Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:58, доклад
Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» был написан накануне отмены крепостного права и затрагивает ряд политических, общественных и нравственно-духовных проблем, актуальных переломной эпохи середины 19 века. Безусловно, писателем затрагивается в его произведении и тема любви. Типично для художественной литературы обращение писателей к любовной тематике как «спасительной» для главных героев. Такая сюжетная схема представлена у Ф.М. Достоевского в «Преступлении и наказании», когда Соня спасает Раскольникова от его разобщенности с окружающими; у М.А. Булгакова в «Мастере и Маргарите», где женщина даже заключает сделку с дьяволом во имя любви к мастеру и ряд других.
Роман Ивана Сергеевича Тургенева
«Отцы и дети» был написан
накануне отмены крепостного права
и затрагивает ряд
Какую же роль играет тема любви у И.С. Тургенева? В романе можно проследить несколько любовных линий: чувства Евгения Базарова к Анне Одинцовой, любовь Аркадия и Кати, привязанность отцов и детей на примере Базарова и его родителей.
Евгений Базаров и его друг Аркадий Кирсанов нигилисты. Нигилист – человек, ум которого заражен безверием ни во что, а так же пропагандирующего протест против всех общественных устоев и ценностей. Нигилисты называют искусство бесполезным, общепринятую мораль устаревшей, религию ненужной, скептически относится к чувственным рвением сердца. Базаров искренне разделяет свои убеждения, фактически — он и есть источник нигилизма в романе. В противовес ему, Аркадий Кирсанов лишь увлекается идеями нигизма и потому, влюбляясь в сестру главной женской героини Одинцовой Катю, с легкостью отказывается от своих убеждений и всецело отдает себя взаимным любовным переживаниям.
Для Базарова же любовь к богатой вдове Анне Одинцовой становится настоящим испытанием. Появившаяся в нем чувственность, вносит раздор и смятение в его ум, ведь он сам начинает жить и дышать тем, что столь рьяно отрицал, подвергал сомнению, почти высмеивал, и побороть в себе это чувство герой не в состоянии. Он признается Анне в своих чувствах. Но Одинцова остается холодна, на слишком привыкла к своему размеренному образу жизни и лишние волнения ей ни к чему, спокойствие для нее наивысшая ценность, оно субъективно существеннее любовных переживаний.
На этом примере мы наблюдаем, как писатель Тургенев использует тему любви в ее нехарактерном для литература амплуа. Здесь любовь выступает не спасением, а испытанием, провокацией, средством, разрушающим все существование главного героя, накладывающим на его конфликт с обществом еще и внутриличностный конфликт своих разума и сердца. Любовь у Тургенева тут опосредованно выступает причиной буквальной гибели главного героя. Базаров как герой самобытный, как сильная личность, остается верен своим идеалам до самой смерти в результате заражения крови. Автор проникается симпатией и уважением к своему персонажу, но также Тургенев прекрасно понимает несостоятельность образа Базарова тенденциям времени, называя его лишним, указывая на преждевременность его революционных и демократических убеждений и взглядов. Потому он и не оставляет герою шансов на спасение, используя, можно назвать, довольно изощренный способ разгромления Евгения Базарова как любовь.
На примере
взаимоотношений Евгения
Такой финал можно считать символической победой родительско-сыновьей любви, которая выступила единственной любовью в романе, которая позволяет раскрыть, обогатить и дополнить, пусть и на самых последних страницах произведения, образ главного героя, придавая ему завершенность и целостность.
Информация о работе Любовь в жизни героев романа Отцы и дети