Маяковский. Энергия метафоры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 12:29, доклад

Краткое описание

Речь, слово – могучий инструмент, правильно используя который мы можем привнести в жизнь окружающего нас мира энергию добра и созидания.
При вручении Нобелевской премии известный поэт Иосиф Бродский подчеркнул, что язык обладает «колоссальной центробежной энергией».

Вложенные файлы: 1 файл

Маяковский. Энергия метафоры.doc

— 40.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маяковский.

 Энергия метафоры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: 
Соколова Александра, 11 класс 
Научный руководитель: 
Филиппова Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речь, слово – могучий инструмент, правильно используя который мы можем привнести в жизнь окружающего нас мира энергию добра и созидания.  

При вручении Нобелевской премии известный поэт Иосиф Бродский подчеркнул, что язык обладает «колоссальной центробежной энергией».

Поэзия, очевидно, это такая организация языка, при которой как при химической реакции горения фосфора происходит освобождение скрытой энергии.

Моя работа посвящена поэзии Владимира Маяковского, потому что этот человек предельной самоотдачи, для него было крайне важно найти слово, несущее в себе нужный заряд энергии. И все его творчество есть отражение его импульсивной натуры. Достаточно вспомнить его первое появление на публике:

         Празднично одетая публика заполняла зал, дамы демонстрировали свои наряды и дорогие украшения, все было чинно, благопристойно. Было уже за полночь, господа за столиками уже не слушали, что и кто говорил на эстраде. Все были заняты собой или друг другом и развлекались по-своему, в зале установился тягучий гул. И вот тогда на эстраду вышел высокий молодой человек, с нахмуренным, серьезным лицом, он выглядел эффектно в своей желтой блузе. Расставив ноги, как бы утвердившись на подмостках, молодой человек долгим взглядом посмотрел в зал, выдержал паузу, заставившую умолкнуть этот гудящий улей, и в пространстве зала зазвучал слегка дрожащий от напряжения, густой, необыкновенного тембра бас:

 

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я - бесценных слов мот и транжир.

 

В зале зашумели. Кто-то неуверенно свистнул. Юноша на эстраде непоколебим. Лишь плотно сжатые губы да легкая бледность, проступающая сквозь смуглое лицо, выдают волнение.

А на вальяжно рассевшихся за столиками падают слова, тяжелые, как булыжники, они вбивают сидящих в кресла:

 

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется - и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я - бесценных слов транжир и мот.

 

Стихотворение с вызывающим названием «Нате!» нашло своего адресата и произвело именно то действие, на которое автор мог рассчитывать. Это было первое стихотворение двадцатилетнего Владимира Маяковского.

Невзирая на футуристическую принадлежность, Маяковский с первых стихотворений разнопланов и неоднолинеен, и поэтому трудно объясним. В стихотворениях он то и дело бросает вызовы обществу, отрекаясь от морали. Однако эти бесчеловечные стихи не что иное, как крик отчаяния от жуткого одиночества, которое скрывается под дерзкой оболочкой. Но в стихах он не скрывает этого:

Время!

Хоть ты, хромой богомаз,

лик намалюй мой

в божницу уродца века!

Я одинок, как последний глаз

у идущего к слепым человека!

 

Бурные любовные романы Маяковского порождали самые сильные, самые лиричные и самые знаменитые стихи:

Мария!

Имя твое я боюсь забыть,

как поэт боится забыть

какое-то

в муках ночей рожденное слово,

величием равное богу. («Облако в штанах»)

 

Страсть поэта, действительно необыкновенная, испепеляющая, безмерная, выплеснулась в поэме, потрясла воображение пылающими метафорами.

 

И небо,

в дымах забывшее, что голубо,

и тучи, ободранные беженцы точно,

вызарю в мою последнюю любовь,

яркую, как румянец у чахоточного.

 

И еще:

 

Я душу над пропастью натянул канатом,

жонглируя словами, закачался над ней. («Флейта-    позвоночник»)

 

Именно через метафоры Владимир Маяковский выплескивает свои чувства, свои взгляды, свою энергию на слушателей. И в силе, и в слабостях он предстал человеком предельной самоотдачи. Никакой идее он не отдавал себя наполовину, он перенасыщен энергией действия. Бывали минуты, когда ему его «я» - мало. Кто-то из него «вырывается упрямо».В эти моменты и пишутся стихи.

Маяковский определял слово, как «полководец человеческой силы». Для него слово имело огромное значение, и именно с требованием поэта взглянуть на мир новыми глазами и написать о нем новыми словами, связано обилие необычных метафор в его поэзии.

 Одну из задач поэта Маяковский видел в преображении окружающего мира через слово.  В стихотворении «А вы, могли бы?» Маяковский демонстрирует свою способность показать «на блюде студня косые скулы океана».  Уже из этого стихотворения видно, что немалая часть метафор Маяковского основана на зрительных образах. Наиболее яркий пример, где поэт использует визуальные метафоры, на мой взгляд, — стихотворение «Ночь»:

Багровый и белый отброшен и скомкан,

в зеленый бросали горстями дукаты,

а черным ладоням сбежавшихся окон

раздали горящие желтые карты.

Как и многие футуристы, Маяковский был еще и художником, этим можно объяснить значение зрительных образов в его стихах.

Еще один прием, используемый Маяковским в построении метафор, — «омертвление» живого и «оживление» неживого (чаще всего абстрактных понятий или города).  Этот прием, по-моему, даже важнее, чем употребление зрительных образов, так как он теснее связан с мировоззрением Маяковского.

Омертвление живого — это, прежде всего, сатирический прием, часто употребляемый в таких стихотворениях, как «Нате!» («вы смотрите устрицей из раковины вещей», «ощетинит ножки стоглавая вошь» — устрица и вошь тоже живые существа, но низшие, совсем неодушевленные), а так же « Гимн судье» («глаза у судьи — пара жестянок мерцает в помойной яме»). 

А одушевляется, например, город, являющийся в глазах Маяковского гораздо более живым, чем его духовно мертвые обитатели.  Если у судьи глаза — жестянки, то в стихотворении «Театры» говорится, наоборот, о «зрачках малеванных афиш».  В стихотворении «Утро» «угрюмый дождь скосил глаза», а провода обладают «железной мыслью».  Интересны и метафоры, связанные с редкими у Маяковского изображениями природы.  Они нарочно снижены, так как сотворенное человеком для Маяковского важнее, чем воспеваемая в поэтической традиции природа:                       

  За солнцем улиц где-то ковыляла                        

  никому не нужная, дряблая луна                                                                       

(«Адище города»)

или                        

  Это бог, должно быть,                       

  дивной                       

  серебряной ложкой                       

  роется в звезд ухе                                                                      

(«Лунная ночь»)

 

Вокруг имени поэта, был постоянный спор. Его любили и ненавидели. Он отторг от себя культуру прошлого, и его отторгали от культуры. Маяковский,  несет в себе ярко выраженные черты социального эксперимента с его романтическими и утопическими идеями и всенародными трагедиями, избыточным пафосом победителей, горем и страданием миллионов.

Такое понимание мира отлично описывается в словах философа из романа «Таис Афинская» И.А.Ефремова: «Поэт всегда должен быть против, в этом его сущность – говорит он - Если нечто еще могучее перезрело, омертвело – его надо разрушить, то поэт становится разрушителем, направляя сюда удар осмеяния. Если что-то милое еще слабо или даже уничтожено – его надо создать снова и влить в него силу. Тут поэт – мечтатель, восхвалитель и творец!»

 

 

 


Информация о работе Маяковский. Энергия метафоры