Малые жанры детского фольклора. Разновидности. Общие особенности. Признаки жанра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 17:17, реферат

Краткое описание

Дразнилки – небольшие стишки, созданные детьми для высмеивания недостатков человека, с которыми сталкиваются, или для защиты от обидчика. Изучив детские дразнилки, можно более полно понять ребёнка: какие пороки ему более неприятны. Важно понимать, что дразнилка не издевательство, хотя грань между ними очень тонкая. Она учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает

Содержание

Вступление

Колыбельные песни

Пестушки и потешки

Дразнилки

Считалки

Заклички

Скороговорки

Заключение

Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

referat.docx

— 28.58 Кб (Скачать файл)

Минестрество образования и науки РФ

Бирский филиал федерального государственного

бюджетного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

БашГУ

 

 

Реферат

 Малые жанры детского фольклора. Разновидности. Общие особенности. Признаки жанра.

 

 

 

 

Выполнила : студентка 22 группы ПиМДО

Садыкова Ю.А.

Проверила: Петишева В.А.

 

 

 

Бирск 2014

 

Содержание

 

 

  1. Вступление

 

  1. Колыбельные песни
  2.  
    Пестушки и потешки
  3.  
    Дразнилки
  4.  
    Считалки
  5.  
    Заклички

 

  1. Скороговорки
  2.  
    Заключение

 

  1. Используемая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой  
речи. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре».  
В ранней своей форме фольклор был тесно связан с другими видами деятельности человека, отражая зачатки его знаний и религиозно-мифологических представлений. В процессе развития общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества. Некоторые жанры и виды фольклора прожили длительную жизнь.  
Образы народных героев выражают лучшие черты русского национального характера; в содержании фольклорных произведений отражаются наиболее типичные обстоятельства народной жизни. Достигнув полной идейной и художественной завершенности, произведения нередко сохранялись долгое время почти без изменений как поэтическое наследие прошлого, как культурное богатство непреходящей ценности.  
Детский фольклор — народное творчество для детей разного возраста от самого их рождения.  
Человек встречается с устным народным творчеством с первых дней своей жизни. Мама пела нам колыбельные песенки, а это жанр фольклора. Мы подрастали, начинали играть, используя песенки, считалки, загадки…  
Народные песни, сказки, пословицы, загадки радуют нас красотой слова, заражают своим веселым смехом, волнуют глубиной мысли. Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора, массовой культуры, бытующих представлений и многого другого.  
Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия.  
Эту тему я решил исследовать после изучения фольклора на уроках литературы. Мне было интересно узнать побольше именно о детском фольклоре. Изучая тему, я был даже удивлён тем, что детский фольклор - одно из самых живых и богатых явлений современной культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рожденные. И те, и другие непрерывно обновляются, переделываются. Как и фольклор взрослых, детский фольклор отражает историю, идет с ней в ногу.  
Веселые стишки, смешные песенки, забавные дразнилки, скороговорки знают и передают друг другу дети всей нашей страны. Это общенациональное детское искусство слова.  
Объектом для своей исследовательской работы я выбрал несколько малых жанров детского фольклора, которые наиболее популярны среди моих сверстников.

Глава 1. Колыбельные песни.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Знакомство с фольклором начинается с первых дней жизни человека. Для новорожденных мамы поют колыбельные песни. Это песни, которыми убаюкивают ребенка. Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. Конечно, их складывали не грудные младенцы, но оценивали-то именно они. Взрослые замечали, под какие слова и напевы дети лучше засыпают, повторяли их, запоминали, передавали следующим поколениям. Люли-люли-люленьки, прилетели гуленьки..... В таких песенках чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки-касаточки, мурлыкающий кот, говорится о тишине, покое. В старинных колыбельных песнях упоминаются некие живые существа, у каждого из них - свои обязанности. В этих песнях говорится о тишине и покое. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "киса".  
Киса, кисанька, коток,  
Киса - серенький хвосток.  
Приди, киса, ночевать.  
Приди Васеньку качать  
Уж как я тебе, коту,  
За работу заплачу –  
Дам кусок пирога  
И кувшин молока

Глава 2. Потешки и пестушки.  
Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.  
Подрастет ребенок, а его уже ждут новые приговорки и песенки – пестушки.  
Пестушка – это короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которой сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. Пестушки, от слова пестовать - воспитывать. Не знали в прошлом бабушки, что такое физкультура, закалка, массаж, но все, что нужно, делали - под разные песенки, шуточки-прибауточки. В пестушках слышатся любовь, доброта. Они складные, красивые. И еще учат малыша, он слушает и смотрит, где у него ножка, где - роток. Потом начинаются самые первые игры, потешки: Идет коза рогатая..., Сорока-ворона кашку варила..., Ладушки. Здесь вместе с удовольствием ребенок получает и пользу.  
Потягунюшки,  
Порастунюшки,  
Поперек толстунюшки,  
А в ножки - ходунюшки  
А в ручки - хватунюшки,  
А в роток - говорок,  
А в головку – разумок.

