Методика преподавания русской литературы в национальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 06:37, доклад

Краткое описание

На современном этапе школа, как и общество в целом, выдвигает своей целью нравственное, эстетическое воспитание. Духовная жизнь определяет судьбу, характер того, что с человеком делается, что им руководит в его поступках, формируя личность, является высшим невидимым духовным центром. Активная переориентация школьного литературного образования оказывает позитивное воздействие на повышение его уровня, развитие творческого потенциала личности, воспитание её в духе общечеловеческих идеалов.

Вложенные файлы: 1 файл

Выступление.docx

— 17.87 Кб (Скачать файл)

На современном этапе  школа, как и общество в целом, выдвигает своей целью нравственное, эстетическое воспитание. Духовная жизнь  определяет судьбу, характер того, что  с человеком делается, что им руководит  в его поступках, формируя личность, является высшим невидимым духовным центром. Активная переориентация школьного  литературного образования оказывает  позитивное воздействие на повышение  его уровня, развитие творческого  потенциала личности, воспитание её в  духе общечеловеческих идеалов. Поэзия А. Ахматовой, бесспорно, является важным компонентом формирования духовности, эстетической чуткости.

В культурном контексте XX века творчество А. Ахматовой занимает особое место. Её поэзия чутко впитала элементы культуры XIX века, творчества английских, французских, испанских, американских писателей; унаследовала от А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Н. Некрасова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, А. Блока, И. Анненского и др., особое отношение к слову как вместилищу не только культурных, нравственных ценностей человечества, но и способа выражения психологического состояния автора, которое обязательно должно быть донесено до читателя.

Лирика – наиболее трудный для восприятия род литературы. Вошедшие в программы стихи поэтов XX века, в том числе и А. Ахматовой, требуют читательских усилий. Следовательно, повышаются требования к подготовке квалифицированного читателя, воспитанного на лучших образцах лирики. В связи с этим данная проблема в школах представляется глубоко актуальной.

Объект исследования – процесс восприятия и изучения творчества Анны Ахматовой в 11 кл. якутской школы.

Предмет исследования - методика изучения лирики А. Ахматовой в якутской школе.

Цель исследования – теоретически обосновать и разработать систему изучения поэзии А. Ахматовой в курсе русской литературы для якутских школ, создать экспериментально проверенную методику изучения лирических произведений в старших классах.

В ходе исследования была выдвинута  и проверялась следующая гипотеза: методика изучения лирики А. Ахматовой в национальной  школе будет эффективной, если:

- изучение начнётся в  среднем звене и будет проходить  поэтапно с последовательным  углублением и развитием новых  представлений о своеобразии  лирики А. Ахматовой в рамках  разработанной системы;

- в процессе изучения будут рассмотрены в контексте культурных традиций, с учетом особенностей её поэтики, специфики её восприятия и понимания якутскими учащимися;

- на всех этапах системы  будет организовано творческое  чтение и анализ лирических произведений А. Ахматовой, а процесс изучения пройдет в интересной эмоциональной и интеллектуальной работе учащихся;

- будут учитываться возрастные  и интеллектуальные возможности  учащихся, уровень восприятия ими  лирических произведений;

- изучение основывается  на методе творческого чтения  во взаимосвязи с эвристическим  методом;

- работа на уроках и  внеклассных занятиях будет включаться  в единый процесс обучения  и воспитания.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были выдвинуты  следующие задачи:

1) выявить теоретические  основы изучения лирики А. Ахматовой в национальных школах, опираясь на труды литературоведов и, в частности, ахматоведов, раскрыть содержание и особенности поэтики А. Ахматовой;

2) провести анализ литературоведческой и методической литературы в аспекте темы;

3) разработать и научно  обосновать систему поэтапного  изучения поэзии А. Ахматовой;

4) определить влияние  поэзии А. Ахматовой на учащихся и реальный уровень эстетического восприятия ими поэтических текстов с целью выявления объективных и субъективных факторов, определить наиболее эффективные приемы обучения;

5) экспериментально проверить  эффективность предложенной системы работы по изучению лирики А. Ахматовой в старших классах в национальных школах и обобщить результаты.

Поставленные задачи решались с помощью следующих методов исследования:

- теоретический анализ литературоведческой, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;

- изучение и анализ  школьных программ и учебников:  наблюдение за состоянием вопроса  изучения лирики А. Ахматовой в национальных школах;

- анкетирование учащихся, беседы с учителями, анализ  ответов учащихся.

- педагогический эксперимент  (констатирующий, обучающий, контрольный).

Практическая  значимость исследования заключается в том, что в нем даны конкретные методические рекомендации по изучению лирики А. Ахматовой в старших классах в национальной школе, разработаны уроки и внеклассные мероприятия в их тесной взаимосвязи.

Исследовательский метод обучения – это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.

Исследовательский метод  заключается в развитии умения самостоятельного анализа литературного произведения. Приемы: постановка проблемных вопросов, исследовательских заданий. Исследовательский  метод имеет много общего с  эвристическим. Виды деятельности: самостоятельный анализ части и целого художественного произведения, сопоставление, оценка спектакля или кинофильма. При репродуктивном методе учащиеся получают знания как бы в готовом виде, но не догматически. Развитию мысли учащихся способствует проблемное изложение материала. Виды деятельности: запись плана или конспекта лекции учителя, работа по учебнику, подготовка доклада по готовым материалам.

Безусловно, ученическое  исследование не может быть приравнено к исследованию ученого, которое  имеет своим результатом научное  открытие качественно новых закономерностей  и явлений. "Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой, и новые только для школьников… Учитель не только ставит ряд вопросов или проблем, но и разъясняет пути их решения, учит собирать материал, анализировать, систематизировать его, показывает и разъясняет условия и приемы работы, знает ее результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требует проявить в ходе решения поставленных проблем. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности", – писал И.Я. Лернер. Таким образом, ученики совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Учитель же помогает выбрать пути постижения этой истины.

Мы знаем, лирика обладает удивительным педагогическим свойством; она способна активизировать эмоционально - нравственные возможности учеников.

Встретившись в стихах Ахматовой пережитыми лично чувствами, задача учителя дать детям услышать, понять эмоциональное настроение поэта в тот или иной период жизни посредством поэзии. Отсутствие у ребят дара сопереживаний, эмоциональная глухота и невнимание к чужому внутреннему миру становятся препятствием в восприятии лирики. Поэтому при работе над поэтическими произведениями наряду с решением образовательных и воспитательных задач нельзя не заботиться о развитии у учащихся способности к сопереживанию.

Для изучения творчества поэтессы необходимо познакомиться и с  ранним и поздним творчеством, потому что изучение этих двух периодов помогут  услышать своеобразие авторского голоса, а «Реквием» - это итог всей жизни  А.Ахматовой. На наш взгляд, изучая творчество поэтессы, учитель должен внимательно подойти к выбору ахматовских стихов, чтобы ученики могли увидеть близость их к другим литературным жанрам, что подчеркнет индивидуальность творчества.


Информация о работе Методика преподавания русской литературы в национальной школе