Литературоведение как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 11:48, реферат

Краткое описание

Литературоведением называют науку, которая изучает генезис происхождения, развитие и специфику литературного творчества в конкретных художественных произведениях, а также условия литературных процессов прошлого и настоящего.

Вложенные файлы: 1 файл

Литературоведение как наука.doc

— 36.00 Кб (Скачать файл)

                                  Литературоведение как наука.

 

Литературоведением называют науку, которая изучает генезис происхождения, развитие и специфику литературного творчества в конкретных  художественных произведениях, а также условия литературных процессов прошлого и настоящего.

 

Современное литературоведение состоит из 3 самостоятельных, но тесно связанных между собой дисциплин:

 

1) Теория литературы

Исследует природу словесного творчества, разрабатывает и систематизирует законы, общие понятия художественной литературы. Играет функциональную роль, т. е. не столько дает характеристику конкретных особенностей данного понятия, сколько определяет функцию, которую оно выполняет.

 

Теория литературы развивается  в процессе общения и философско-эстетического осмысления всей совокупности фактов историко-литературного процесса.

 

По мере накопления отдельных литературных фактов, создается база данных, относящихся к прошлому, начинает складываться история литературы.

 

Она на первых порах интересуется преимущественно историей становления талантов. Совокупность «моноисторий» позволяет перейти к созданию истории литературы одной страны. На следующем этапе освоения рассматривается история нескольких литератур, близких по типу культуры и языку.

И, наконец, развитие средств общения, и усовершенствование способов передачи информации дают возможность воссоздать и историю всемирной литературы во всех ее связях и особенностях. Не следует думать, что именно эта фаза является последним словом литературоведения – таковы общие тенденции современных социальных наук, тяготеющих к обобщениям. Ценность исследования никоим образом не определяется только широтой охвата явлений; очень важны глубина и точность анализа, тем более, что в искусстве творчество одной личности может иметь больший вес, нежели совокупные усилия целой группы писателей – все зависит от таланта.

 

2) История литературы

Интересуется прежде всего конкретным, неповторимым, исследует своеобразие различных национальных литератур, изучает историю возникновения, смены, развития литературных направлений и течений, литературных периодов, художественных методов и стилей в разные эпохи и у разных народов, а также творчество отдельных писателей как закономерно обусловленный процесс.

 

История литературы рассматривает любое литературное явление в историческом развитии. Так, историк литературы, в отличие от теоретика, стремится установить не постоянные, неизменные признаки романтизма, а его специфику, своеобразие романтических жанров в немецкой, русской или английской литературе.

 

Итак, и теорию, и историю литературы объединяет то обстоятельство, что  они обязаны раскрывать процесс  литературного развития, постигать  и осмысливать закономерности ее исторического развития. Однако средства и приемы исследования у них различны. Теория стремится определить существо развивающейся эстетической системы, обеспечивает историческую масштабность мышления литературоведения как научной сферы, дает общую перспективу художественного процесса, а история характеризует самый процесс становления системы и развития ее различных форм, анализирует их конкретные проявления, обеспечивает конкретность мышления. Значит, в истории литературы теория обретает реальную, зримую основу своих построений, без чего невозможно никакое стремящееся к перспективности, целостности, историчности мышление. Иначе говоря, теория литературы, давая методологию истории литературы, находит в ней конкретный материал для своих обобщений.

 

3)Литературная критика.

Литературный критик – своего рода посредник между автором и читателем литературного произведения, поэтому работа критика адресована и писателю, и читателю. Писателю важно знать, как воспринимается и оценивается созданное им. Читателю критика помогает увидеть достоинства и недостатки произведения, расширяет его кругозор, помогает ориентироваться в потоке современной литературы.

Таким образом, улавливается тесная взаимосвязь следующих 3 дисциплин: литературной критики, теории и истории литературы. Действительно, нельзя заниматься теорией литературы, не зная ее истории и не владея основными приемами критики, так же, как невозможно быть критиком, не усвоив истории литературы и ее теории. Другими словами, теория литературы основывается на свидетельствах истории литературы и литературной критики и, в свою очередь, вооружает их руководящими идеями и принципами.

 

Существует  так же ряд вспомогательных литературоведческих  дисциплин,

каждая  из которых способна функционировать и как самостоятельная. Прежде всего, к таковым следует относить текстологию и библиографию.

 

Текстология – наука о текстах литературных произведений. Задача текстологии – критическая проверка и установление подлинного текста автора, без чего невозможны дальнейшее исследование, толкование, публикация и т.п.

Эта задача осуществляется путем восстановления истории текста, соотнесения различных авторских рукописей и списков, сопоставления редакций, принципиально различающихся версий первоисточника.

 

Библиография – отрасль научного описания и систематизации информации

о произведениях  печати и письменности. В библиографическое  описание

включаются все необходимые  фактические сведения о данной работе. Библиография бывает научно-вспомогательной, в которой приводятся пояснительные аннотации, краткие комментарии, дополнительные описания, и рекомендательной, содержащей перечень основных публикаций по определенным разделам знания или темам, излагающим основные положения или содержание изданий, дающих оценку и рекомендации читателям.


Информация о работе Литературоведение как наука