Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 07:41, реферат
Научный стиль - функционально-стилевая разновидность литературного языка, которая обслуживает разнообразные отрасли науки (точные науки, естественные, гуманитарные и др.), область техники и производства и реализуется в жанрах монографии, научной статьи, диссертации, реферата, тезисов, научного доклада, лекции, сообщения на научные темы, рецензии, а также в учебной и научно-технической литературе и т. д. Важнейшая задача научного стиля речи - объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ
Научный стиль - функционально-стилевая разновидность литературного языка, которая обслуживает разнообразные отрасли науки (точные науки, естественные, гуманитарные и др.), область техники и производства и реализуется в жанрах монографии, научной статьи, диссертации, реферата, тезисов, научного доклада, лекции, сообщения на научные темы, рецензии, а также в учебной и научно-технической литературе и т. д. Важнейшая задача научного стиля речи - объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.
Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями, среди которых: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер речи, строгий отбор языковых средств, стремление к нормированности речи. Основной формой реализации научного стиля является письменная речь, хотя с повышением роли науки в различных сферах деятельности, расширением научных контактов, развитием средств массовой коммуникации возрастает роль и устной формы общения с использованием научного стиля.
Главной коммуникативной
задачей общения в научной
сфере является выражение научных
понятий и умозаключений. Мышление
в этой сфере деятельности носит
обобщенный, абстрагированный, логический
характер. Этим обусловлены такие
специфические черты научного стиля,
какотвлеченность, обобщенность
Лексические средства научного стиля
Основной особенностью организации языковых средств и научном стиле является их обобщенно-отвлеченный характер на лексическом и грамматическом уровнях языковой системы, что придает научной речи единую функционально-стилистическую окраску. Лексику научной речи составляют три основных пласта: общеупотребительные слова, общенаучные слова и термины.
К общеупотребительной лексике относятся слова общего языка, которые наиболее часто встречаются в научных текстах. Например: Аппаратура работает как при высоких, так и при низких температурах. При том, что в предложении нет ни одного специального слова, очевидно, что в научном тексте такие общеупотребительные слова составляют основу изложения. В зависимости от состава читателей доля общеупотребительной лексики меняется: она уменьшается в работах, предназначенных для специалистов, и возрастает в жанрах, обращенных к широкой аудитории. Общеупотребительные слова в научном стиле используются в их номинативном значении, что позволяет объективно обозначить сущность понятия или явления. Однако в конкретном научном тексте они могут изменять свою семантику. Например, слово предполагать в математических текстах обозначает «считать, допускать»: Предположим, что данные треугольники конгруэнтны. За многозначными общеупотребительными словами в научныx текстах закрепляется специальное значение. Так, существительное окончание, имеющее два значения (1. Завершение, доведение чего-либо до конца. 2. Заключительная часть чего-либо), в лингвистике употребляется как однозначное: 'грамматически изменяющаяся часть слова; флексия'.
Общенаучная лексика – второй значительный пласт научной речи. Это уже часть языка науки, т. е. языка описания научных объектов и явлений. При помощи общенаучных слов описываются явления и процессы в разных областях науки и техники. Эти слова закреплены за определенными понятиями, но не являются терминами, хотя и носят терминологический характер, например: операция, задача, явление, процесс, поглощать, абстрактный, ускорение, величина, функция, значение, элемент, результат, следствие, анализ, синтез, система, базироваться, универсальный и др.
Для научного стиля характерно
широкое использование абстракт
Поскольку в области науки
и техники требуется
Термин (от лат. terminus 'граница, предел') - слово или
словосочетание, являющееся названием
специального понятия какой-либо сферы
производства, науки или искусства. Каждая
отрасль науки располагает своей терминологией,
объединенной в одну терминосистему (
Например: Реакция [франц. reac
1. Биол. Ответ (организма, его части)
на какое-л. раздражение извне.
2. Физ. и Хим. Физико-химическое взаимодействие
между веществами.
Фразеологические средства научного стиля
Фразеологические сочетания научного стиля также характеризуются своими особенностями. Здесь употребляются общелитературные, межстилевые устойчивые обороты, выступающие в номинативной функции: глухой согласный, наклонная плоскость, десятичная дробь, щитовидная железа, очаг заболевания, точка кипения, магнитная буря, демографический взрыв. Первоначально свободные словосочетания вследствие устойчивости формы и воспроизводимости превращаются во фразеологизмы терминологического характера (составные термины). В отличие от других типов словосочетаний терминологические словосочетания утрачивают образность и не имеют синонимов.
К фразеологии научного стиля можно отнести также различного рода речевые клише: представляют собой, включает в себя, состоит из..., применяется в (для)..., заключается в..., относится к... и т. п.
Неупотребительны в научном
стиле слова и устойчивые словосочетания
с эмоционально-экспрессивной
Морфологические средства научного стиля
Научный стиль с морфологической точки зрения характеризуется преобладанием имен существительных над глаголами, широким употреблением имен существительных на -ние, -ие, -ость, -ка, -ция, -фикация и т. п. со значениями признака действия, состояния, изменения.
Отвлеченность и обобщенность научного
стиля выражается в широком употреблении существ
Своеобразно представлены в научной
речи формы числа
и падежа имен существительных. Большинство существительных употребляется
только в форме единственного
числа, что связано с широким использованием
отглагольных существительных, а также
существительных, обозначающих названия
химических элементов, веществ и т. д. Для
научного стиля характерно употребление
единственного числа в значении множественного: Лупа - самый простой увеличительный
прибор; Ежегодно тысячи людей отправлялись
в тайгу на охоту за соболем. В данных случаях существительные, обозначающие
считаемые предметы (лупа, соболь), называют
целый класс предметов с указанием их
характерных признаков или имеют собирательное
значение.
