Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 21:39, реферат
В советские времена Чингиз Айтматов поставил этот роман рядом с «Тихим Доном» М. Шолохова, различив их по степени доступности широкому читателю. Далеко не все способны осмыслить «Мастера и Маргариту» в том идеологическом философском ключе, который предлагает автор. Конечно, чтобы вникнуть, понять все подробности романа, человек должен обладать высокой культурной подготовленностью и исторической осведомленностью по многим вопросам, но феномен восприятия произведения в том, что «Мастера…» перечитывают и юные.
Вступление
1. Личность Булгакова
2. «Мастер и Маргарита».
3. Главные герои романа:
А) Иешуа и Воланд
Б) Свита Воланда
В) Мастер и Маргарита
Г) Понтий Пилат
Д) Москва 30-х годов
Заключение. Судьба романа «Мастер и
Маргарита».
Библиография
Тема:
М.А. Булгаков и его роман
«Мастер и Маргарита»
План:
Вступление
1. Личность Булгакова
2. «Мастер и
Маргарита».
3. Главные
герои романа:
А) Иешуа и Воланд
Б) Свита Воланда
В) Мастер и Маргарита
Г) Понтий Пилат
Д) Москва 30-х годов
Заключение.
Судьба романа «Мастер и
Маргарита».
Библиография
Вступление.
«Из всех писателей
20-х – 30-х гг. нашего, идущего сегодня
к концу, века, наверное, Михаил Булгаков
в наибольшей мере сохраняется в
российском общественном сознании. Сохраняется
не столько своей биографией, из которой
вспоминают обычно его письма Сталину
и единственный телефонный разговор с
тираном, сколько своими гениальными произведениями,
главное из которых – «Мастер и Маргарита».
Каждому следующему поколению читателей
роман открывается новыми гранями. Вспомним
хотя бы «осетрину второй свежести», и
придет на ум печальная мысль, что вечно
в России все второй свежести, все, кроме
литературы. Булгаков это как раз блестяще
доказал». – Вот так, в нескольких словах,
Борис Соколов, известный исследователь
творчества Булгакова, сумел показать,
какой ощутимый вклад внес писатель в
русскую и мировую литературу. Выдающиеся
творческие умы признают роман «Мастер
и Маргарита» одним из величайших творений
двадцатого века. В советские времена
Чингиз Айтматов поставил этот роман рядом
с «Тихим Доном» М. Шолохова, различив
их по степени доступности широкому читателю.
Далеко не все способны осмыслить «Мастера
и Маргариту» в том идеологическом философском
ключе, который предлагает автор. Конечно,
чтобы вникнуть, понять все подробности
романа, человек должен обладать высокой
культурной подготовленностью и исторической
осведомленностью по многим вопросам,
но феномен восприятия произведения в
том, что «Мастера…» перечитывают и юные.
Стоит вспомнить, что первые рисунки к
нему сделала талантливая девочка-художница
Надя Рушева. Дело в том, вероятно, что
ребенка привлекает фантастичность произведения
с элементом сказки, и даже если детский
мозг не способен понять сложных истин
и глубинного смысла произведения, он
принимает то, что способно заставить
работать воображение и фантазию ребенка.
Пытаясь объяснить
«загадки» «Мастера и Маргариты»,
критическая мысль обращается с
аналогиями к творчеству Гоголя, что
естественно, ибо Булгаков считал автора
«Мертвых душ» своим учителем. Но это не
единственный писатель, который, по мнению
критиков, повлиял на творчество Михаила
Афанасьевича. В отечественной литературе
его предшественниками, помимо Гоголя,
считаются Достоевский, Салтыков-Щедрин,
А. Белый, Маяковский (как драматург), в
зарубежной – прежде всего Гофман, немецкий
романтик, воссоздавший мир как некую
ирреальность. Нет сомнения, что список
этот будет увеличиваться.
До сих пор
точно никто не смог определить,
что представляет собой сатирический,
философский, психологический, а в ершалаимских
главах - эпический роман «Мастер и Маргарита».
Его рассматривали и как результат мирового
литературного развития, и как исторический
отклик на конкретные события жизни 20-х
и 30-х гг. и как концентрацию идей предыдущих
произведений писателя. Но самое главное,
Булгаков, предчувствуя свою смерть, осознавал
«Мастера и Маргариту» как «последний
закатный роман», как завещание, как свое
главное послание человечеству (что самое
удивительное, писал он это произведение
«в стол», для себя, совсем не уверенный
в перспективе публикации шедевра).
