Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 18:38, сочинение
Эпоха 1900-х годов – эпоха лирики, в которой по преимуществу отразились тревоги, упования времени, сулившего
«неслыханные перемены, невиданные мятежи». Блок, бесспорно – первый лирик своего времени. Поэт вошёл в литературу как
певец Прекрасной Дамы. Удивительное откровение юной души – высший взлёт, озарённость, романтический порыв, томление,
восторг, душевная чиситота – это ранний Блок.
" Мелодией
одной звучат печаль и радость.
Эпоха 1900-х годов – эпоха лирики,
в которой по преимуществу отразились
тревоги, упования времени, сулившего
«неслыханные перемены, невиданные мятежи».
Блок, бесспорно – первый лирик своего времени. Поэт вошёл
в литературу как
певец Прекрасной Дамы. Удивительное откровение
юной души – высший взлёт, озарённость,
романтический порыв, томление,
восторг, душевная чиситота – это ранний
Блок. В юношеской лирике Блока («Стихи
о Прекрасной Даме») всё овеяно атмосферой
мистической тайны и совершающегося чуда.
Всё в этой лирике «робко и темно», зыбко
и туманно, подчас неуловимо.
Возвышенная нежность, любовь – вот чувства,
которыми проникнуты стихи о Прекрасной
Даме. Каждая встреча с ней – событие,
имеющее глубокий смысл, за ним – тайна:
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо
–
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
Сюжет сборника «Стихи о Прекрасной Даме»
- это сюжет ожидания встречи с возлюбленной
– встречи, которая изменит
мир, преобразит его.
Вхожу я в тёмные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад…
Эта тема ожидания и предчувствия – господствующая
в юношеской лирике Блока.
Облик героини в юношеской лирике, с одной
стороны, вполне реален, она «земная» женщина,
каждая встреча с которой
открывает в ней лирическому герою какую-либо
новую черту:
Она стройна и высока,
Всегда надменна и сурова.
С другой же стороны, перед нами небесный,
мистический образ «Девы», «Зари», «Владычицы
Вселенной», «Величавой
Вечной жены», «Российской Венеры».
Литературоведы часто называют первый
том стихов Блока «стихотворным молитвенником»:
в нём нет событийной динамики,
герой молча ждёт, «тоскуя и любя»; ритуальность
происходящего поддержана образными знаками
религиозного служения –
упоминания лампад, свечей. Однако внешняя
малоподвижность лирического героя компенсируется
драматичной сменой его
настроений: светлые надежды сменяются
сомнениями, ожидание любви осложняется
боязнью её крушения. В стихотворении
«Предчувствую тебя…» наряду с нетерпеливым
ожиданием звучит мотив боязни встречи:
Весь горизонт в огне и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
Постепенно действительность вторгается
в изолированный мир мечты лирического
героя, нарушая гармонию. Начинается
страшная, никем неизжитая трагедия души.
В записной книжке 1904г. Блок признаётся,
что Прекрасная Дама его покинула –
навсегда. Единая направленность творчества
– всецелая погружённость в мечту – исчезла,
мир становится многообразен. Мир
тревожный, страшный, но и влекущий.
Много нас – свободных, юных, статных –
Умирает, не любя…
Приюти ты в далях необъятных
Как и жить и плакать без тебя!
Ты – уже с маленькой буквы. Здесь путеводным
огоньком мерцает вдали тот образ, который
чем дальше, тем будет всё
ярче и светлее – образ Родины.
Информация о работе " Мелодией одной звучат печаль и радость... ".Тема любви в лирике А . Блока