Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 20:31, реферат
На закате в Москве, на Патриарших прудах, гуляют поэт Иван По-нырев, пишущий под псевдонимом Бездомный, и Михаил Александрович Берлиоз, председатель МАССОЛИТа (одной из крупнейших московских литературных организаций). Иван написал поэму об Иисусе Христе. Берлиоз бранит поэта: дескать, Христос получился крайне неприятной личностью, это да. А ведь нужно доказать широкой публике, что Иисуса вообще никогда не существовало!
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
ФАКУЛЬТЕТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕФЕРАТ
По дисциплине Литература на тему:
“Мастер и Маргарита.Содержание. ”
Белгород 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Никогда не разговаривайте с неизвестными.
На закате в Москве, на Патриарших
прудах, гуляют поэт Иван По-нырев, пишущий
под псевдонимом Бездомный, и Михаил
Александрович Берлиоз, председатель
МАССОЛИТа (одной из крупнейших московских
литературных организаций).
Иван написал поэму об Иисусе Христе. Берлиоз
бранит поэта: дескать, Христос получился
крайне неприятной личностью, это да. А
ведь нужно доказать широкой публике,
что Иисуса вообще никогда не существовало!
На скамейке литераторы знакомятся с загадочным
«иностранным консультантом», который
ведет странную беседу, поражается «стране
атеистов»:
— Кто же управляет человеческой жизнью?
— Сам человек и управляет, — сердито
отвечает Бездомный.
Таинственный незнакомец утверждает,
что не может управлять своей жизнью тот,
кто смертен. И внезапно смертен, заметьте!
Он предсказывает Берлиозу скорую смерть.
Председателю отрежут голову. Кто? Русская
женщина, комсомолка. Вот так и случится.
Потому что «Аннушка уже купила подсолнечное
масло...»
Что за чушь! Какая Аннушка? Да кто он такой,
этот иностранец?
Незнакомец представляется специалистом
по черной магии, специально приглашенным
в Москву консультантом.
Он рассказывает о встрече Христа с Понтием
Пилатом, первым прокуратором Иудеи.
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей
кавалерийской походкой...» — так начинается
(с описания Пилата) эта история. Нищий
бродяга-философ, Иешуа Га-Ноцри, поражает
прокуратора своей мудростью, прозорливостью
и добротой. Даже жестокого Марка Крысо-боя
он называет «добрый человек». Га-Ноцри
излечил Пилата от жестокой головной боли.
Прокуратор подумывает о том, чтобы спрятать
лекаря у себя.
Но иудейский первосвященник Кайфа требует
казни именно его — беседы бродяги угрожают
храму старой веры. Накануне праздника
от позорной казни на кресте можно избавить
одного из четырех осужденных. Кайфа называет
имя: Вар-равван. Освободят разбойника
и убийцу, Га-Ноцри должен быть казнен!
Иван Бездомный, слушая рассказ незнакомца,
словно видит все своими глазами.
Берлиоз замечает, что уже вечер. Ему пора
на заседание. Спеша, он поскользнулся
на разлитом Аннушкой подсолнечном масле
и попал под трамвай, который вела женщина
в красной косынке. Отрезанная голова
председателя покатилась по булыжникам
улицы Бронной.
Погоня. Было дело в Грибоедове.
Иван приходит в ужасное умственное
и нервное расстройство. Он бросается
в погоню за профессором и его странной
свитой — огромным черным котом и мерзким
человеком в клетчатом костюме и треснувшем
пенсне.
Но они словно растворились в свете вечерних
фонарей. Необычайно быстро — как во сне
— происходит погоня. Иван врывается в
чужую квартиру, цепляет себе на грудь
бумажную иконку: он начинает прозревать,
что незнакомец — сам дьявол!
Во время купания в Москве-реке Ивана ограбили,
оставив ему только полосатые кальсоны
и рваную толстовку. В таком ужасном виде
Иван является в роскошный летний ресторан
при Доме Грибоедова, где расположен МАССОЛИТ.
Писатели пируют и ссорятся из-за льгот:
квартир и путевок в дома отдыха.
При виде Ивана разгорается невероятный
скандал. Совсем запутавшегося поэта отправляют
в психиатрическую клинику. Там ему ставят
диагноз: шизофрения.