История отблагодарила
писателя за труд: роман все-таки вышел
в свет из глубины ящика булгаковского
стола (впервые - в 1966 году в одиннадцатом
номере журнала «Москва»), когда
остались позади безнадежные сталинские
времена. А теперь скажем несколько слов
о самом М.А. Булгакове…
1.
Личность М.А. Булгакова
Булгаков-писатель и Булгаков-
«Ты нас породил, а мы тебе
все пути преградим. Лежи, фантаст,
с загражденными устами.
Тогда выходит, что мой
Вот это я тебе, взамен могильных
роз,
Взамен кадильного куренья;
Ты так сурово жил и до конца донес
Великолепное презренье.
Ты пил вино, ты как никто
шутил
И в душных стенах задыхался,
И гостью страшную ты сам
к себе впустил
И с ней наедине остался.
И нет тебя, и все вокруг
молчит
О скорбной и высокой жизни,
Лишь голос мой, как флейта,
прозвучит
И на твоей безмолвной тризне.
О, кто поверить смел, что полоумной
мне,
Мне, плакальщице дней не бывших,
Мне, тлеющей на медленном
Всех потерявшей, всех забывшей,
-
Придется поминать того, кто, полный
сил,
И светлых замыслов, и воли,
Как будто бы вчера со мною
говорил,
Скрывая дрожь смертельной
2.
“Мастер и Маргарита“.
Немного можно
назвать романов, которые бы породили
столько споров, как «Мастер и
Маргарита». Спорят о прототипах действующих
лиц, о книжных источниках тех или
иных слагаемых сюжета, философско-эстетических
корнях романа и его морально-этических
началах, о том, кто является главным героем
произведения: Мастер, Воланд, Иешуа или
Иван Бездомный (несмотря на то, что автор
совершенно ясно выразил свою позицию,
назвав 13 главу, в которой Мастер впервые
выходит на сцену, «Явление героя»), о том,
наконец, в каком жанре написан роман.
Последнее однозначно определить невозможно.
Очень хорошо это подметил американский
литературовед М. Крепс в своей книге «Булгаков
и Пастернак как романисты: Анализ романов
«Мастер и Маргарита» и «Доктор Живаго»»
(1984): «Роман Булгакова для русской литературы,
действительно, в высшей степени новаторский,
а потому и нелегко дающийся в руки. Только
критик приближается к нему со старой
стандартной системой мер, как оказывается,
что кое-что так, а кое-что совсем не так.
Платье Менипповой сатиры (основатель
этого жанра – древнегреческий поэт Шв.
до н. э. Менипп – И.А.) при примеривании
хорошо закрывает одни места, но оставляет
оголенными другие, пропповские критерии
волшебной сказки приложимы лишь к отдельным,
по удельному весу весьма скромным, событиям,
оставляя почти весь роман и его основных
героев за бортом. Фантастика наталкивается
на сугубый реализм, миф на скрупулезную
историческую достоверность, теософия
на демонизм, романтика на клоунаду». Если
добавить еще, что действие ершалаимских
сцен - романа Мастера о Понтии Пилате
происходит в течение одного дня, что удовлетворяет
требованиям классицизма, то можно сказать,
что в булгаковском романе соединились
едва ли не все существующие в мире жанры
и литературные направления. Тем более
что достаточно распространены определения
«Мастера и Маргариты» как романа символистского,
постсимволистского или неоромантического.
Кроме того, его вполне можно назвать и
постреалистическим романом, поскольку
с модернистской и постмодернистской,
авангардистской литературой «Мастера…»
роднит то, что романную действительность,
не исключая и современных московских
глав, Булгаков строит почти исключительно
на основе литературных источников, а
инфернальная фантастика глубоко проникает
в советский быт. Может быть, предпосылкой
такой многоплановости жанра романа является
то, что Булгаков сам долго не мог определиться
в его окончательном сюжете и названии.
