Мысль семейная в романе - эпопее «Война и мир»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 19:21, реферат

Краткое описание

В 60-е годы семья – в центре внимания Толстого. «Писатель, - отмечает Н.Н.Гусев, - несчастливый и неспокойный в семейной жизни, никогда не мог бы создать произведение, столь грандиозное по размеру и проникнутое таким мирным, спокойным, жизнерадостным настроением». «Война и мир», - утверждает другой биограф Толстого, - создана в семье, она вышла из семьи. Семья ничем, казалось бы, не способствовала творчеству, а вместе с тем именно она порождала его». Прототипами центральных героев были люди, составляющие ближайшее родственное и семейно-родовое окружение Льва Николаевича.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 531.00 Кб (Скачать файл)

Мысль семейная в романе - эпопее «Война и  мир»

                                                Введение

В 60-е годы семья –  в центре внимания Толстого. «Писатель, - отмечает Н.Н.Гусев, - несчастливый и  неспокойный в семейной жизни, никогда  не мог бы создать произведение, столь грандиозное по размеру и проникнутое таким мирным, спокойным, жизнерадостным настроением». «Война и мир», - утверждает другой биограф Толстого, - создана  в семье, она вышла из семьи. Семья ничем, казалось бы, не способствовала творчеству, а вместе с тем именно она порождала его». Прототипами центральных героев были люди, составляющие ближайшее родственное и семейно-родовое окружение Льва Николаевича. В Ростовых много от Толстых и Берсов (в Николае Ростове – от отца писателя, в Наташе Ростовой – от сестер Берс: Сони и Тани), в Болконских – от Волконских (семья матери писателя); княжна Марья имеет прототипом Марию Николаевну Волконскую – Толстую.

Определенные грани  личности и деятельности самого писателя воссозданы в образах Пьера Безухова, Андрея Болконского, Николая Ростова. Главное же, семейные эпизоды «Войны и мира» (особенно посвященные Ростовым) передают атмосферу дома Толстых в пору детства и юности писателя, о чем свидетельствуют его поздние «Воспоминания».

В своем романе писатель говорил о том, чего не доставало ему самому, чего он всей душой хотел для себя, но не мог достигнуть и обрести. А.Моруа, мастер биографического жанра, метко сказал, что Пьер эпилога – это Толстой, «каким он хотел бы стать». Прочитав мемуары С.А.Толстой, начинаешь думать о том, что и Наташа, которая, выйдя замуж «бросила сразу все свои очарованья», понимая, что они «теперь только были бы только смешны в глазах ее мужа», показана именно той женщиной, какой хотел бы видеть свою жену писатель. Читая строки воспоминаний С.А. Толстой, ясно видишь, что изображение Пьера и Наташи в эпилоге было своего рода уроком и назиданием автора жене - первому и столь важному для него читателю «Войны и мира». Ведь в эпилоге писатель говорит об образцовой, по его мнению, семье, о создании которой он мечтал даже в счастливые 60-е годы.

Три семейства, три дома, три "породы" людей составляют основу "мысли  семейной" романа: Ростовы, Болконские и Курагины. Остановимся для начала поподробнее на последнем семействе.

 

Курагины

Мир Курагиных - мир светской черни, извращенных взаимоотношений с окружающими и с близкими людьми. Главное “родовое” качество всего семейства — холодный эгоизм. Он присущ отцу, князю Василию, с его придворным самосознанием. Князь Василий ничего не просчитывает, не планирует наперёд, можно сказать, что за него действует инстинкт: и когда он пытается женить сына Анатоля на княжне Марье, и когда пытается лишить Пьера наследства, и когда, потерпев на этом пути невольное поражение, навязывает Пьеру свою дочь Элен.

Порочно и безнравственно все семейство Курагиных. Жена князя Василия, уже пожилая женщина, мучительно завидует собственной дочери, когда та выходит замуж за богатейшего в России жениха, и снова завидует ей, когда та, разойдясь с мужем, поймала было в сети еще более завидного претендента.

 Элен, чья “неизменяющаяся улыбка” подчёркивает однозначность, одномерность этой героини, не способна перемениться. Она словно застыла на годы в одном и том же состоянии: статичной мертвенно-скульптурной красоты. Курагина тоже ничего специально не планирует, тоже подчиняется почти животному инстинкту: приближая мужа и удаляя его, заводя любовников и намереваясь перейти в католичество, подготавливая почву для развода и затевая сразу два романа, один из которых (любой) должен увенчаться браком.

Внешняя красота заменяет Элен внутреннее содержание. Эта характеристика распространяется и на её брата, Анатоля  Курагина. Рослый красавец с “прекрасными большими глазами”, он не одарён умом (хотя и не так глуп, как его  брат Ипполит), но “зато у него была и драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность”. Уверенность эта сродни инстинкту выгоды, владеющему душами князя Василия и Элен. И хотя личную выгоду Анатоль не преследует, но за удовольствиями охотится с той же неутолимой страстью — и с той же готовностью принести в жертву любого ближнего. Так он поступает с Наташей Ростовой, влюбляя её в себя, готовясь увезти — и совершенно не думая о её судьбе.

