Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 01:42, реферат
В предвоенное и военное время рост «самосознания литературы» в основном происходил за счёт публицистики, которая и заняла место оттеснённой на второй план критики. Такая «перестановка» привела к сосредоточению литературно-критических публикаций на страницах массовых общественно-политических изданий. (Например, в «Правде» за время войны вышло более 160-ти подобных публикаций). Тенденции развития литературного процесса предвоенных лет освещались применительно к творчеству отдельных писателей.: К.Симонова, А.Толстого, Л.Леонова, Б.Горбатова, И.Эренбурга и других …
Введение 1
1. Литературные публикации и журналы довоенного времени 1
2. Печать и литературная критика 30-х годов 3
3. Критики о социалистическом реализме 5
Заключение 7
Меж тем главным недостатком социалистического реализма автор статьи называет его эклектизм (хаотичность, несистемность).
Но у Абрама Терца была правильная стилистическая установка: понимание того, что гротескная советская жизнь не может быть литературно подана в старой доброй реалистической манере. Это у него теоретически осознано и обосновано в статье «Что такое социалистический реализм?» — безусловно, лучшем сочинении подпольного, доэмигрантского Абрама Терца. Несколько цитат из этого замечательного текста:
Социалистический реализм исходит из идеального образца, которому он уподобляет реальную действительность… Мы изображаем жизнь такой, какой нам хочется ее видеть и какой она обязана стать, повинуясь логике марксизма. Поэтому социалистический реализм, пожалуй, имело бы смысл назвать социалистическим классицизмом.
Это типологическая характеристика. А вот анализ, оценка и перспектива:
«Для социалистического реализма, если он действительно хочет подняться до уровня больших мировых культур и создать свою «Коммуниаду», есть только один выход — покончить с «реализмом», отказаться от жалких и все равно бесплодных попыток создать социалистическую «Анну Каренину» и социалистический «Вишневый сад». Когда он потеряет несущественное для него правдоподобие, он сумеет передать величественный и неправдоподобный смысл нашей эпохи.
Учитывая характер того времени из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что литературная критика не позиционировала себя как часть искусства и не стремилась приобщить читателя к отвлеченным материям. Она была инструментом пропаганды советской власти и указателем идеологического направления(однако не таким сильным, как рапповское). Несмотря на противоречивость: с одной стороны идеологическую однонаправленность, а с другой служение социуму и человечеству, эта критика была достаточно качественной, но она уже не представляла такой эстетической ценности, как дореволюционная. Также отмечается уменьшение публикаций критических статей, и «постоянное оглядывание» авторов на цензуру ( в начале-середине 30-х ) и затем резкий подъем с ориентацией на «оборонническую» и патриотическую тематику.
Список литературы