Нехорошая квартира.
В страшном похмелье проснулся Степа
Лиходеев, директор театра Варьете, сосед
покойного Берлиоза по большой квартире
№ 50. Нехорошая это квартира — часто арестовывают
ее жильцов. Исчезают люди!
К Степе является все тот же таинственный
незнакомец. Он лечит Степину головную
боль стопкой водки и горячими закусками.
Лиходеев в ужасе: оказывается, он подписал
контракт с незнакомцем на выступление
во вверенном ему театре. И ничего не помнит!
Что ж, как совершенно справедливо заметил
профессор черной магии, не надо было пить
после водки портвейн.
Лиходеев поражен свитой Воланда (такова
фамилия незнакомца), особенно наглым
необыкновенных размеров котом, который
лихо пьет во/щу, нацепив на вилку маринованный
гриб.
Воланд заявляет, что дебошир и бездельник
Лиходеев мешает свите, и в одно мгновение
забрасывает директора театра в Ялту.
«Клетчатый» спутник Воланда (Коровьев)
за проживание профессора в квартире платит
председателю жилтоварищества Никанору
Ивановичу Босому огромную сумму в червонцах.
Это взятка. Да Босой и есть взяточник
— ведь в стране жилищный кризис. По доносу
Коровьева Босого арестовывают за хранение
валюты. И в самом деле, в тайнике оказываются
доллары! Босого увозят — «замели председателя».
Степа Лиходеев засыпает всех коллег и
знакомых телеграммами: «Брошен Ялту гипнозом
Воланда». Все считают, что он напился
в пригородном ресторане «Ялта» и опять
безобразничает. Наконец администратор
Варенуха все-таки собирается отправить
Степе требуемые для возвращения деньги.
Но гнусавый голос по телефону требует
никуда денег не отправлять. В уборной
возле Варьете кот избивает Варенуху,
а потом совершенно нагая ведьма Гелла
со словами «Дай-ка я тебя поцелую...» наносит
несчастному укус, чем превращает его
в вампира.
Черная магия и ее разоблачение.
На сеансе черной магии Воланд усаживается
в мгновенно — словно из воздуха
— появившееся на сцене кресло
и начинает разглядывать публику. Он для
этого и объявил свой «сеанс» — так удобней
посмотреть на москвичей в массе. Его свита
показывает карточные фокусы. Потом на
публику начинают сыпаться червонцы, все
начинают лихорадочно собирать их.
Конферансье Бенгальский тревожится и
требует разоблачить фокус с деньгами.
Именно «разоблачение» обещала и афиша.
Публика не хочет расставаться с червонцами,
из зала доносятся крики: «Оторвать ему
голову!» Кот набрасывается на конферансье
и в момент отрывает голову. Кровь из разорванных
артерий бьет фонтаном, заливая манишку.
— Ради бога, не мучьте его! — раздается
женский голос.
— Ну что ж, — делает свои выводы
сатана. — Люди как люди. Любят
деньги — но ведь это всегда было.
Ну, легкомысленны, так что ж... И
милосердие иногда стучится в их сердца...
По приказу дьявола голову приставляют
обратно.
Потом Коровьев-Фагот, Гелла и кот открывают
«дамский магазин». В обмен на свою не
слишком модную одежду женщины получают
парижские туфли, чулки, платья, духи...
А по окончании сеанса полуобнаженные
женщины мечутся по улице — все исчезло!
Да и червонцы превратились в резаную
бумагу или этикетки от «Нарзана».
Финдиректор Римский, наблюдая эту ужасную
картину, собирается позвонить «кое-куда».
Но к нему заходит Варенуха, неприятно
цыкающий зубом. Римский замечает, что
тот не отбрасывает тени. Варенуха понимает,
что его разгадали, и собирается сделать
вампиром и финдиректора. В окно пытается
ворваться нагая Гелла. Но на счастье Римского,
запел петух и прогнал нечистую силу. Чудом
спасенный, финдиректор тут же скорым
поездом уезжает из Москвы.
Явление героя
Ночью в палату Ивана Бездомного
пробирается, благодаря украденным
ключам, сосед по психиатрической
больнице.
Странное совпадение — они оба (хотя и
очень по-разному) оказались в клинике
из-за Понтия Пилата.
