"Мастер и Маргарита" М. Булгакова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 17:32, реферат

Краткое описание

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», над которым автор работал допоследнего дня своей жизни, остался в его архиве и был впервые опубликован в1966-1967 годах в журнале «Москва». Этот роман принёс автору посмертную мировуюславу. Это произведение явилось достойным продолжением тех традиций,отечественной литературы, которые утверждали прямое соединение гротеска,фантастики, ирреального с реальным в едином потоке повествования.
Булгаков писал «Мастер и Маргариту» как исторически и психологическидостоверную книгу о своём времени и его людях, и потому роман стал уникальнымчеловеческим документом той примечательной эпохи. И в то же время этомногомысленное повествование обращено в будущее, является книгой на всевремена, чему способствует её высочайшая художественность. Есть основаниепредположить, что автор мало рассчитывал на понимание и признание его романасовременниками.

Содержание

Введение
1.«Мастер и Маргарита». М.А. Булгаков
1.1Временная и пространственно — смысловая структура романа «Мастер иМаргарита»
1.2 Божественныйдар
2.Нравственно — философская тема в романе «Мастер и Маргарита»
2.1Четыре разных мира
2.2Проблема нравственного выбора
Заключение
Списокиспользуемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 48.36 Кб (Скачать файл)

Внимательное чтение, однако, раскрывает постоянное взаимопроникновение ихтем и мотивов.

С точки зрения стиль этот роман — наиболее свободно творение Булгакова.Рассказчик или рассказчики, в зависимости от взгляда читателя — предстаёт в нёмактером, то снимающим иронические маски.

В иные минуты он настроен лирически, иногда страдает от острогонедостатка сведений, порой предстаёт в виде комического хлопотуна, отвечающегона свои собственные риторические вопросы.

А в главах о Пилате рассказчик полностью исчезает, предоставляя читателюсвободу делать самостоятельные выводы.

Однако истинное сходство между г. Москвой и Ершалаимом двумятысячелетиями, связано с природой человека, со способами выживание тирании, сдоносами, отречениями, обыкновенным страхом. Повесть о Пилате и московскиеглавы взаимосвязаны через намеки, подсказали и такой любимый прием Булгаковы,как смещение. Одна из центральных сцен «ершалаимской» линии — допрос. Противожидания, нечего подобного в московских главах нет.

И если римский тиран дает почувствовать свою силу в любом решении Пилата,то на тогдашнего диктатора России автор даже не намекает.

Все, что представляется нам типичным для жизни в Советском Союзе 30-хгодов, при Сталине наиболее ясно показано в главах о Пилате.

В сущности, при внимательном чтении жизнь в Ершалаиме обнаруживаетглубокое сходство в жизни в настоящей — в противоположность вымышленной — Москве этого периода.

Воланд — единственный герой, присутствующий во всех пластах романа.Отчасти это отражает первоначальный замысел автора, по которым дьявол былцентральной фигурой произведение. Роль черной магии в романе весьма,двойственна и неоднозначна. Разумеется, проделки Воланда и его свитыоборачиваются массой неприятностей для московских обывателей.

Но приводят ли они хотя бы к одной настоящей катастрофе! Несовпадениевнешнего и реального — одна из главных тем романа — остается для нихнепостижимым, заставляя изобретать самые не правдоподобные объяснения.

Чертовщина ежедневного быта, составляющая основу «Дьяволиады»,используется в «Мастере и Маргарите» с особой целью — противостоять настоящемукнязю тьмы и его подручным.

Сатана же в романе не носитель всемирного зла, а создатель по заслугам,вершитель справедливости, потому что обильная сказочная россыпь, простофейерверк «наказующего зла», которым владеет и играет Воланд, — это тольконеизбежное средство принципа обходиться с каждым «по вере его», принципаполучения заработанного, при котором, по словам Гамлета, «мало кто избежитпорки».

