Наташа Ростова -любимая героиня Л. Н. Толстого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 23:24, доклад

Краткое описание

Наташа Ростова — центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысяч страниц романа

Вложенные файлы: 1 файл

война и мир- наташа ростова.doc

— 31.00 Кб (Скачать файл)

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                        Школа № 124  
 
 
 
 
 
 
 
 

Работа  по литературе на тему:

                                               

Наташа  Ростова -любимая  героиня Л. Н. Толстого.

  
 
 
 
 
 

                                                                                       Выполнила                                                                                                                                                                                                   

                                                                                       учащаяся 10 «А»  класса

                                                                                       Подлужная Ксения

                                                                                     

                                                                              
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   г. Самара   2012г. 

Наташа Ростова  — центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысяч страниц романа.

    Здесь  всё: и сумма идей о месте женщины в обществе и семье, и мысли о женском идеале, и незаинтересованная романтическая влюбленность творца в свое творение.С годами меняются ощущения и мировосприятие героини.

    Впервые  в романе она появляется тринадцатилетней  девочкой, “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая”. Подчеркивая внешнюю непривлекательность своей героини, Толстой утверждает, что гораздо важнее красота души, внутренний потенциал; одаренность, способность к пониманию, чуткость, тонкая интуиция. Простота, естественность и одухотворенность Наташи побеждают ум и хорошие манеры.

    Толстой  противопоставляет живую, энергичную, всегда неожиданную Наташу холодной  Элен, светской женщине, живущей  по заведенным правилам, никогда  не совершающей необдуманных  поступков. Элен, в отличие от Наташи, никогда бы не позволила бы себе при Марье Дмитриевне, которую все боятся, спросить через весь стол, какое пирожное будет сегодня на ужин.

С возрастом  в Наташе возникает желание быть в центре внимания, вызывать всеобщее восхищение. Наташа любит себя и считает, что все также должны ее любить; хотя героине и присущ эгоизм, это эгоизм еще искренне-детский, свойственный личности несформировавшейся. Она любит думать о себе от третьего лица и сама о себе замечает: “Что за прелесть эта Наташа!” И все действительно восхищаются ею, любят ее. Наташа одним впечатлением определяет общественное поведение, заставляет по-новому видеть вещи.

    Наташа  принадлежит к тем персонажам, которые живут “умом сердца”.  Об уме же героини судить  сложно. Пьер говорит, что Наташа “не удостаивает быть умной”. Ее предназначение состоит в другом: она оказывает влияние на нравственную жизнь других героев, обновляя и возрождая их к жизни. Разрешая каждым своим поступком сложные вопросы, Наташа как бы сама олицетворяет ответ на вопрос, который так долго и мучительно ищут Андрей Болконский и Пьер Безухов. У самой же героини нет склонности оценивать и анализировать поступки и явления. В этом смысле она обладает собственным, прямым знанием ценностей жизни.

    Многие  эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни. Например, когда Николай Ростов проигрывает Долохову в карты и возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и с этим умиротворяющим голосом забывает свою неудачу. В этот же момент Николай чувствует, что сама жизнь прекрасна и что все остальное - мелочи, не стоящие внимания. В данный момент герой думает: “Все это: и несчастья, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она — настоящее”.

    Героине  Толстого свойственно сострадание.  Наташа очень хорошо понимает  и жалеет Денисова, сделавшего  ей предложение. Когда плакала  Соня, Наташа, не зная причины  ее слез, “распустив свой большой  рот и сделавшись совершенно дурной, заревела как ребенок... и только оттого, что Соня плакала”. Толстой наделяет свою героиню редкими душевными качествами: чуткостью и интуицией.

    В  Наташе изначально заложен русский  национальный характер. В сцене  после охоты она с удовольствием слушает игру и пение дядюшки, который “пел так, как поет народ”, а затем танцует “Барыню”. Все окружающие поражаются ее умению понять все то, что было во всяком русском человеке. “Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые давно бы должны были вытеснить!”

    Писатель  отмечает поэтичность своей героини.  Находясь в Отрадном, Наташа созерцает  звездное небо, искренне восхищаясь ночным пейзажем: “Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало”, - говорит она. В этом проявляется близость героини к природе.

Наташа более  чем кто-либо из людей дворянского  круга непосредственна. Она чувствует  живую жизнь по-своему, не анализируя ее. В ней воплощаются лучшие свойства женского существа: гармония и интуиция.