Ни Элен, ни ее братьев невозможно представить в окружении детей. Абсолютный эгоизм лишает Элен возможности материнства, а ее братьев - отцовства. И в отчетливом нежелании Элен иметь детей Толстой усматривает не только результат ее безнадежной духовной испорченности, опустошенности, но и разумный ход природы, лишающий это чудовище женского, материнского естества. Ибо отношения с детьми у таких людей, как Элен, глубоко бесчеловечны. Страшной смесью низменных инстинктов и побуждений связаны друг с другом члены семейства Курагиных. Мать испытывает к дочери ревность и зависть; оба брата не скрывают физического влечения к сестре; отец искренне приветствует для детей браки по расчету, грязные интриги, скверные связи... Кажется, что разрастание этого гнезда грехов и пороков возможно остановить лишь физически - и все трое младших Курагиных остаются бездетными.

Собственно, Курагины играют в суетном, “мирском” измерении  “мира” ту самую роль, какую в  “военном” измерении играет Наполеон: они олицетворяют собой светское безразличие к добру и злу. По своей прихоти Курагины вовлекают окружающую жизнь в страшный водоворот. Это семейство похоже на омут. Приблизившись к нему на опасное расстояние, легко погибнуть — лишь чудо спасает и Пьера, и Наташу, и Андрея Болконского от этого смертельного водоворота.

 

Семья Курагиных открыто и активно противопоставлена автором миру Болконских и Ростовых. Но и семьи любимых его героев отнюдь не дублируют друг друга, тоже во многом друг другу противостоят: неслучайно чужды князю Андрею старшие Ростовы, неприятен Николай; неслучайно Николай Андреевич Болконский не примет Наташу, будет так противиться женитьбе сына.

Хотя Толстой порой  и изображает рознь между кровно близкими людьми (натянутые отношения  княжны Марьи с отцом в пору их московского житья отчуждение между матерью и Николаем из-за его намерения жениться на Соне), главное в семейных эпизодах «Войны и мира» - неподдельно-живое общение между людьми, которые дороги и близки друг другу. Семейный мир на протяжении всего романа противостоит внутрисемейному разладу и отчуждению. Это и суровая гармония упорядоченно-строгого уклада лысогорского дома, и тепло и уют, царящие в доме Ростовых с его буднями и праздниками. Здесь все равны, все имеют возможность выражать себя и вмешиваться в происходящее.

 

Ростовы

Ростовы, к которым  автор испытывает живейшую симпатию, – обычная дворянская семья, не свободная от недостатков и слабостей, обусловленных временем и социальной средой. Но это люди простые, сердечные. Хотя глава семьи граф Илья Андреевич Ростов, любящий отец, хлебосольный хозяин, и не отличается какими-либо особыми достоинствами, он все же изображен человеком добрым и симпатичным. Граф в полной мере наделён Богом сердечными дарованиями — гостеприимством, радушием, любовью к семье и детям. 

Графиня Ростова не отличается особым умом. Она безнадёжно отстала от современной жизни; а когда семейство окончательно разоряется, графиня даже не в состоянии понять, почему они должны отказаться от собственного экипажа и не могут послать карету за кем-нибудь из её подруг. Более того, мы видим несправедливость, подчас жестокость графини по отношению к Соне, совершенно неповинной в том, что она бесприданница.

Но у нее есть особый дар человечности, который отделяет её от толпы жестоких и бессердечных людей, приближает к жизненной правде. Это дар любви к собственным детям; любви инстинктивно-мудрой, глубокой и самоотверженной. Решения, какие она принимает в отношении детей, продиктованы не просто стремлением к выгоде и спасению семьи от разорения, но они направлены и на то, чтобы обустроить жизнь самих детей наилучшим образом. И когда графиня узнаёт о гибели на войне любимого младшего сына, жизнь её, по существу, завершается; едва избежав помешательства, она мгновенно стареет и теряет деятельный интерес к происходящему вокруг.

Все лучшие ростовские качества передались детям — всем, кроме сухой, расчётливой и потому нелюбимой Веры. В дружном семейном ансамбле Ростовых она стоит особняком, но, достойная своего супруга Берга, она лишь оттеняет нравственно благополучную семейную атмосферу.

С глубочайшей симпатией обрисован младший сын, Петя, который полностью впитал атмосферу ростовского дома. Подобно отцу и матери, он не слишком умён, зато предельно искренен и душевен; он мгновенно отдаётся сердечному порыву. Смерть Пети от вражеской пули — один из самых пронзительных и самых запоминающихся эпизодов толстовской эпопеи.

