Масонство и литература

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:51, контрольная работа

Краткое описание

Ответ на эти интересующие нас вопросы и является целью данной работы. Так, в главе «Появление масонства. Основные принципы» мы рассмотрим историю происхождения Ордена вольных каменщиков, его дальнейшее развитие, наиболее важные принципы его организации, символику. В главе «Масонство в России» рассмотрим развитие Ордена на территории нашей страны, особенности его становления в нашем государстве. Глава «Масонство и литература» является центром данной работы, так как именно в ней мы раскроем связь масонства и литературы, а также проследим влияние данного течения на жизнь и творчество великих русских писателей.
Данная работа интересна и тем, что масонство остается популярным и по сей день, объединяя в свои ряды миллионы людей по всему миру. Как известно, литература является мощнейшим средством воздействия на людей, поэтому связь между популярнейшим течением прошлого и современности и литературой, несомненно, крайне интересно для изучения.

Содержание

Введение 3
1. Появление масонства. Основные принципы 4
2. Масонство в России 7
3. Масонство и литература 9
3.1. Масонская литература 9
3.2. А.С. Пушкин – известнейший поэт-масон 13
3.3. Масонство в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Масонство и литература.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

5) Масонская литературная  критика, которая дошла до нас  в виде докладов, прочтенных на  заседаниях лож вольных каменщиков. Специфика этих докладов заключалась в том, что для профессиональных литературных критиков был важен элемент первоначального ознакомления с положениями своих будущих статей в кругу единомышленников, «братьев» по ложе. Отметим в числе «масонских» литературных критиков для XIX столетия Ф.Н. Глинку, для XX века Г.В. Адамовича, Н.М. Бахтина, П.А. Бобринского, С.К. Маковского, В.Е. Татаринова.

Следует отдельно перечислить  и основные «масонские» группы литераторов, возникшие в России вокруг отдельных лож:

1) Театральная труппа  Сухопутного шляхетского кадетского корпуса и «французская» ложа 1756-1759 гг. во главе с Р.И. Воронцовым. Несомненным руководителем этой группы был А.П.Сумароков;

2) Московский розенкрейцерский  кружок 1780-х годов, значительно  повлиявший на развитие русской журналистики. В качестве «литературных» лидеров этого кружка следует назвать М.М. Хераскова и Н.И. Новикова. Отметим также большое влияние этого кружка на становление многих писателей рубежа XVIII-XIX вв., например, на Н.М. Карамзина, М.И. Невзорова;

3) Литературное объединение,  сложившееся вокруг петербургской  ложи Избранного Михаила и  Вольного общества любителей  российской словесности. В числе  наиболее активных литераторов-масонов  из этой группы назовем следующие  имена: П.Н. Арапов, Н.А. Бестужев, Н.П. Брусилов, И.Н. Вольгемут, Ф.Н. Глинка, Н.И. Гнедич, Н.И. Греч, М.Н. Загоскин, П.С. Кайсаров, В.К. Кюхельбекер, А.А. Никитин, А.С. Норов, П.П. Помиан-Пезаровиус, В.С. Филимонов;

4) Особый круг преимущественно  молодых литераторов, сложился в начале 1930-х годов в парижской ложе Северная Звезда союза Великого Востока Франции. В эту масонскую ложу входили: М.А. Алданов, Вад.Л. Андреев, Г.И. Газданов, В.Н. Емельянов, В.Е. Жаботинский, В.В. Завадский-Корсак, Л.Ф. Зуров, А.И. Каффи, Х.Г. Кафьян, Я.Я. Кобецкий, А.П. Ладинский, С.А. Луцкий, М.М. Мабо (Азовский), С.В. Познер, С.Л. Поляков (Литовцев), В.А. Прейсман, В.Б. Сосинский, С.Г. Савельев (Шерман), Я.Л. Юделевский (Делевский), А.М. Юлиус. Лидером этой группы, несомненно, был М.А. Осоргин, который привлек молодых литераторов также к работе в независимой ложе Северные Братья;

5) Круг членов ложи  Юпитер в Париже в 1930-е –  1960-е годы. В числе наиболее  влиятельных литераторов, участвующих  в работе этой ложи назовем  В.А. Азова (Ашкинази), Н.М. Бахтина, Г.В. Адамовича, Н.Н. Евреинова, С.К. Маковского, В.П. Зубова, А.А. Трубникова (Трофимова).

