжал литературное дело В.Соловьева. Он воспринял
его мистицизм, культ Вечной Женственности, Жены, облеченной в солнце. Блок
назвал ее Прекрасной Дамой и внес средневековый мотив рыцарского поклонения
даме не только в свою поэзию, но и в драматургию («Роза и Крест»).
А. Блок очень многое из теории В. Соловьева использовал и сделал основой своего творчества. Однако также многое было переосмыслено поэтом. Вот почему лирический герой Блока не столько типичный герой символизма, сколько синтез его с личностью самого Блока. Если рассматривать этого героя в общем, не разделяя его образ на различные сборники поэта, можно с легкостью определить черты, которые не изменяются на протяжении всего блоковского творчества. Лирический герой интеллигентен, чист душой, ему противна пошлость и обыденность реальности: “Я не люблю пустого словаря любовных слов...”; его понимание земного несовершенства и вера (а он верит) поднимают его на высокий уровень нравственного и духовного развития - это от самого Блока. Естественно, что, обладая всеми вышеперечисленными качествами, герой автора ярко выделяется из толпы, понимает всю правду об окружающем мире и замечает то, чего не видят другие. Лирический герой Блока - во многом сам Блок. Но обладающий возможностью после пережитой трагедии, а зачастую и духовной смерти вновь возродиться для того, чтобы “безумно жить”.
“Жизнь” лирического героя напрямую связана с жизнью самого поэта, и сам он (лирический герой) с каждым новым сборником автора становится все более и более трагичным и сложным образом.
В первом сборнике А. Блока “Стихи о Прекрасной Даме” наиболее ярко проявляется единство романтического и реалистического и свойственная поэту бивалентность образа. Герой Блока - романтик, любящий, но не всегда страдающий. Счастье для него в существовании идеала Прекрасной Дамы, а не в реализации любви к нему. Понятие счастливой любви переосмысливается Блоком: быть счастливым не значит быть рядом с любимой: земное чувство - ниже и упрощеннее идеала и самого героя.
Если бы злое несли облака,
Сердце мое не дрожало бы...
Скрипнула дверь. Задрожала рука.
Слезы. И песни. И жалобы.
Вот где реализация
счастья и душевного
В символизме, по его собственным словам, он видел литературное направление,
связанное с вопросами религии, философии и общественности. Как раз насчет
философии Блоковский цикл «Стихов о Прекрасной Даме» наиболее интересен.
Однако если не знать символики Блока, за его ассоциациями и философией
уследить невозможно. Поэт создал цельную всеобъемлющую систему символов. В ее
основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной
Даме. Это стремление имеет много важных знаний: и мистическое постижение
Бога, и поиск жизненного пути, и порыв к идеалу, и еще бесконечное количество
оттенков значений в зависимости от контекста – от смысла целого. Герой лирики
Блока, какой бы облик он не принимал, оставался близок к духовному облику
самого поэта. Можно сказать, что на протяжении всего своего творческого пути
Блок оставался единственным лирическим героем Блока. Заря, звезда, солнце,
белый цвет – все это синонимы Прекрасной Дамы.
К важнейшим символам принадлежал образ размыкания кругов, он обозначал порыв
к Ней. Ветер – знак ее приближения. Утро, весна – время, когда надежда на
встречу наиболее сильна. Зима, ночь – разлука и торжество злого начала.
Синие, лиловые миры или одежды символизируют крушение идеала, веры в
возможность встречи с Прекрасной Дамой. Болото – символ обыденной жизни, не
освященной ее мистическим присутствием. «Жолтые фонари», «жолтая заря» (Блок
писал имя прилагательное «жолтый» через «о» и придавал этому важное значение:
таким образом он подчеркивал, что ему важен не цвет сам по себе, а символ,
который за ним стоит) символизирует пошлость повседневности.
Значение символов в большой степени зависит от контекста. Например, слово
«чорный» (опять-таки непременно через «о» по тем же причинам, что и «жолтый»)
– символ чего-то опасного, грозного: так цикл стихотворений о жестокой,
демонической любви поэт назвал «Чорная кровь». В другом контексте «чорный»
может символизировать тоже нечто грозное, но в то же время и значительное,
чреватое мистическими отклонениями:
Знаю я твое льстивое имя,
Чорный бархат и губы в огне,
Но стоит за плечами твоими
Иногда неизвестное мне.
Блок писал нервами и кровью, отдавал литературе всего себя. Герой его поэзии,
вечно стремящийся к Прекрасной Даме и никогда не достигающий ее,
необыкновенно близок к нему самому; это – почти его двойник, его лирический
герой.
До конца понять поэзию «Стихов о Прекрасной Даме» одним умом, в спокойной
обстановке, не заплатив переживаниями, сомнениями, страстями, надеждами,
страхами, - невозможно.
Именно потому, что «Стихи о Прекрасной Даме» очень сложны для восприятия, они
и привлекают множество критиков, да и простых читателей. Но, не смотря на то,
что критики по данному циклу написано достаточно много, на мой взгляд, белых
пятен в «Стихах о Прекрасной Даме» еще достаточно и одним из этих пятен
является философия
цикла.