Играя на земле роль бога мести, Воланд наказывает настоящее зло, иизредка дарует свободу тем, кто достаточно настрадался. Он явно не враг тогобога, которому подвластны недоступно для Мастера области света.

Скорее, он его помощник, искупающее некое тяжкое прегрешение. Привнимательном чтение романа обнаруживается, что Воланд, обладая властью надземлей, со всеми её бьющими в глаза несправедливостями и злом, не в силахрешить, когда обрываться человеческой жизни.

И последние слово в решение судьбы Мастера и Маргариты тоже принадлежитне ему — даже если они и отправляется подвластные ему области.

Да и Пилату приносит свободу не крик Маргариты, а заступничество того, скем он так отчаянно хочет поговорить, то есть Иешуа. Отсюда, кстати, ясно Иешуа- не бог, как полагают, ибо как же он мог бы ходатайствовать перед самим собой?

Иешуа — нетрадиционный Иисус. Но и Воланд, далёк от традиционногоМефистофеля, веселого и злорадного искусителя. При всей перекличке с образами,созданными Гете и Гуно, Воланд куда величественнее. Сарказм, а не ирония — вотего основная черта. Это и в самом деле падший ангел, главный грех которогосоставляла гордыня. « Отец лжи» выступает в «Мастере и Маргарите» защитникомистины словно Мефистофель, он играет роль провокатора, на что указывает эпиграфк книге.

Однако в отличие от Мефистофеля, если Воланд и испытывает людей, если ирасставляет для них ловушки, то всегда дает искушенным выбрать между добром излом, шанс использовать добрую волю.

Поэтому он и не оставляет подобно Мефистофелю, впечатления существа,стремящегося творить зло, а добро совершающего лишь невольно.

И если присмотреться к его взгляду, если вспомнить потрепанный наряд, вкоторое он облачается в домашней обстановке, то мы увидим, что скорее Воланд, ане Мастер ближе всего к воплощению собственных воззрений Булгакова.

Маргарита, это отдавшаяся на волю дьявола ведьма оказывается, болееположительным персонажем, чем Мастер. Она верна, целеустремленна, она, вконечном счёте, вытаскивает Мастера из небытия сумасшедшего дома.

Все дело в том, что Мастер — это такой же художник, противостоящийобществу, как Мольер и Пушкин.

Но в отличие от них, он, смалодушничав, не сумев полностью осуществитьтребование своего дара, сдается, как только ему приходится страдать заискусство, смиряется с игом действительности. И не случайно именно Лунаоказывается последним пунктом его назначения.

Причина этого, как и в «божественной комедии», лежит в том, что Мастер неисполнил своего долга не смог продолжать писательского труда.

Мастер сломлен, он прекратил борьбу, он жаждет только покоя.

Булгаков в своих произведениях всегда внимательно присматривается кконфликту, вытекающему из напряженных отношений между художником и обществом.

В роли художника мог выступать писатель, а мог и ученый. Самым тяжкимгрехом для Булгакова был отнюдь не компромисс, на них приходилось идти иПушкину, и Мольеру, и самому Булгакову.

В широком смысле он не прощал — предательства своего предназначения. Апредназначением Булгакова был не просто талант, но «дар» в набоковском смысле — Божественный дар Божественного слово.

 

2. Нравственно — философская  тема в романе «Мастер и  Маргарита»

 

 

2.1 Четыре разных мира

Существуют книги, которые недостаточно прочитать один или два раза. Человеквсю жизнь как бы поднимается по невидимой лестнице, поднимается неравномерно,то бегом, то, застывая на месте.

Он может несколько не продвигаться вверх и способен за один часпреодолеть несколько ступенек. Это движение называют по-разному: духовный путь,нравственное совершенствование и т. д.

На каждой из таких ступенек у человека некоторым меняется представление оБоге и дьяволе, о добре и зле, о мире в целом и обо всём, что его составляет.

И чем выше поднимается человек, тем глубже он понимает книги, которыечитает. Я не знаю, сможет ли, человек полностью постигнуть, смысл какого — толитературного произведения. Никто ведь не может сказать, что такое смерть: итогдуховного пути или его продолжение.