Так, существовало три редакции романа,
в которых были следующие варианты названий:
«Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер
с копытом», «Сын В(елиара?)», «Гастроль
(Воланда?)» (1-ая редакция); «Великий канцлер»,
«Сатана», «Вот и я», «Шляпа с пером», «Черный
богослов», «Он появился», «Подкова иностранца»,
«Он явился», «Пришествие», «Черный маг»
и «Копыто консультанта» (2-ая редакция,
которая носила подзаголовок «Фантастический
роман» - может быть это является намеком
на то, как сам автор определял жанровую
принадлежность своего произведения);
и, наконец, третья редакция первоначально
называлась «Князь тьмы», и менее чем через
год, появилось всем известное теперь
заглавие «Мастер и Маргарита».
Надо сказать,
что при написании романа Булгаков
пользовался несколькими философскими
теориями: на них были основаны некоторые
композиционные моменты, а так же мистические
эпизоды и эпизоды ершалаимских глав.
Писатель большинство идей позаимствовал
у украинского философа 18 века Григория
Сковороды, (труды которого изучил досконально).
Так, в романе происходит взаимодействие
трех миров: человеческого (все люди в
романе), библейского (библейские персонажи)
и космического (Воланд и его свита). Сравним:
по теории «трех миров» Сковороды, самый
главный мир – космический, Вселенная,
всеобъемлющий макрокосм. Два других мира
– частные. Один из них – человеческий,
микрокосм; другой – символический, т.е.
мир библейский. Каждый из трех миров имеет
две «натуры»: видимую и невидимую. Все
три мира сотканы из добра и зла, и мир
библейский выступает у Сковороды как
бы в роли связующего звена между видимыми
и невидимыми натурами макрокосма и микрокосма.
У человека имеются два тела и два сердца:
тленное и вечное, земное и духовное, и
это означает, что человек есть «внешний»
и «внутренний». И последний никогда не
погибает: умирая, он только лишается своего
земного тела. В романе «Мастер и Маргарита»
двойственность выражается в диалектическом
взаимодействии и борьбы добра и зла (это
является главной проблемой романа). По
тому же Сковороде, добро не может существовать
без зла, люди просто не будут знать, что
это добро. Как сказал Воланд Левию Матвею:
«Что бы делало твое добро, если бы не существовало
зла, и как бы выглядела земля, если бы
с нее исчезли все тени?». Должно быть некое
равновесие между добром и злом, которое
в Москве было нарушено: чаша весов резко
склонилась в сторону последнего и Воланд
пришел, как главный каратель, чтобы восстановить
его.
Трехмирность
«Мастера и Маргариты» можно соотнести
и со взглядами известного русского
религиозного философа, богослова и ученого-математика
П.А. Флоренского (1882-1937), который развивал
мысль о том, что «троичность есть наиболее
общая характеристика бытия», связывая
ее с христианской троицей. Он также писал:
«...Истина есть единая сущность о трех
ипостасях…». У Булгакова действительно
композиция романа складывается из трех
пластов, которые в совокупности приводят
нас к пониманию главной идеи романа: о
нравственной ответственности человека
за свои поступки, о том, что стремиться
к истине должны все люди во все времена. И,
наконец, последние исследования творчества
Булгакова наводят многих ученых, литературоведов
на мысль, что на философскую концепцию
романа повлияли взгляды австрийского
психиатра Зигмунда Фрейда, его работа
«Я и ОНО» о выделении Я, ОНО и Я-идеала
в человеке. Композицию романа образуют
три причудливо сплетенных между собой
сюжетных линии, в каждой из которых своеобразно
преломились элементы фрейдовского представления
о человеческой психике: в библейских
главах романа повествуется о жизни и
смерти Иешуа Га-Ноцри, олицетворяющего
Я-идеал (стремится к добру, истине и говорит
только правду), в московских главах показаны
похождения ОНО – Воланда и его свиты,
обличающей людские низкие страсти, пошлую
похоть, вожделение. Кто же олицетворяет
Я? Трагедия Мастера, названного автором
героем, заключается в потере своего Я.
«Я теперь никто… у меня нет никаких мечтаний
и вдохновения тоже нет… меня сломали,
мне скучно, и я хочу в подвал», - говорит
он. Как истинно трагический герой, Мастер
виноват и не виноват. Вступив посредством
Маргариты в сделку с нечистой силой, «он
не заслужил света, он заслужил покой»,
желанное равновесие между ОНО и Я-идеалом.
Информация о работе М.А. Булгаков и его роман «Мастер и Маргарита»