Малые фольклорные жанры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 23:50, реферат

Краткое описание

Детский фольклор - это специфическая область народного творчества, объединяющий мир детей и мир взрослых, включающий целую систему музыкально-поэтических жанров фольклора.
Так, например, В. П. Аникин к детскому фольклору относит «творчество взрослых для детей, творчество взрослых, ставшее со временем детским, и детское творчество в собственном смысле слова». Это мнение разделяют Э. В. Померанцева, В. А. Василенко, М. Н. Мельников и др. Другие ученые к детскому фольклору относят только те произведения, которые созданы и исполняются самими детьми

Содержание

№1. Колыбельные песни. Жанровые особенности. Пед. ценность…………2

№2. Пестушки, потешки, прибаутки: ………………………………………...4

№3. Считалки: ….. Считалки и развитие творческих способностей………..7

№4. Пословицы: жанровые особенности……………………………………...8

№5. Поговорки: …. Их роль в развитии ребенка……………………………..9

№6. Загадки: ……………………………………………………………………10

Вложенные файлы: 1 файл

реферат1.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

 

 Так что в древности  считалка играла серьезную роль. И это была серьезная роль  ещё и потому, что люди тогда  верили в силу слова, и считалка  была близка заклинанию.

 

 Позже, когда человеческая  жизнь изменилась, когда люди  перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок.

 

 Считалка — небольшой  стишок, с помощью которого определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

 

 «Аты-баты, шли солдаты,  Аты-баты, на базар. Аты-баты, что  купили? Аты-баты, самовар.

 

Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубля»…

Особенности: Особенности  считалки это строгая ритмичность, обилие рифм, особое внимание, уделяемое  не смыслу произносимых слов, а результатам, получаемым при счете.

 

Пед ценность: благодаря  считалкам у детей развивается память и чувство ритма. Считалки полезно знать и взрослым, особенно воспитателям и няням. С помощью считалок очень просто вовлечь ребенка в игру. Считалки это не только интересный и веселый жанр, детский фольклор, это еще и прекрасный материал для эстетического, психологического, физического и умственного развития ребенка.

 

№4. Пословицы: жанровые особенности.

 

 Пословица — малая  форма народного поэтического  творчества, облеченная в краткое,  ритмизованное изречение, несущее  обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

 

 Поэтика: Своей  силой пословица обязана смысловому  эффекту, возникающему в результате  особого стяжения синтаксической  и лексической формы, призванного  закрепить некое содержание; приемы, с помощью которых достигается это стяжение: а) краткость предложения и частое сочетание неопределенно-личных форм и глагола в настоящем времени или повелительном наклонении,

 

б) параллелизм, в) аллитерация, ассонанс, рифма и иные звуковые механизмы, делающие высказывание ритмически сжатым.

 

 Все эти приемы  помогают обобщить утверждение,  поднять его до уровня метафоры, то есть превратить в типический  эквивалент практически бесконечного  числа ситуаций.

 

 Пословица - самый  любопытный жанр фольклора, изучаемый  многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл.

 

Особенности: Широкому распространению  и долголетию пословиц способствовало то, что часть их, теряя свой прямой смысл, приобретала смысл переносный. Например, пословица Изломанного лука двое боятся, еще долго жила, поменяв прямой смысл на переносный, хотя народ давно сменил оружие. Но были и такие пословицы, которые изначально появлялись в переносном смысле, например, пословицу В камень стрелять - стрелы терять никогда не понимали в прямом смысле, относили к разным предметам и явлениям. О чем бы ни говорилось в пословицах - это всегда обобщение. Образное отражение действительности в пословице связано и с эстетической оценкой разнообразных явлений жизни. Вот почему пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: пословица - это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

 

 Своеобразна и форма  пословиц. Ей свойственна ритмическая организация, особое звуковое оформление. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно.

 

 Итак, пословица - это  краткое, вошедшее в речевой  оборот и имеющее поучительный  смысл, ритмически организованное  изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.

«Слезами горю не поможешь.»  «Хлеб-всему голова.» «Без труда  не вытащишь и рыбку из пруда.»

 

«Семеро одного не ждут.»

ПОСЛОВИЦА ЧЕМУ-ТО УЧИТ!!! (поучительный смысл!)

 

№5. Поговорки: …. Их роль в развитии ребенка.

 

 Поговорка это широко  распространенное образное выражение,  метко определяющее какое-либо  жизненное явление. В отличие  от пословиц, поговорки лишены  прямого обобщенного поучительного  смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши - все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.

 

 В речи пословица  часто становится поговоркой  и наоборот. Например, пословица  Легко чужими руками жар загребать часто употребляется как поговорка Чужими руками жар загребать, то есть образное изображение любителя чужого труда.

 

 Поговорки в силу  своей особенности образных выражений  чаще, чем пословицы, сближаются  с языковыми явлениями. В поговорках  больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах. Поговоркам часто присущи все свойства языковых явлений. Таково выражение свинью подложить, то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.

 

 Образность пословиц  и поговорок отличается от образности былин, сказок, песен и других жанров фольклора. Принципы создания образа в пословице и поговорке связаны со спецификой этого жанра. Одной из распространенных форм выражения образности является иносказание. Например, пословица От яблони - яблочки, а от сосны - шишки воспринимается не буквально, а в переносном, иносказательном виде. Однако некоторые пословицы употребляются именно в прямом смысле: По одежке встречают, по уму провожают.

Поговорка, в отличие  от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.

 

«Ложка дёгтя в бочке  мёда.» «Как Вы лодку назовете - так  она и поплывёт» «Слово не воробей.»  «Яйца курицу не учат.» «На Бога надейся, а сам не плошай.» «Скромность  украшает человека.»

ВЫВОДЫ О РОЛИ ПОГОВОРОК  И ПОСЛОВИЦ: содержат вековую народную мудрость; поучают и предостерегают в ненавязчивой форме; обогащают язык; украшают речь.

№6. Загадки: ….

 

 Загадка, как и  пословица, представляет собой  краткое образное определение  предмета или явления, но в  отличие от пословицы она дает  это определение в иносказательной, нарочито затемненной форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы).

 

 Загадки отличаются  четкостью построения фразы, лаконичностью,  образностью. Знание загадок воспитывает  поэтическое чувство. Загадки  учат нестандартности мышления: отыскивать сходство между самыми  отдаленными, внешне несходными вещами.

 

 Загадки - это великая  сокровищница человеческой мысли.  Они собрали в себе мудрость  и тягу к знаниям. Не случайно  в сказках герои так часто  загадывают загадки. Мудрость  была в почете всегда. Особенно  это видно в русских народных сказках. Попробуйте проверить свою догадливость и сообразительность. Для отгадывания загадок требуется не малая сообразительность. Не случайно психологи отмечают большое значение отгадывания загадок для умственного развития детей.

 

 Значение загадок  трудно переоценить. Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность. Загадки развивают в детях догадливость, воображение.

 

 Разгадывание загадок  развивает способность к анализу,  обобщению, формирует умение самостоятельно  делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность.

 

 Итак, посредством  загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

!!!!!!!!!!! Некоторым детям,  присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, "проглатывание"  окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию. Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

№1. Колыбельные песни. Жанровые особенности. Пед. ценность…………2

 

№2. Пестушки, потешки, прибаутки: ………………………………………...4

 

№3. Считалки: ….. Считалки и развитие творческих способностей………..7

 

№4. Пословицы: жанровые особенности……………………………………...8

 

№5. Поговорки: …. Их роль в развитии ребенка……………………………..9

 

№6. Загадки: ……………………………………………………………………10

 

 




Информация о работе Малые фольклорные жанры