Масонство влияло на литературу не только в России, но и в других странах. Назовем наиболее известных  писателей, на чье творчество оказало  влияние масонство: Англия и Шотландия - Роберт Бернс, Т. Карлейль, Р. Киплинг, А. Конан Дойль, А. Поп, В. Скотт, О. Уайльд; Германия – Х.М. Виланд, Г. Гейне, И.Г. Гердер, И.В. Гете, Я. Ленц, Г.Э. Лессинг, Ф. Шлегель, Ф.У.Л. Шредер (драматург и реформатор масонства); Ирландия – Р. Шеридан; Испания - Висент Бласко Ибаньес; Италия – Дж. Леопарди; Франция – Вольтер, А. Ламартин, Ж. де Местр, аббат Прево, Стендаль, С. Малларме, Ж. Де Нерваль, Руже де Лиль (автор «Марсельезы»), Л.К. Сен-Мартен; США – Марк Твен.

 

      3.2. А.С. Пушкин – известнейший поэт-масон

 

Известнейшим русским  масоном-литератором был, конечно  же, Александр Сергеевич Пушкин. Однако на причастность его к Ордену существует несколько точек зрения. Одно можно сказать точно: А.С. Пушкин был масоном и Орден, несомненно, повлиял на творчество писателя.

В кишиневском дневнике 1821 года Пушкин признается: «4 мая был я принят в масоны». Этим, казалось бы, очевиднейшим доказательством мы не ограничимся и найдем другие доказательства причастности Пушкина к Ордену.

Это, например, знаковый жест друга поэта и масона (по его собственноручному письменному признанию) князя Петра Вяземского, который положил в гроб поэта масонскую ритуальную перчатку. А что это, скажут, как не знак прощания «брата» с «братом»? Он и есть, знак.

Да и напрашивается совершенно очевидный вопрос: мог ли Пушкин не быть масоном, когда вокруг него все были вольными каменщиками? Так, отец поэта Сергей Львович Пушкин был масоном, дядя поэта и тоже поэт Василий Львович Пушкин также был масоном.

Первые литературные опыты Пушкина очень показательны - даже те, что стали школьно-хрестоматийными. Вот, скажем, известное стихотворное послание «К Чаадаеву», где поэт помимо прочего пишет: «…Товарищ, верь: взойдет она,/ Звезда пленительного счастья,/ Россия вспрянет ото сна… Вопрос: о какой звезде речь? Это просто образ? Стоит вспомнить масонскую символику-эмблематику, а там «пламенеющая звезда» есть один из важнейших масонских символов.

Да и личная переписка  Пушкина тех, кишиневских, лет тоже очень характерна. Так, в 1821 году поэт пишет масону Дельвигу характерную фразу: «Умертви в себе ветхого человека». Что это значит? Эта фраза – прямая цитата из одного из масонских ритуальных текстов.

Таким образом, совершенно очевидна связь А.С. Пушкина и  масонства, его причастность к Ордену. Мы видим и тот факт, что масонство оказало влияние и на литературное становление писателя в юности, которое нашло отражение в его ранних произведениях.

 

      3.3. Масонство в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

 

Говоря о литературных героях-масонах, в первую очередь все без исключения вспоминают о Пьере Безухове из «Войны и мира» Л.Н. Толстого. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» вышел в свет в то время, когда масонские общества в России давно уже были запрещены. Но события романа переносят нас в первые десятилетия XIX века, когда масонство в России процветало.

Поступление Пьера Безухова в масонское общество приходится на тяжелый период его жизни, связанный  с женитьбой на Элен Курагиной. Он мучается, понимая, что не только обманулся, но и обманул других. Считал себя виноватым, что женился не любя, - это повергает Пьера в глубокий кризис. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего нужно жить и что такое я? Что такое жизнь, что такое смерть? Какая сила управляет всем?» – спрашивает он себя. Эти размышления о смысле жизни характерны для положительных героев Толстого.

Со дня приема в  «братство масонов» для Пьера  началась «новая жизнь – деятельности и довольства собою». Вскоре Пьер, поддержанный братьями-масонами в своих давних намерениях, поехал по имениям «с целью весьма ясно определенной: облагодетельствовать своих двадцать тысяч душ крестьян».