Выслушав рассказ Ивана о повествовании
Воланда, ночной гость вскрикивает:
— О, как я все угадал!
Оказывается, этот человек год назад написал
о Понтии Пилате роман. И все в романе было
изображено в точности, как рассказывал
Воланд. Ночной гость называет себя не
писателем, а мастером. В доказательство
он предъявляет «совершенно засаленную
черную шапочку с вышитой на ней желтым
шелком буквой М».
По счастливой случайности мастер выигрывает
в лотерею сто тысяч, бросает работу в
музее и свою комнатку на Мясницкой: «У,
проклятая дыра!» Он нанял в переулке близ
Арбата у жулика-застройщика уютную квартирку:
книги, топящаяся печка, запах сирени за
окном... И стал сочинять книгу о Понтии
Пилате. Однажды он встретил красивую
женщину с невиданным одиночеством в глазах.
«Любовь выскочила перед нами, как из-под
земли выскакивает убийца в переулке,
и поразила нас сразу обоих!»
Женщина — ее звали Маргарита — стала
приходить к своему тайному возлюбленному
каждый день. Топилась печь, на столе стояли
любимые цветы мастера — розы. Маргарита
сшила своему возлюбленному черную шапочку
— символ его причастности к тайнам. Роман
летел к концу — и вот был завершен. Ни
в одной редакции к печати рукопись не
приняли. И вдруг на вкладном листе в газету
был напечатан большой отрывок. Шквал
разгромных статей посыпался на бедную
голову мастера. Особенно постарался критик
Латунский. У мастера проявляются признаки
психического расстройства — стоит ночью
потушить свет, и кажется, что страшный
спрут стремится проникнуть в окно. В это
«проклятое время» у несчастного завелся
друг — Алоизий Могарыч. На Маргариту
он произвел отталкивающее впечатление.
Могарыч вел с мастером долгие беседы
о литературе, объясняя, почему в это время
и в этой стране такой роман не может быть
напечатан.
Болезненный страх все более овладевает
мастером. Он сжигает свою рукопись. Маргарите
удается спасти — голыми руками из огня!
— только несколько обгоревших листков.
Она собирается уйти от мужа и переселиться
к мастеру. Тот отдает ей оставшиеся деньги—
десять тысяч. Женщина собирается объясниться
с супругом и утром придти навсегда. Однако
этим же вечером мастера выбросили из
квартиры на мороз — по доносу его «друга»
Могарыча. Шофер грузовика сжалился над
несчастным больным и доставил его в клинику...
Казнь
В этой главе описывается мучительная
смерть на кресте Га-Ноцри и двух
разбойников. В конце дня, ввиду
приближающейся грозы, стражники убивают
несчастных.
Верный последователь Иисуса Левий Матвей,
уже по щиколотку в воде, снимает все три
тела с крестов и уносит с собой тело Христа.
Беспокойный день
В Москве происходят чудеса: пропадают
люди, у таксистов и в буфете
обнаруживаются червонцы, которые
превращаются в бумажки и даже... в черных
котят. Психиатрическая клиника заполняется
странными людьми: так, один из них (это
конферансье) просит вернуть ему голову.
В одном учреждении вместо начальника-бюрократа
сидит... пустой костюм! Он продолжает хамить
посетителям и подписывать бумаги.
В другом учреждении все сотрудники помимо
воли хором поют «Славное море — священный
Байкал...» — и не могут остановиться. Бухгалтер
Варьете приносит сдавать вырученные
за сеанс деньги — а в портфеле обнаруживается
валюта! Бухгалтера тотчас арестовали.
Много, много диковинного происходит в
Москве...
Маргарита.
«За мной, читатель! Кто сказал, что
на свете нет настоящей любви? ...За мной,
читатель, и я покажу тебе такую любовь!»
Маргарита Николаевна была женой очень
крупного специалиста — он был молод,
умен, красив и обожал свою жену. Они занимали
целый этаж особняка в саду, в одном из
переулков близ Арбата. Маргарита Николаевна
не нуждалась в деньгах и никогда не прикасалась
к примусу. У нее была домработница Наташа.
Однако эта умная и красивая женщина чувствовала
себя несчастной. Ей был нужен ее мастер!
