Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 09:50, сочинение
Анализ стихотворения Блока "Мелодией одной звучат печаль и радость"
Существует такое расхожее представление,
что слова “любовь” и “символизм”
являются едва ли не абсолютными синонимами.
Основанием для такого мнения служит
как принадлежность большинства
символистов (Зинаида Гиппиус, Андрей
Белый, Константин Бальмонт и другие) к
чистым лирикам, главным содержанием творчества
которых было отражение в поэзии чувств,
и прежде всего любви, так и самая суть
символизма как художественного метода.
Не вдаваясь
в теорию, скажу, что символист в своих
творениях отражает не объективный, а
трансформированный, пропущенный через
внутреннее видение поэта мир, а это внутреннее
видение становится следствием невидимых
и таинственных связей с Творцом, Демиургом,
Создателем всего сущего. По мнению символистов,
эта связь обеспечивает творческим личностям
знание замысла Божьего, которого лишены
все простые смертные. Знание же это приводит
к установлению для слов естественного
языка произвольных, понятных только посвященным
значений, — по этой черте (слово становится
символом) получили свое название и метод,
и литературное течение конца XIX — начала
XX веков.
В наши
дни из всех русских символистов наиболее
известен Александр Александрович Блок.
И это понятно: чтение стихов или прозы
символистов требует особого душевного
настроя и тяжкой работы души и разума.
Но если не лениться, то войдешь в удивительный
мир красок и образов, соприкоснешься
с ранимой, трепетной душой автора, поймешь,
какой напряженной жизнью жила интеллигенция
уже далекого для нас XIX века. И навсегда,
как когда-то Анна Андреевна Ахматова,
полюбишь тонкую, изящную и одновременно
тревожную и трепетную поэзию А. Блока,
в которой “мелодией одной звучат печаль
и радость”. По-блоковски органично эти
мотивы переплетены в любовной лирике
певца Прекрасной Дамы.
Андрей
Белый назвал своего гениального друга
и соперника “первым поэтом земли русской”.
С этим трудно не согласиться. Как XIX век
был озарен гением А. С. Пушкина, так и XX
век нельзя представить без трагического
голоса Александра Блока. Этот трагизм
явлен во всем: в воспевании любви и неудачах
в интимной жизни, в приверженности символизму
и в сознательном переходе к реализму,
в принятии революции и разочаровании
в ней накануне смерти, в страстном обожествлении
России и ощущении собственной вины перед
ней. При этом поэт всегда и во всем остается
удивительно цельной личностью, наверное,
потому, что слушал жизнь “всем сердцем”.
И совершенно естественно, что первой
это сердце посетила любовь.
Трудно
найти в поэзии автора, который не писал
бы о любви, не обожествлял бы предмета
своего обожания. Любовь — чувство, возвышающее
человека, делающее его чище и благороднее
— обеспечила блестящий дебют А. Блока
в литературе, сразу поставила его на первое
место в плеяде русских лириков.
В “Стихах
о Прекрасной Даме”, носящих следы сильного
влияния философии и поэзии Владимира
Соловьева, Блок придает и своей любви,
и возлюбленной черты божественной избранности.
Его лирический герой — раб “Владычицы
вселенной”. Бели в русской поэзии Любовь
всегда символизировала победу жизни
над смертью, то у Блока любовь — победу
над пошлостью, несправедливостью, насилием,
переполняющими жизнь. Именно в романтическом
мире неземной любви находит успокоение
лирический герой Блока:
Покорный
ласковому взгляду,
Любуюсь
тайной красоты,
И за
церковную ограду
Бросаю
белые цветы.
Лирический
герой блаженствует, страдает, испытывая
такие сильные чувства, что готов даже
принять смерть:
За краткий
сон, что нынче снится,
А завтра
нет,
Готов
и смерти покориться младой поэт.
Кажется,
герой живет лишь мечтой о встрече со своим
идеалом. Но в то же время он и страшится
этой встречи, опасаясь, что приход Прекрасной
Дамы в реальный мир изменит “любимые
черты”:
Предчувствую
Тебя.
Года
проходят мимо —
Все
в облике одном предчувствую
Тебя...
Как ясен горизонт: и лучезарность близко.
Но страшно
мне — изменишь облик ты.
