Литература XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:32, творческая работа

Краткое описание

С начала XX века в литературную жизнь вошло второе поколение модернизма –
символисты Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Максимилиан
Волошин. Центральное место в символизме, во всем модернизме, во всей
литературе двух первых десятилетий – серебряного века – занял Александр
Александрович Блок (1880-1921), человек-эпоха, по словам Ахматовой. Блок стал
человеком-эпохой потому, что его литературный путь и даже самый интимный опыт
духовной и душевной жизни оказался нерасторжимо связан с путями России.
Минуя декадентов, Блок продолжал литературное дело В.Соловьева. Он воспринял
его мистицизм, культ Вечной Женственности, Жены, облеченной в солнце.

Вложенные файлы: 1 файл

С начала XX века в литературную жизнь вошло второе поколение модернизма.docx

— 18.05 Кб (Скачать файл)

С начала XX века в литературную жизнь вошло второе поколение модернизма –

символисты Александр  Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Максимилиан

Волошин. Центральное  место в символизме, во всем модернизме, во всей

литературе двух первых десятилетий – серебряного  века – занял Александр

Александрович Блок (1880-1921), человек-эпоха, по словам Ахматовой. Блок стал

человеком-эпохой потому, что его литературный путь и даже самый интимный опыт

духовной и  душевной жизни оказался нерасторжимо связан с путями России.

Минуя декадентов, Блок продолжал литературное дело В.Соловьева. Он воспринял

его мистицизм, культ Вечной Женственности, Жены, облеченной в солнце. Блок

назвал ее Прекрасной Дамой и внес средневековый мотив  рыцарского поклонения

даме не только в свою поэзию, но и в драматургию («Роза и Крест»).

 А. Блок очень многое из теории В. Соловьева использовал и сделал основой своего творчества. Однако также многое было переосмыслено поэтом. Вот почему лирический герой Блока не столько типичный герой символизма, сколько синтез его с личностью самого Блока. Если рассматривать этого героя в общем, не разделяя его образ на различные сборники поэта, можно с легкостью определить черты, которые не изменяются на протяжении всего блоковского творчества. Лирический герой интеллигентен, чист душой, ему противна пошлость и обыденность реальности: “Я не люблю пустого словаря любовных слов...”; его понимание земного несовершенства и вера (а он верит) поднимают его на высокий уровень нравственного и духовного развития - это от самого Блока. Естественно, что, обладая всеми вышеперечисленными качествами, герой автора ярко выделяется из толпы, понимает всю правду об окружающем мире и замечает то, чего не видят другие. Лирический герой Блока - во многом сам Блок. Но обладающий возможностью после пережитой трагедии, а зачастую и духовной смерти вновь возродиться для того, чтобы “безумно жить”.

“Жизнь” лирического  героя напрямую связана с жизнью самого поэта, и сам он (лирический герой) с каждым новым сборником  автора становится все более и  более трагичным и сложным  образом.

В первом сборнике А. Блока “Стихи о Прекрасной Даме”  наиболее ярко проявляется единство романтического и реалистического  и свойственная поэту бивалентность образа. Герой Блока - романтик, любящий, но не всегда страдающий. Счастье для него в существовании идеала Прекрасной Дамы, а не в реализации любви к нему. Понятие счастливой любви переосмысливается Блоком: быть счастливым не значит быть рядом с любимой: земное чувство - ниже и упрощеннее идеала и самого героя.

Если бы злое несли облака,

Сердце мое  не дрожало бы...

Скрипнула дверь. Задрожала рука.

Слезы. И песни. И жалобы.

Вот где реализация счастья и душевного напряжения. Самореализация не в “Ты мой”, “твоя”, “люблю”, “Навеки твой”, а в  “предчувствии” тебя. 

В символизме, по его собственным словам, он видел литературное направление,

связанное с  вопросами религии, философии и  общественности. Как раз насчет

философии Блоковский цикл «Стихов о Прекрасной Даме» наиболее интересен.

Однако если не знать символики Блока, за его  ассоциациями и философией

уследить невозможно. Поэт создал цельную всеобъемлющую  систему символов. В ее

основе лежит  простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной

Даме. Это стремление имеет много важных знаний: и мистическое  постижение

Бога, и поиск  жизненного пути, и порыв к идеалу, и еще бесконечное количество

оттенков значений в зависимости от контекста –  от смысла целого. Герой лирики

Блока, какой  бы облик он не принимал, оставался  близок к духовному облику

самого поэта. Можно сказать, что на протяжении всего своего творческого пути

Блок оставался  единственным лирическим героем Блока. Заря, звезда, солнце,

белый цвет –  все это синонимы Прекрасной Дамы.

К важнейшим  символам принадлежал образ размыкания кругов, он обозначал порыв

к Ней. Ветер  – знак ее приближения. Утро, весна  – время, когда надежда на

встречу наиболее сильна. Зима, ночь – разлука и торжество злого начала.

Синие, лиловые  миры или одежды символизируют крушение идеала, веры в

возможность встречи  с Прекрасной Дамой. Болото – символ обыденной жизни, не

освященной ее мистическим присутствием. «Жолтые фонари», «жолтая заря» (Блок

писал имя прилагательное «жолтый» через «о» и придавал этому важное значение:

таким образом он подчеркивал, что ему важен не цвет сам по себе, а символ,

который за ним стоит) символизирует пошлость повседневности.

Значение символов в большой степени зависит  от контекста. Например, слово

«чорный» (опять-таки непременно через «о» по тем же причинам, что и «жолтый»)

– символ чего-то опасного, грозного: так цикл стихотворений  о жестокой,

демонической  любви поэт назвал «Чорная кровь». В другом контексте «чорный»

может символизировать  тоже нечто грозное, но в то же время  и значительное,

чреватое мистическими отклонениями:

Знаю я твое льстивое имя,

Чорный бархат и губы в огне,

Но стоит за плечами твоими

Иногда неизвестное  мне.

Блок писал  нервами и кровью, отдавал литературе всего себя. Герой его поэзии,

вечно стремящийся к Прекрасной Даме и никогда не достигающий ее,

необыкновенно близок к нему самому; это – почти  его двойник, его лирический

герой.

До конца понять поэзию «Стихов о Прекрасной Даме»  одним умом, в спокойной

обстановке, не заплатив переживаниями, сомнениями, страстями, надеждами,

страхами, - невозможно.

Именно потому, что «Стихи о Прекрасной Даме»  очень сложны для восприятия, они

и привлекают множество  критиков, да и простых читателей. Но, не смотря на то,

что критики  по данному циклу написано достаточно много, на мой взгляд, белых

пятен в «Стихах  о Прекрасной Даме» еще достаточно и одним из этих пятен

является философия  цикла. 


Информация о работе Литература XX века