После исчезновения своего возлюбленного
Маргарита очень страдала — ив
душевных мучениях еле дожила до весны.
И вот однажды она проснулась с предчувствием,
что должно произойти что-то необыкновену
ное... И в самом деле, когда она во время
прогулки сидела на скамеечке у стен Кремля,
к ней подошел странный незнакомец: рыжий,
с бельмом на глазу и страшным выступающим
клыком. Это был Азазелло — один из свиты
Воланда. Он пригласил женщину на бал к
«одному иностранцу». Маргарита негодовала:
«Уличный сводник!» Но потом выяснилось,
что рыжий все знает про нее и про мастера.
На балу можно будет узнать о судьбе возлюбленного.
Азазелло вручил женщине чудодейственный
крем. Ей велено было ровно в половине
десятого, раздевшись донага, намазать
кремом лицо и тело и ждать дальнейших
указаний.
Мимо беседующих движется похоронная
процессия: это хоронят Берлиоза, чья голова
загадочным образом пропала из гроба.
С ненавистью смотрит Маргарита на критика
Латунского, шагающего в процессии.
Намазавшись кремом, Маргарита волшебно
преобразилась. За месяцы страданий она
подурнела и постарела. Крем сделал ее
не только красавицей, но и ведьмой.
Женщина обрела способность летать. Оставив
все свои вещи домработнице Наташе, Маргарита
получила от Азазелло инструкции, села
на приковылявшую к ней швабру и поднялась
в воздух. Пролетая над воротами, она крикнула:
«Невидима!»
Во время полета над ночной Москвой Маргарита
увидела роскошную громаду только что
построенного писательского дома. На табличке
она обнаружила фамилию Латунского. Разъяренная
ведьма разгромила квартиру критика-погубителя:
разбила рояль, сокрушила всю мебель, вылила
в постель чернила и, в конце концов, затопила
квартиру водой из ванны. Потом она вылетела
из квартиры и принялась бить окна во всем
доме ненавистных ей писателей. Пока...
Пока не увидела в одной из комнат маленького
испуганного мальчика. Невидимая Маргарита
стала утешать его, рассказывая сказку.
Малыш уснул.
Ведьма полетела дальше. Она купалась
среди русалок и чертей в теплой воде ночной
реки. Нечисть оказала королеве Марго
самый торжественный прием.
Неожиданно женщина заметила свою домработницу
Наташу верхом на борове. Воспользовавшись
остатками крема, девушка тоже превратилась
в красавицу и ведьму. А в борова превратился
сосед Николай Иванович, который, пораженный
дьявольской красотой Наташи, обещал ей
«за любовь» золотые горы. Вот она и мазнула
его по лысине кремом, чем и превратила
в борова.
Вернувшись в Москву, Маргарита попадает
в «нехорошую квартиру». Сатана в драной
сорочке (по-домашнему) играет с котом
в живые шахматы. Кот залезает под кровать,
чтобы ради королевы Марго вызолотить
себе усы. Выясняется, что Воланд регулярно
устраивает балы в разных странах мира
— вот на этот раз в Москве. Королевой
бала обязательно должна быть женщина
королевской крови по имени Маргарита
— и эта честь выпала именно Маргарите
Николаевне.
Великий бал у Сатаны
Квартира № 50 неожиданно оказалась
огромной. Бальные залы с колоннами,
оркестр из лучших (покойных) музыкантов,
разнообразные растения, бассейны с шампанским,
летающие в воздухе попугаи... Обнаженную
Маргариту поместили на самой вершине
грандиозной лестницы. На шею ей повесили
тяжелое металлическое изображение черного
пуделя. Грянула музыка. Начали появляться
гости: это отвратительный парад гнусных
преступников, отравителей и убийц.
— Королева в восхищении! — орет кот и
взвизгивает Коровьев-Фагот.
Колено Маргариты распухло и посинело
от бесчисленных поцелуев. Наташа, оставшаяся
при госпоже, обтирает его чем-то душистым.
Только одно, несчастное и отчаянное, лицо
запомнилось королеве Марго: лицо несчастной
Фриды, которую однажды «зазвал в кладовую»
хозяин, а девять месяцев спустя несчастная
женщина родила ребенка, которого удушила
в лесу платком. И теперь ей каждое утро
подают этот страшный платок, пробуждая
мучения совести.
