Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 13:05, реферат
Главная задача моей работы – проследить, как Л. Н. Толстой в своем романе «Война и мир» раскрывает характеры героев, на примере одного из них.
Роману "Война и мир" Л.Н. Толстой посвятил семь лет напряженного и упорного труда. 5 сентября 1863 года А.Е. Берс, отец Софьи Андреевны, жены Л.Н. Толстого, послал из Москвы в Ясную Поляну письмо со следующим замечанием: «Вчера мы много говорили о 1812 годе по случаю намерения твоего написать роман, относящийся к этой эпохе». Именно это письмо исследователи считают «первым точным свидетельством», датирующим начало работы Л.Н. Толстого над «Войной и миром».
I. Введение.
II. Основная часть.
Л.Н. Толстой – мастер психологического анализа.
Пьер Безухов – один из любимых героев Л. Н. Толстого.
Художественный образ Пьера Безухова.
III. Заключение.
Приближаясь к главной квартире французов,
он по дороге спасает из горящего дома
девочку, вступается за мирных жителей,
которых грабили французы-мародеры. В отношении Пьера к простым людям
и к природе еще раз проявляется авторский
нравственно-эстетический критерий прекрасного
в человеке: Толстой находит его в слиянии
с народом и природой.
Решающей
для Пьера становится его встреча с солдатом,
бывшим крестьянином Платоном Каратаевым,
который, по мнению Толстого, олицетворяет
народные массы. Эта встреча означала
для героя приобщение к народу, народной
мудрости, еще более тесное сближение
с простыми людьми. В плену Пьер обретает
«то спокойствие и довольство собой, к
которым он тщетно стремился прежде»11. Здесь он узнал «не умом, а всем существом
своим, жизнью, что человек сотворен для
счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении
естественных человеческих потребностей...»12 Приобщение к народной правде, к народному
умению жить помогает внутреннему освобождению
Пьера, всегда искавшего решения вопроса
о смысле жизни: ...он искал этого в филантропии,
в масонстве, в рассеянии светской жизни,
в вине, в геройском подвиге самопожертвования,
в романтической любви к Наташе; он искал
этого путем мысли, и все эти искания и
попытки все обманули его. И вот, наконец,
с помощью Каратаева этот вопрос разрешен.
Самое существенное в Каратаеве - верность
и неизменность. Верность себе, своей единственной
и постоянной душевной правде. Какое-то
время этому следует Пьер.
В характеристике душевного состояния героя в эту пору Толстой развивает свои идеи о внутреннем счастье человека, которое заключается в полной душевной свободе, спокойствии и умиротворении, независимых от внешних обстоятельств. Однако, испытав на себе влияние философии Каратаева, Пьер, вернувшись из плена, не стал каратаевцем. По самой сути своего характера он не способен был принять жизнь без поисков, без активного и творческого отношения к жизни. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа уже идет своим путем. Его спор с Николаем Ростовым доказывает, что перед Безуховым стоит проблема нравственного обновления общества. Деятельная добродетель, по мысли Пьера, может вывести страну из кризиса. Необходимо объединение честных людей. Счастливая семейная жизнь (в браке с Наташей Ростовой) не уводит Пьера от общественных интересов. Он становится членом тайного общества. С возмущением говорит Пьер о реакции, наступившей в России, об аракчеевщине, воровстве. В то же время он понимает силу народа, верит в него. При всем этом герой решительно выступает против насилия. Иначе говоря, для Пьера решающим в переустройстве общества остается путь нравственного самосовершенствования.
Напряженный интеллектуальный поиск, способность на бескорыстные поступки, высокие душевные порывы, благородство и преданность в любви (отношения с Наташей), истинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, правдивость и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени.
Художественный образ Пьера Безухова.
Пьер Безухов - один из любимых героев Толстого.
Жизнь Пьера - это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический.
Пьер - натура эмоциональная. Его отличают ум, склонный к мечтательному философствованию, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, исключительная доброта. Главная черта героя - искание успокоения, согласия с самим собой, поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила бы моральное удовлетворение.
Впервые мы встречаемся с Пьером в гостиной Шерер. Писатель обращает наше внимание на облик вошедшего: массивный, толстый молодой человек с умным и вместе робким, наблюдательным и естественным взглядом, отличавшим его от всех в этой гостиной. Именно таким изображен Пьер на рисунке Боклевского: иллюстратор подчеркивает в портрете героя те же черты, что и Толстой. А если вспомнить работы Шмаринова, то в них больше передано душевное состояние Пьера в тот или иной момент: иллюстрации этого художника помогают глубже понять персонажа, яснее уловить его духовный рост.
Постоянный портретный признак - массивная, толстая фигура Пьера Безухова может быть в зависимости от обстоятельств то неуклюжей, то сильной, может выражать и растерянность, и гнев, и доброту, и бешенство. Иначе говоря, у Толстого постоянная художественная деталь каждый раз обрастает новыми, добавочными оттенками.