Смысл жизни Пьер находит  в философии нравственного самоусовершенствования как средстве устранения зла в  себе и мире. Почему же Пьер, будучи атеистом и считая религию «несправедливою», вступает в масонское общество? Потому что привлекла формулировка целей этого общества: очищая и исправляя сердце и разум отдельных членов общества, исправить тем самым человеческий род и «противоборствовать злу, царствующему в мире». И он искренне принял новое учение и верил в него. Пьер воспринимал масонство не как религиозную секту с ее внешней обрядностью, а как «лучшее единственное выражение лучших, вечных сторон человечества». Такое решение давало ему на время иллюзию выхода из тупика, вызванного ощущением бесцельности существования. Оно открывало ему дорогу деятельности, по которой он тосковал. У него было так много сомнений и колебаний, что он потянулся к тем, кто имел веру и убежденность в чем-то: «Пьер с замиранием сердца… испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни». Итак, желание обрести что-то устойчивое, цель жизни для себя приводит Пьера в масонство…

Известны слова Л.Н.Толстого о том, что он не видит существенной разницы между основными принципами своего учения и философскими идеями масонства.

Смысл истинной жизни  видится ему в духовной любви  к миру и к ближнему как к  самому себе. По его мнению, для людей, которые нашли радость жизни  в духовной любви к миру, страха смерти не существует. Духовное существо человека бессмертно и вечно, оно не умирает после прекращения телесного существования. Пути человека к истинной жизни конкретизируются в учении о нравственном самоусовершенствовании человека, которое включает в себя заповеди Иисуса Христа из Нагорной проповеди в Евангелии от Матфея. Краеугольным камнем программы самоусовершенствования является заповедь о непротивлении злу насилием. Злом нельзя уничтожить зло, единственное средство борьбы с насилием – воздержание от насилия: только добро, встречаясь со злом, но, не заражаясь им, способно в активном духовном противостоянии злу победить его. Насилие не должно провозглашаться как принцип жизни, как закон ее.

Мысли Толстого о победе над злом и об осуществлении христианского идеала всеобщего братства созвучны идеалам масонства о нравственном совершенствовании каждого человека.

В завершение всему сказанному, можно сделать вывод, что сам  Толстой приветствовал основные идеи масонства, именно поэтому он и  направил своего блуждающего по жизни героя именно по пути Ордена, давая ему тем самым возможность изменить свою жизнь, приблизиться к духовному идеалу.

 

    Заключение

 

Подводя итог проделанной  работе, можно говорить о том, что  масонство было и остается значительным явлением в жизни людей всего мира. По сей день растут ряды вольных каменщиков, они ведут активную работу, занимаются благотворительностью. Можно долго спорить о положительном и отрицательном значении этого философского течения, но с полной уверенностью можно сказать лишь одно: оно существовало, существует и будет существовать еще не один век.

Основной целью данной работы было изучение масонства как  философского явления и связи его с литературой. Мы доказали, что Орден имел огромное влияние на писателей, критиков России того времени. Авторы бессмертных произведений отражали в своих трудах идеи масонства, направляли своих героев по пути духовного совершенствования в соответствии с идеалами Ордена. Из этого можно сделать вывод, что сами же писатели придерживались идей масонства, жили по принципам вольных каменщиков и видели идеал человеческого общества именно в основах Ордена.

Какой будет философия  масонства в будущем? Станет ли она  влиятельной идеей современности  или масонство будет привлекать к себе лишь тайнами и загадочными ритуалами? На все эти вопросы сможет ответить лишь время.

 

  Список использованной литературы

 

  1. Бакунин  Т.А.  Знаменитые  русские  масоны. Вольные  каменщики. – М.:Интербук,1991;
  2. Берберова  Н.А.  Люди  и  ложи. – Харьков,1997;
  3. Иванов  В.Ф.  Русская  интеллигенция  и  масонство. От  Петра  Первого  до  наших  дней. –2-е  изд. – М.:Москва,1998;
  4. Масонство.  Тайные  знания. /Авт. Сост.  С.П.Мельгунов, Н.П.Сидоров/ -  Минск: Харвест,1998;
  5. Россия  CUIII  столетия  в изданиях  Вольной русской типографии  А.И.Герцена и Н.П.Огарева.  Записки сенатора  И.В.Лопухина.  1859  Лондон /репринтное  воспроизведение/ - М.: Наука,1990;
  6. Символика  масонства  /из  серии  «Тайные  знания»/. – М.: Гелиос,1990;
  7. Финдель  И.Г.  История  франк масонства. – СПб.,1872-1874, т.1;
  8. Башилов Б. История русского масонства, М.: Русло– Община, 1992;

 

 




Информация о работе Масонство и литература