Меня
поразила одна мысль Владимира Орлова,
лучшего знатока творчества А. Блока в
отечественном литературоведении. В книге
“Гамаюн” он сказал, что за всей туманностью,
недосказанностью, символикой “Стихов
о Прекрасной Даме” пытливый читатель
обнаружит все перипетии развития
любовных
отношений Александра Блока и Любови Менделеевой,
ставшей женой поэта, но так и не сделавшей
его счастливым человеком. Видимо, поэтому
и страшится юный поэт, что реальность
может быть грубее, приземленнее идеала.
Этот
страх, однако, не изменил самого отношения
Блока к великому чувству. Я узнаю в его
стихах пушкинскую удивительную способность
видеть в женщине божественное начало.
Как и певец “гения чистой красоты”, Блок
возносит любимую женщину на пьедестал
богини:
Так
пел ее голос, летящий в купол,
И луч
сиял на белом плече,
И каждый
из мрака смотрел и слушал,
Как
белое платье пело в луче.
Мне
кажется, что стихотворение “Девушка
пела в церковном хоре” можно назвать
шедевром мировой любовной лирики, хотя
в нем нет еще самой любви, есть лишь ее
предчувствие. Но такой и должна быть настоящая
любовь, чистая и светлая, какой предстала
перед поэтом эта, по-видимому, незнакомая
ему хористка.
Однако
пора юношеских порывов и мечтаний проходит,
рядом с ними обнаруживается реальная,
далекая от идеалов жизнь. Горькая действительность
(неудачный брак, поражение первой русской
революции и наступившая реакция) меняет
настроение поэта, его мироощущение. Серость
и пошлость обыденной жизни, где
...Среди
канав гуляют с дамами
Испытанные
остряки,
преодолевается
поэтом с помощью образа прекрасной незнакомки,
героини одноименного стихотворения поэта.
Для завсегдатаев загородных ресторанов,
ищущих “истину в вине”, женщина по-прежнему
остается тайной. Она не запачкана ни пошлостью,
ни грязью, ни пороками, своим присутствием
она поэтизирует обыденность, смиряя сердце,
давая утешение душе, сохраняя уже готовую
уничтожить себя жизнь:
Глухие
тайны мне поручены,
Мне
чье-то сердце вручено...
В моей
душе лежит сокровище,
И ключ
поручен только мне!
Женщина
создана для любви. И если судьба распоряжается
иначе, то никто не смеет осудить ее:
Я не
только не имею права,
Я тебя
не в силах упрекнуть
За мучительный
твой, за лукавый,
Многим
женщинам сужденный путь.
Я очень
люблю поэтический цикл “Кармен”, навеянный
встречей А. Блока с певицей Андреевой-Дельмас,
исполнительницей партии испанской цыганки
в опере Визе. В этих стихах перед нами
уже не романтическая любовь, а страстное
и стихийное чувство, определяющее судьбу
лирического героя:
Ты —
как отзвук забытого гимна
В моей
черной и дикой судьбе.
Меняется
возлюбленная: перед нами уже не символ
возвышенной любви, “золотокудрый” демон,
в чьем голосе слышится “рокот бурь”.
Меняется и лирический герой: из робкого
раба Прекрасной Дамы он превращается
в пылкого возлюбленного. Интересна деталь:
образ лирического героя явлен в двух
ипостасях. Это и поэт, который
Глядит
на стан ее певучий
И видит
творческие сны,
но в
то же время и возлюбленный Кармен Хозе,
чье сердце пронизано мучительной ревностью:
Нет,
никогда моей, и ты ничьей не будешь...
Однако
любовь-страсть не может быть долговечной,
она неизбежно заканчивается трагедией
разочарования, пресыщения и душевной
опустошенности:
Вместе
ведь по краю, было время,
Нас
водила пагубная страсть,
Мы хотели
вместе сбросить бремя
И лететь,
чтобы потом упасть.
Когда
А. Блок написал поэму “Двенадцать”, его
противники яростно язвили, что на смену
“Прекрасной Даме” пришла “толстоморденькая”
Катька. Я думаю, что Катька олицетворяет
женскую судьбу в новых условиях, когда
осквернена любовь, осквернена сама жизнь.
Для
меня Александр Блок — самый великий поэт
XX века, певец тончайших движений человеческой
души. Закончить свое сочинение я хотела
бы строками из стихотворения А. Ахматовой,
написанными на смерть А. Блока:
Принесли
мы Смоленской заступнице,
Принесли
Пресвятой Богородице
На руках
во гробе серебряном
Наше
солнце, в муке погасшее, —
Александра,
лебедя чистого.
Информация о работе Мелодией одной звучат печаль и радость... (Тема любви в лирике А. Блока)