Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 12:47, сочинение
Противостояние личности и государства — одна из самых заманчивых для А. С. Пушкина тем. Именно она постоянно и настойчиво перекликается с такими вечными его мотивами, как свобода, место человека в обществе, сила, власть.
Противостояние личности и государства
— одна из самых заманчивых для
А. С. Пушкина тем. Именно она постоянно
и настойчиво перекликается с
такими вечными его мотивами, как
свобода, место человека в обществе,
сила, власть.
В качестве сторон
конфликта А. С. Пушкин создал два
образа: Петра Первого и Евгения.
Петр — воплощение государства, император
российский, Медный всадник. Он построил
Санкт-Петербург. Для России, для страны,
для государства это хорошо — “отсель
грозить мы будем шведу”. Но во благо ли
это Евгению, человеку, личности?
А кто, собственно, сказал, что Евгений
— личность?
Хотя бы и своими последними словами “ужо
тебе...” явно заслужил. Этим он восстал
против самодержца, а значит — против
государства. Тот, кто осмелился на такое,
— уже личность. Кроме того, под “личностью”
(в литературном, а не биологическом смысле)
обычно подразумевают человека, имеющего
собственный взгляд на вещи, а не прожигающего
жизнь свою “с легкостью необыкновенной”.
Так вот, у Евгения имеется этот самый
“собственный взгляд”.
конфликт в “Медном
Значит, в какой-то степени человек и “особый
аппарат органов публичной власти” стоят
в одном ряду, бок о бок, так сказать. Но
в таком случае в поэме должна быть некая
“третья сила”, которая если не сплотит
Петра Первого и Евгения, например, в неприятии
себя самой, то хотя бы намекнет на такую
возможность. На возможность единения
личности и государства.
И А. С. Пушкин находит третью силу. Как
ни банально, ею становится природа, стихия.
Именно ее поборол Петр Первый, возведя
северную столицу, именно она взбунтовалась
в 1824 году. Взбунтовалась именно против
стоящего на Неве города, против его создателя,
против государства.
Не являясь частью государства, Евгений
вовлечен в эту борьбу поневоле. И неожиданно
оказывается на стороне именно государства.
А есть совершенно неожиданный исход поэмы.
Что происходит после знаменитого “ужо
тебе...”? Евгений в страхе бежит от Всадника,
тот за ним. С одной стороны, это гнев великого
монарха на сумасшедшего червя. А с другой
— они бегут в одном направлении, и это
что-нибудь да значит. Два злейших врага
встречаются на узкой тропинке именно
в тот момент, когда им делить особенно
и нечего. Евгений бежит от Петра, а Петру,
хотя бы и в гневе, не до Евгения.
в “Медном всаднике” Пушкин, как, наверное,
нигде, не хочет “себя показать”. Он —
певец реальности. Главными поэтому становятся
две вещи. Во-первых, написать поэму как
можно объективнее. А во-вторых, самому
понять только что написанное. Такой подход
дает небывалый эффект. Читатель как бы
сам осмысливает все ему предлагаемое
и делает собственные выводы. Вообще говоря,
иначе и невозможно.
Конфликт в чистом виде личности и государства
не имеет решения. Всегда он был, всегда
он будет.
Информация о работе Личность и государство в поэме "Медный всадник"