— Фрида, Фрида, меня зовут Фрида! — кричит
Маргарите несчастная.
Маргарита обещает запомнить.
Много чудесного происходит на балу. Отчаянный
кот Бегемот купается в коньяке. Маргарита
вынуждена облетать залы и приветствовать
бурно веселящихся гостей. Голову Берлиоза
Воланд превращает в череп, а череп в драгоценную
чашу, из которой Сатана пьет за бытие!
Берлиоз всю жизнь утверждал, что человек
после смерти уходит в небытие — и каждому
воздается по вере его. На бал приходит
барон Майгель — человек, который под
видом гида пытался шпионить за «иностранным
консультантом». Абадонна — демон смерти
в черных очках — на секунду снимает эти
страшные очки и смотрит Майгелю в глаза.
В тот же миг кровь хлынула из груди барона
в чашу.
— Пей! — повелительно сказал хозяин бала
Маргарите.
«У Маргариты закружилась голова...» Но
кровь превратилась в вино. Бал был окончен.
Гости рассыпались в прах, а роскошное
помещение вновь превратилось в скромную
гостиную...
Извлечение мастера.
Воланд со свитой отдыхают. Веселый
ужин! Азазелло демонстрирует искусство
стрельбы — и Маргарита аплодирует:
она обожает людей, которые делают
что-то мастерски.
Женщина измучена, но не жалуется. Она
держит себя достойно, и силы постепенно
возвращаются к ней. В разговоре выясняется,
что за квартирой давно уж ведется наблюдение
— какие-то люди дежурят на лестнице.
Маргарита чувствует, что ужин затянулся,
и начинает прощаться. Ей кажется, что
разговор о мастере не состоится. Она
благодарит хозяина за прекрасный бал.
«Я охотно бы еще раз предоставила свое
колено, чтобы к нему прикладывались тысячи
висельников и убийц...»
— Мы вас испытывали... — заявил Воланд.
— Никогда и ничего не просите! В особенности
у тех, кто сильнее вас. Сами предложат
и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина!
Итак, во что вы цените ваше колено?
И тут королева бала вспоминает Фриду
и просит, чтобы ей перестали подавать
платок. Не потому, как Маргарита объясняет,
что она так уж милосердна, а потому что
«имела неосторожность подать ей твердую
надежду».
Воланд морщится, но велит своей гостье-хозяйке
сделать все самой. Маргарита вызывает
Фриду и говорит величественно: «Тебя
прощают. Не будут больше подавать платок».
Коровьев советует «алмазной донне» быть
поосторожнее с высказываниями, просить
то, что ей единственно нужно, — и она требует,
чтобы ей немедленно вернули ее мастера.
Мастер оказывается в странной компании.
Он болен и разбит и готов считать все
галлюцинацией. Воланд со словами «Рукописи
не горят» восстанавливает сгоревший
роман.
Алоизий Могарыч вверх тормашками выброшен
из квартиры мастера (чтобы завладеть
ею, он и написал донос — дескать, мастер
хранит у себя нелегальную литературу),
документы мастера восстановлены. Влюбленные
возвращаются в свой переулок на Арбате,
но мастер более ничего не хочет. Свой
роман он ненавидит.
Домработница Наташа упросила, чтобы ее
оставили ведьмой.
Маргарита, уложив спать мастера, перечитывает
роман...
«Тьма, пришедшая со Средиземного моря,
накрыла ненавидимый прокуратором город...»
Понтий Пилат искусно намекает начальнику
стражи Афранию на необходимость убить
предателя Иуду, что дал Га-Ноцри приют
в своем доме и выдал бродячего философа
за тридцать сребреников.
Красавица Низа по поручению Афрания выманивает
Иуду в Гефси-манский сад, где предателя
и убивают, подбросив ему его подлые деньги.
Пилат пытается дать денег приведенному
к нему Левию Матвею, но тот отказывается,
поскольку считает Пилата повинным в смерти
своего учителя.
Наказание Иуды и забота о погребении
Га-Ноцри несколько успокаивают совесть
Пилата. Ему удается заснуть. Рядом с ним
спит единственное любимое им существо
— пес Банга.