А какая улыбка у Пьера? Не такая, как у других... У него, напротив, «когда приходила улыбка, то вдруг мгновенно исчезало серьезное... лицо и являлось другое - детское, доброе...»13
В Пьере постоянно идет борьба духовного с чувственным, внутренняя, нравственная сущность героя противоречит образу его жизни. С одной стороны, он полон благородных, свободолюбивых помыслов, истоки которых восходят к эпохе Просвещения и Французской революции. Пьер - поклонник Руссо, Монтескье, увлекших его идеями всеобщего равенства и перевоспитания человека, С другой стороны, Пьер участвует в кутежах в компании Анатоля Курагина, и здесь в нем проявляется то разгульно-барское начало, воплощением которого был когда-то его отец, екатерининский вельможа, граф Безухов. Чувственное сначала одерживает верх над духовным, о чем нам говорит женитьба Пьера на чуждой ему Элен.
Новый душевный подъем испытывает Пьер в связи с народным патриотическим подъемом во время Отечественной войны 1812 года. Не будучи военным, он принимает участие в Бородинском сражении.
Пейзаж Бородинского поля перед началом битвы (яркое солнце, туман, дальние леса, золотые поля и перелески, дымы выстрелов) соотносится с настроением и мыслями Пьера, вызывая у него какую-то приподнятость, ощущение красоты зрелища, величия происходящего.
В одной из иллюстраций Шмаринов хорошо передает эту черту: Пьер изображен переодетым в простонародное платье, делающее его неуклюжим, мрачно-сосредоточенным.
Л. Н. Толстой первым в русской литературе изобразил мгновения изменения душевных состояний своих героев, открыл то, что впоследствии Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души»14.
Заключение.
Основными средствами психологического изображения в романе «Война и мир» являются внутренние монологи и психологические портреты.
Образ Пьера Безухова является одним из самых важных в романе. Современники отмечали заметное сходство межу персонажем и автором. Действительно, Пьер Безухов выражает многие заветные мысли писателя. Но отождествлять их во всем не следует.
Образ Пьера Безухова, как и образы Наташи Ростовой и Андрея Болконского, дан в динамике, то есть в постоянном развитии. Способность к самосовершенствованию показана автором на примере Пьера и Андрея. В процессе поиска истинного, важного, непреходящего в жизни они постепенно выходят из-под влияния системы ложных ценностей. Пьер разочаровывается в масонстве, князь Андрей — в государственной службе.
Пока человек жив, утверждал Толстой, он идет по пути разочарований, обретений и новых потерь. Это относится и к Пьеру Безухову. Периоды заблуждений и разочарований, сменявшие духовное просветление, не были нравственной деградацией героя, возвращением героя на более низкий уровень нравственного самосознания. Духовное развитие Пьера – сложная спираль, каждый новый виток выводит героя на новую духовную высоту.
В эпилоге романа Толстой не только знакомит читателя с «новым» Пьером, убежденным в своей нравственной правоте, но и намечает один из возможных путей его нравственного движения, связанного с новой эпохой и новыми обстоятельствами жизни.
Л. Н. Толстой создает целую философскую систему, выражающую его взгляды на человека, и умело подчиняет выражению своих мыслей художественную систему произведения. Вот, наверное, почему образы героев романа «Война и мир», так хорошо знакомые любому русскому человеку, являют огромный диапазон человеческих качеств, а само произведение — не только рассказ об одном из сложнейших моментов в истории России, но и глубокое проникновение в души целого поколения русских людей.
Закончить хочется словами Толстого, которые многое объясняют в судьбах писателя и его любимых героев: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость».15
Список литературы:
1. Л.Н.Толстой, «Война и мир», М., «Советская Россия» 1991г.
«Гослитиздат» 1979г.
поэтика", зд-во МГУ, 1981г.
5. Чуприна, И.В. «Нравственно-философские искания Л. Толстого в
60-е и 70-е годы» Сарат. ун-та, 1974.
1 В.Ермилов, "Толстой - художник и роман "Война и мир", М., "Гослитиздат" 1979г.
2 Л. Либединская, "Живые герои", М., "Детская литература" 1982г.
3 Л.Н.Толстой, "Война и мир", М., "Советская Россия" 1991г.
4 Л.Н.Толстой, "Война и мир", М., "Советская Россия" 1991г.
5 Л.Н.Толстой, "Война и мир", М., "Советская Россия" 1991г.
6 А.А.Сабуров, "Война и мир" Л.Н.Толстого. Проблематика и поэтика", зд-во МГУ, 1981г.
7 Л.Н.Толстой, "Война и мир", М., "Советская Россия" 1991г.
8 Л.Н.Толстой, "Война и мир", М., "Советская Россия" 1991г.
9 Л.Н.Толстой, "Война и мир", М., "Советская Россия" 1991г.
10 Л.Н.Толстой, "Война и мир", М., "Советская Россия" 1991г.
11 Л.Н.Толстой, "Война и мир", М., "Советская Россия" 1991г.
12 Л.Н.Толстой, "Война и мир", М., "Советская Россия" 1991г.
13 Л.Н.Толстой, "Война и мир", М., "Советская Россия" 1991г.
14 Чуприна, И.В. «Нравственно-философские искания Л. Толстого в
60-е и 70-е годы» Сарат. ун-та, 1974.
15 Чуприна, И.В. «Нравственно-философские искания Л. Толстого в
60-е и 70-е годы» Сарат. ун-та, 1974.
Информация о работе Мастерство психологического анализа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»