При переходе на другую ступень развития, в момент переоценки идеаловчеловеку необходимо перечитывать книги, подобные роману Булгакову «Мастер иМаргарита».

Чтобы как можно более объективно оценить собственную модель мира, человекдолжен знать, каким видят мир другие люди. Конечно, почти в любом произведенииискусства автор предлагает свою модель мира.

Но в романе «Мастер и Маргарита» она показана наиболее полно. Как жеустроен мир, в котором живут герои Булгакова?

В романе присутствуют четыре разных мира: земли, тьмы, света и покоя.Земной мир складывается действие «Евангелия от сатаны». Булгаков подчёркивает,что события, описанные в традиционных Евангелиях, не соответствуют истине.Истинные события открыты только сатане, мастеру и Ивану Бездомному (во сне).

Остальные лица, которые рассказывают о событиях в Ершалаиме, немедленноначинают искажать истину. Пергамент Левия Матвея сыграл плохую роль в судьбеИешуа, потому что слова учителя о разрушении храма Левий понял буквально.Знание истины доступным или высшим силам (представителям зла и добра), или избраннымлюдям (Мастеру).

Булгаков переворачивает привычные представления о добре и зле. Этимобъясняется соотношение мира света и мира тьмы в романе. Иешуа Га — Ноцри,представляющий добро, на московскую часть земного мира не влияет.

Он просто наблюдает за этим миром со стороны.

Трудно сказать, добро или зло правит в Ершалаиме. Но в Москве светлыесилы добровольно передают власть тьме.

Воланд, представляющей в романе силы зла, берёт на себя функции добра.Воланд и его свита показывают лицемерного Семплеярова, слишком вспыльчивогоПрохора Петровича и других, чьи пороки, может, и не значительны, номногочисленны.

Не следует, однако, забывать, что Воланд — сатана. Сколько бы добра он нисделал, он продолжает оставаться дьяволом. Каковы его взаимоотношения сосветлыми силами?

В романе «Мастер и Маргарита» зло не подчиняется добру. Эти две силыравноправны. Особенно ярко это проявляется в том эпизоде, когда Левий Матвейприходит просить Воланда за мастера и Маргариту: «Он (Иешуа) прочитал сочинениеМастера «…», и просит тебя, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил егопокоем». Иешуа просит Воланда об услуге, а не приказывает ему. Так, однимсловом Булгаков выражает отношения между добром и злом в своём романе.

В произведении существуют не только тьма и свет, но и мир покоя. Покой — это какое-то промежуточное состояние между тьмой и светом.

Миром покоя заканчивается путь Мастера и Маргариты.

По словам Левия Матвея, Мастер не заслужил света. Мастер не смог пройтине сломленным все испытания. Он говорит Воланду: «Он мне ненавистен, этот роман«…» я слишком много испытал из-за него». Мастер отказывается бороться за свойроман, отказывается продолжать его.

Но, что он мог написать этот роман, возвышает Мастера над остальнымилюдьми, подвластными сатане. Не заслужив света и поднявшись выше тьмы, Мастердостоин покоя. Гораздо сложнее определить место Маргариты.

Чтобы спасти Мастера, она заключила сделку с дьяволом и не только продалаему душу, но и согласилась быть хозяйкой на балу у сатаны.

Если Мастер по праву заслужил мир покоя, то Маргарита, казалось бы,должна остаться под властью Воланда. Поэтому Левий Матвей так уверенно передаётВоланду просьбу наградить покоем Мастера и вдруг умоляет Воланд о такой жеучасти для Маргариты: «Он простит, чтобы ту, которая любила и страдала из-занего, вы взяли бы тоже, — в первый раз молящие обратился Левий к Воланду».Мастер и Маргарита не следуют за Воландом в царство тьмы. Но их путь расходитсяи с дорогой Иешуа и Пилата, которые поднимаются по лунной лестнице к свету. Мастеруи Маргарите суждено жить в мире покоя.