Глава3. Дразнилки.  
Дразнилки – небольшие стишки, созданные детьми для высмеивания недостатков человека, с которыми сталкиваются, или для защиты от обидчика. Изучив детские дразнилки, можно более полно понять ребёнка: какие пороки ему более неприятны. Важно понимать, что дразнилка не издевательство, хотя грань между ними очень тонкая. Она учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении. Литературные дразнилки объективны, их автор обращается к этому жанру не для посрамления конкретного ребенка, а для изображения недостатков, свойственных в той или иной степени всем детям. Детские дразнилки прочно связаны с игровым детским фольклором – потешками, считалками, небылицами, скороговорками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности.  
Жизнь детей пробуждает в их душе и сознании не только радостные, бурно веселые, счастливые переживания. По разным причинам и поводам ребенку свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни, отвращения, даже ненависти и злости.  
Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, в звуковых и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах – в дразнилках.  
Конечно, назойливое преследование с помощью дразнилок взрослого или маленького, привычка всех и вся передразнивать всегда встречала сопротивление («Дразнило – собачье рыло»). Но наличие дразнилок, их разнообразие и цензурный характер – показатель здоровых отношений в детском коллективе, умеющем постоять за себя без помощи взрослых и кулачной расправы.  
Народная дразнилка всем своим строем предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поседении, привычках, во внешнем виде. Без дразнилки игра в жизнь ребенка утрачивает вкус, справедливость.  
Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображен. Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них очень тонко подмечаются какой-либо порок, недостаток или слабость человека, которые и выставляются на осмеяние. Дразнилки сложены почти на все русские имена. Но чаще дразнилки высмеивают жадных ребят, хвастунов, воображал, достается плаксам, трусам, ябедам. Не только взрослые учат уму-разуму. Но дети и сами все время воспитывают друг друга, исправляют недостатки.  
Плакса, вакса, гуталин  
На носу горячий блин!

***

Дядя хрюша - повторюша,  
А по имени Индюша.  
Все тарелки облизал,  
А спасибо не сказал!

***  
Ленчик-пончик,  
Съел батончик,  
Поросенка и быка,  
Выпил кринку молока,  
Еще клеть поел хлебов,  
Три корзины пирогов.

Глава 4. Считалки  
Считалка - жанр устного народного творчества. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку. Считалка использовалась в реальной жизни, и поэтому она является не самостоятельным литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую жизненную задачу - помочь распределить работу. В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными:  
Ази, двази, nризи, зизи,  
Пятом, мятом, шума, рума,  
Дуба, крест.  
Так что в древности считалка играла серьезную роль. И это была серьезная роль ещё и потому, что люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию. Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре, да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок. Считалки дети передают друг другу из уст в уста во время игр. Благодаря считалкам у детей развивается память и чувство ритма. Считалки полезно знать и взрослым, особенно воспитателям и няням. С помощью считалок очень просто вовлечь ребенка в игру.  
Тара - бара  
Домой пора  
Коров доить,  
Тебе водить.

Вĕт вĕлтĕрен хушшинче  
Сарǎ кайǎк чĕппи пур,  
Эс те чипер, вǎл та чипер,  
Чǎн чиперри сик те тух.

Глава 5. Заклички.  
Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.  
Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу – «перебить дождя»; гром – пожалеть дом, не пугать конец, гусей, детей; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить; обещает за исправную работу подарок – сварить борщик, дать огуречик.  
В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга. Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самом строе стиха – в волнообразных повторах, в смене картинок-просьб, в ритме – бойком, задорном, в звучании каждой строчки, каждого слова.  
Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Эта вера укрепляется самим действием заклинания и в то же время чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращается к силам природы ребенок всегда вместе с другими детьми (возможно, и взрослыми).  
Заклички, а также веснянки, приговорки называются традиционными, они переходили из поколения в поколение.  
Заклинают весну и солнце:

Весна-красна!  
Что принесла?  
Теплое летечко,  
Грибы в берестечко,  
Ягоды в лукошко,  
Открывай окошко!

Солнышко, солнышко,  
Выгляни в окошечко.  
Ждут тебя детки,  
Ждут малолетки.

Солнышко-ведрышко,  
Выйди из-за облышка.  
Сядь на пенек,  
Погуляй весь денек.

Солнышко, покажись!  
Красное, снарядись!  
Поскорей, не робей,  
Нас ребят обогрей!

Жаворонки, жавороночки!  
Прилетите к нам,  
Принесите нам лето теплое,  
Унесите от нас зиму холодную.  
Нам холодная зима надоскучила,  
Руки, ноги отморозила.

Глава 6. Скороговорки.

"Скороговорка –  шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании  звуков, которые затрудняют быстрое  произнесение слов, например: "на  дворе трава, на траве дрова" (Словарь русского языка под  ред. А. П. Евгеньевой, М.: Русский язык 1981-1988).  
Приведу ещё определение из Толкового словаря В. И. Даля: "Скороговорка – частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья, например: 
В один, Клим, клин колоти.  
У быка тупы губы, бык тупогуб.  
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком".  
Приведённые определения дают полное представление об этом элементе фольклора. Итак, скороговорки созданы народом для забавы детям. Однако эта забава иногда приносит очень большую пользу. Используя скороговорки, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения и пр. С детства помню скороговорку: "Шла Саша по шоссе и сосала сушку", которая очень трудно даётся тем, кто не в ладах с шипящими. А вот скороговорка для тех детей, у кого плохи дела с произношением буквы "р": "Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет".

Заключение

Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир,  
развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.  
Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.  
Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков.  
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.  
Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

  • Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках,  
    пословицах, загадках, народном языке: Очерки. – М.: Дет. лит., 1988.  
  • Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский  
    фольклор. – М., 1957.  
  • Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кн. 1. – Иркутск, 1930.  
  • Калугин В. И. Струны рокотаху: очерки о русском фольклоре – М.: Худ.  
    Лит., 1987.  
  • Толстой Л. Н. Былины/ Переизд. Предисл. В. П. Аникина; - М.: Дет.  
    Лит., 1984.

 

 


Информация о работе Малые жанры детского фольклора. Разновидности. Общие особенности. Признаки жанра