    Она  живет свободно и раскованно, но все ее поступки согреты  изнутри теплотой нравственного  чувства, которое она с рождения  впитала из русской атмосферы  ростовского дома. Народное начало ее личности проявляется легко и непринужденно. Вспомним русскую пляску Наташи в имении дядюшки: “Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые раз де спа!е давно должны вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка”.

    Свойственно  героине и самопожертвование.  Не задумываясь, она отдает  все подводы под раненых, оставляя вещи, и не представляет, что можно поступить иначе в данной ситуации.

    Сущность  натуры Наташи - любовь. Это чувство  неотделимо от героини. Искреннее  чувство впервые посещает ее  при встрече с князем Андреем.  Андрей Болконский становится непринужденным и естественным рядом с Наташей, а он мог оставаться собой лишь с очень немногими людьми: “Князь Андрей любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа”. Любит Наташа бескорыстно, всей душой, ничего не требуя взамен. Князь Андрей взваливает на плечи этой девочки непосильную ношу, заставляет ее ждать целый год, он забывает, что она очень молода и неопытна. Поэтому в ее увлечении Курагиным нельзя винить только одну Наташу. Она мучается, боится сама себя и не понимает своих чувств. Наташа не спала всю ночь, ее мучил неразрешенный вопрос: кого она любила: Анатоля или князя Андрея? Описывая сцену свидания Наташи с умирающим Болконским, Толстой показывает силу ее любви: "Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно-любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны".

    Однако  Наташа Ростова и Андрей Болконский- разные люди. Он живет разумом,  она - сердцем, инстинктом, и поэтому  чужда интеллектуальному миру  князя Андрея. В том, что Наташу  влечет к Анатолю Кура-гину, который  противопоставлен князю Андрею  полнотой жизни, проявляется естественность Наташи, ее близость к природным началам. Ведь именно жажда жизни в Анатоле так привлекла ее. Она выполняет естественное предназначение женщины (стремление к любви) остальное, по мнению писателя, является наносным и неважным. Все ее метания, в конечном счете, имеют целью создание семьи и рождение детей.

    После  душевного кризиса Наташу вновь  посещает радостное и новое  чувство. Оно и возвращает ее  к жизни. Важную роль сыграл  здесь и Пьер, “детская душа”  которого была столь близка Наташе. Он был единственным, кто вносил радость в дом Ростовых, когда она мучилась угрызениями совести, страдала и ненавидела себя за случившееся. Пьер боготворил Наташу, а она была благодарна ему только за то, что он есть и что он для нее единственное утешение. Пьер, как и Наташа, живет чувствами и эмоциями, поэтому эти герои так близки друг другу по своему внутреннему содержанию.

    В  эпилоге Наташа показана уже  не той веселой, наивной девочкой. Она любящая и любимая жена, мать четверых детей. Бывшая модница, героиня не интересуется более своей внешностью, поскольку теперь это для нее не имеет значения. Она максимально приблизилась к ответу на вопрос о смысле человеческого бытия. Фальшивое светское общество чуждо Наташе; после замужества она практически перестает бывать в свете.

    Только  через любовь к Пьеру и семью  Наташа обретает душевное спокойствие. 

    Создав  образ Наташи Ростовой, Толстой  дал понять, что она последует  за Пьером Безуховым в Сибирь  и повторит судьбу жен декабристов. 

    Итак, в образе Наташи Ростовой воплотилась идея о том, что красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Именно от нее исходит энергия обновления, освобождения от всего фальшивого, ложного, привычного. Эта героиня явилась толстовским идеалом жизни без мук и исканий холодного разума.

Однако, как литературный образ, Наташу невозможно полностью  понять без определенных литературных реминисценций.

    Во-первых, это пушкинская Татьяна Ларина. Их внешнее сходство бросается  в глаза. Кроме того, у них  общая культурная среда, любовь к русскому фольклору и французским романам, которыми зачитывались барышни той поры.

    Во-вторых, это Софья из комедии Грибоедова  “Горе от ума”. Влюбленность  образованной, умной девушки в  подленького и глуповатого Молчали-на и любовь-болезнь, любовь-наваждение Наташи к Анатолю Курагину имеют сходную природу.

    Обе  эти параллели не позволяют  полностью понять Наташу, однако  они помогают разглядеть причины  некоторых ее поступков и душевных  движений.


Информация о работе Наташа Ростова -любимая героиня Л. Н. Толстого