Первое знакомство с Наташей  незабываемо. Мы чувствуем: Толстой  любит героиню – и сами уже  готовы ее полюбить. Вместе с автором  мы любуемся ею: неповторимостью каждого  движения, юной прелестью и обаянием, ее пугливой грацией, пробуждающейся и неведомой ей самой женственностью. В Наташе все жизнь и трепет жизни. В ее словах нет прямой логики, слова точно не связаны друг с другом, но при этом они трогательно чисты и правдивы. В них та добрая правда души, которая, по чистоте своей не может обидеть. Будучи замужем, Наташа проявляет хозяйственность и заботу о муже и детях, что было так свойственно ее матери. Но есть в героине и черты отца - доброта, желание объединить и осчастливить всех, широта натуры. Недаром Наташа – любимица отца.

Общение между собой членов семейства  отмечено, прежде всего, светлыми, радостными чувствами, и ему неизменно сопутствует  добрый, веселый смех. Так, Наташа, беседуя  с братом, вернувшимся с армейской  службы, «смеялась при всяком слове… не потому, чтобы было смешно то, что они говорили, но потому, что ей было весело и она не в силах была удержать своей радости». Беспричинность радостного смеха при общении родных друг другу людей – один из существенных мотивов «Войны и мира». Вспомним, например, юных Ростовых после охоты: «Наташа подмигнула брату, и оба  удерживались недолго и звонко расхохотались, не успев еще придумать предлога для своего смеха».

Ростовы легко и порой неприметно даже для них самих творят вокруг себя атмосферу веселого оживления, душевной просветленности, не имеющей границ доброжелательности, доверия, безоглядной искренности. Это все обладает небывалой энергией единения людей и немыслимо, по Толстому, без глубоких семейных привязанностей. Весь роман пропитан мыслью, что отношения людей должны строиться на началах искренней расположенности и полной душевной открытости.

 

Болконские 

Семьи Ростовых и Болконских различаются прежде всего внутренней атмосферой. В семье Ростовых открыто радуются и открыто плачут, открыто влюбляются и все вместе переживают любовные драмы каждого. Их хлебосольство славится по всей Москве, они готовы принять и обласкать любого.

Все иначе обстоит в Лысых Горах. Там царит дух замкнутости, спартанской сдержанности; там не принято напропалую откровенничать: лишь в решительные минуты жизни скупо и осторожно произносят Болконские слова любви, приоткрывают душу.

Не идеален старый князь Николай Андреевич Болконский. Он и самолюбив, и не всегда справедлив, труден характер этого человека. Он не может застраховать своих детей от жизненных ошибок, полностью защитить их от влияния окружающего мира, от проникновения в их умы и души наполеоновской идеи. Но он дает детям мощное оружие: стремление к абсолютной честности перед самим собой, безусловное уважение к нравственным заповедям человечества, доминирующее чувство долга, ответственности за каждый свой шаг и каждое помышление.

Болконские связаны между собой искренне родственными отношениями, основанными на уважении друг к другу, любви и взаимопонимании, способны почувствовать, что происходит в сердце другого: “Брат хотел взять образок, но она остановила его. Андрей понял, перекрестился и поцеловал образок”. Князь Андрей относится к сестре с любовью и нежностью, пусть даже несколько насмешливо… Эта «насмешливость» лишь подчеркивает, как он хорошо знает княжну, как он насквозь ее видит. То же самое царит и между отцом и сыном: «...он взглянул в лицо сына своими быстрыми глазами, которые, как казалось, насквозь видели человека... Сын вздохнул, признаваясь этим вздохом в том, что отец понял его”. Такое взаимопонимание показывает настоящую, духовную близость между отцом и сыном. Кроме того, они действительно любили друг друга, что хорошо видно в сцене прощания: «Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что-то дрогнуло в нижней части лица старого князя».

Давно, когда старик Болконский был молод, силен и деятелен, среди  многих радостей, заполнявших его  жизнь, были дети: князь Андрей и княжна Марья. Он их воспитывал, как понимал, хотел вырастить сына умным, благородным, счастливым; а девочку – не такой, как светские барышни, - прекрасной женщиной. Николай Андреевич хотел сделать княжну умной, образованной – потому так и сердился, когда она не понимала геометрии. И он любит ее, видит за этим некрасивым лицом ее доброту и благородство; он-то знает, как прекрасны бывают лучистые глаза, - кто достоин этой души, этих глаз? Мысль, что в его княжне будут видеть лишь богатую дурнушку, - нестерпима. Ее не минует замужество, но пока он жив, он не отдаст свою дочь первому светскому кутиле; он на страже.

И старик Болконский пытается поделиться с детьми своим накопленным за долгие годы жизни богатым опытом, своими знаниями. Он может дать им совет, подсказать, направить. Вспомним, как провожал князя Андрея на войну его отец: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... - Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: - А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!»  Старый князь бесконечно любит сына, но предпочтет видеть его мертвым, чем обесчещенным, замаравшим имя, ведь в этой семье, прежде всего, думают о душе, о чести, а потом уже о жизни и благополучии.

Информация о работе Мысль семейная в романе - эпопее «Война и мир»