Такова, по-моему, модель мира, созданная Булгаковым в романе «Мастер иМаргарита». Разумеется, мою оценку нельзя считать объективной, ибо объективнооценить что-либо невозможно.

На разных этапах я в чём-то соглашалась с Булгаковым, в чём-то -нет. Но ясмотрю сейчас на этот роман со своей ступеньки. Пройдёт время, я снова начнучитать книгу, и мир булгаковского романа будет увиден мной совсем по-другому. Ив переломные моменты моей жизни я неизменно буду возвращаться к романуБулгакова «Мастер и Маргарита».

 

2.2 Проблема нравственного  выбора

Добро и зло… Понятия вечные и неразделимые. И пока жив человек, они будутбороться друг с другом. Добро будет «открываться» человеку, освещая ему путь кистине.

Не всегда носителями добра и зла бывают разные люди, особой трагичностидостигает эта борьба, когда она происходит в душе человека.

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» посвящён борьбе добра и зла.Автор в одной книге описывает события двадцатых годов нашего века и событиябиблейских времён.

Действия, происходящие в разное время, объединены одной идеей — поискамиистины и борьбой за неё. Перенесёмся в далёкий Ершалаим, во дворец прокуратораИудеи Понтия Пилата. «В белом плаще с кровавым подобием» появляется он предчеловеком лет двадцати семи, у которого «руки связаны за спиной, под левымглазом синяк, в углу рта — ссадина с запёкшейся кровью».

Человек этот — звали, его Иешуа — обвиняется в подстрекательстве кразрушению ершалаимского храма. Арестант хотел, было оправдаться: «Добрыйчеловек! Поверь мне…» Но его «научили» соблюдать этикет: «Крысобой вынул бич и… ударил арестованного по плечам… связанный мгновенно рухнул наземь, как будтоему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица, и глазаобессмыслились…»

Трудно не согласиться с тем определением, какое дал себе прокуратор:«свирепое чудовище». Понтий Пилат живёт по своим законам: он знает, что мирразделён на властвующих и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняетсягосподину» незыблема, значит, господин всех и вся.

И вдруг появляется человек, который думает иначе: «…рухнет храм старойверы и создастся новый храм истины».

Более того, этот «бродяга» смеет предлагать: «Мне пришли в головукое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что тыпроизводишь впечатление очень умного человека».

Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, что ПонтийПилат приходит на некоторое время в замешательство. У Иешуа своя жизненнаяфилософия: «…злых людей нет на свете, есть люди несчастливые».

Арестант показался интересен. В его невиновности прокуратор убедилсясразу. Конечно, он чудаковат и наивен, его речи несколько крамольны, но зато«бродяга» обладает чудесным свойством снимать головную боль, которая так мучаетпрокуратора!

И у Понтия Пилата уже сложился план действия: он объявит Иешуасумасшедшим и вышлет на остров в Средиземное море, туда, где находится егорезиденция. Но это оказалось невозможным.

Иуда из Кариафа представил такие сведения о «безумцы», чтонаместник кесаря не имел права не казнить его.

Прокуратор хотел и даже попытался спасти новоявленного«пророка», но тот решительно не хотел отказываться от своей«истины»: «В числе прочего я говорил, что всякая власть являетсянасилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, никакой-либо иной власти.

Человек перейдёт в царство истины и справедливости, где вообще не будетнадобна никакая власть». Всесильный прокуратор во власти страха теряетостатки гордого достоинства: «Ты полагаешь, несчастный, что говорил ты?Или ты думаешь, что я готов занять твоё место? Я твоих мыслей неразделяю!» Обнаруживается постыдное малодушие умного и почти всесильногоправителя: из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идётпротив своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричиттак, чтобы слышали все: «Преступник! Преступник! Преступник!» Иешуаказнён.

Информация о работе "Мастер и Маргарита" М. Булгакова