При этом абстрактные и вещественные существительные
в научном стиле обычно употребляются в форме множественного числа, приобретая конкретное значение (шумы в сердце, мощности, емкости и т. п.) или значение 'сорт', 'разновидность'
(смазочные
масла, активные кислороды, низкие температуры,
белые и красные глины и т. д.).
Среди падежных форм первое место по частотности
употребления занимают формы родительного падежа, которые часто выступают в функции определения: реакция соединения, попытка
решения, температура плавления, норма
литературного языка, язык межнационального
общения, теорема Пифагора, аксиома параллельности,
знак конгруэнтности фигур. После родительного падежа по частотности
употребления идут формы именительного
и винительного падежей; в составе пассивных
конструкций распространены формы творительного
падежа: открыт Менделеевым,
установлен Ньютоном, определен Павловым.
В научной речи употребляются преимущественно
Краткие прилагательные в научном стиле, в отступление от общей закономерности русского языка, выражают не временный, а постоянный признак предметов и явлений: Чистый этиловый спирт бесцветен; Фтор, хлор, бром ядовиты.
Особенности
употребления глагола связаны с его видовременными формами.
Абсолютное большинство глаголов употребляется
в форме настоящего времени. Они выражают
чаще всего атрибутивное значение или
значение констатации факта и выступают
в отвлеченном временном значении (настоящее
вневременное): Углерод
входит в состав углекислого газа; При
нагревании тела расширяются. Так как глаголы в форме настоящего
времени обозначают постоянные признаки,
свойства, процессы или закономерности
явлений, при них возможно употребление слов обычно, всегда, как правило,
постоянно и т. п.
Отвлеченность значения распространяется
на формы глаголов прошедшего и будущего
времени, приобретающие вневременное
значение:Исследования
производились; Определим площадь треугольника;
Составим уравнение.
В научном стиле распространены формы
3-го лица единственного и множественного
числа глаголов как наиболее отвлеченно-обобщенные
по значению. Формы 1-го лица множественного
числа глаголов и употребляющееся при
них местоимение МЫ характеризуются дополнительными смысловыми
оттенками. Они обычно служат не для обозначения
каких-либо определенных, конкретных лиц,
а для выражения отвлеченно-обобщенного
значения. Сюда относится «мы совместности»
(мы с вами), выражающее оттенок соучастия
слушателя или читателя, а также употребление МЫ для обозначения всякого человека, человека
вообще: мы придем
к выводу...; если мы обозначим... Данное значение часто выражается
личной формой глагола при отсутствии
местоимения (можем определить...;
если обозначим...).
Возможна замена личной конструкции безличной или инфинитивной: можно определить..., можно прийти к выводу..., если обозначить...
Формы 1-го лица единственного числа глаголов и местоимение Я в научной речи почти не употребляются, так как здесь внимание сосредоточено в первую очередь на содержании и логической последовательности изложения, а не на его субъекте.
В научном стиле активны союзы, предлоги и предложные сочетания, в роли которых могут выступать полнозначные слова, прежде всего существительные: при помощи, с помощью, в соответствии, в качестве, в результате, по причине, на основе, в отношении, в зависимости от..., сравнительно с..., в связи с..., в меру и др. Такие предлоги и союзы позволяют более определенно и точно выражать мысль.
Синтаксические средства научного стиля
Стремлением к информационной
насыщенности обусловливается отбор
наиболее емких и компактных синтаксических
конструкций. В научном стиле
преобладают простые
Отвлеченность и обобщенность научной речи на синтаксическом уровне выражается прежде всего в широком использовании пассивных (страдательных) конструкций, например: К двум точкам приложены силы, действующие в разных направлениях.
Распространены обобщенно-
Использование номинативных предложений
в научных текстах довольно ограниченно.
Они употребляются обычно в заголовках,
формулировках пунктов плана: Определение
эффективности систем индексирования; Взаимосвязь и соотношение
подземной и надземной частей растения.
Из двусоставных наиболее частотны предложения
с составным именным сказуемым, что тесно
связано с отмеченными выше морфологическими
особенностями научного стиля и обусловлено
задачей научных высказываний (определять
признаки, качества, свойства изучаемых
явлений). Причем в таком сказуемом в настоящем
времени характерно употребление связки
есть: Язык есть
важнейшее средство человеческого общения.
Частотность употребления тех или иных типов сложных предложений определяется такой специфической чертой научной речи, как логичность. Среди сложных предложений в научной речи преобладают сложносочиненные и сложноподчиненные с четко выраженной синтаксической связью между отдельными частями. Преобладание союзных предложений над бессоюзными объясняется тем, что с помощью союзов связь между частями сложного предложения выражается более точно, однозначно. Из союзных предложений наиболее употребительны сложноподчиненные, так как при подчинении взаимоотношения между отдельными положениями выражаются более четко. Среди сложноподчиненных самыми распространенными являются предложения с придаточными определительными и изъяснительными, в которых основная информация заключена в придаточной части, главная же значительной информационной функции обычно не выполняет, а служит лишь для перехода от одной мысли к другой: Необходимо подчеркнуть, что...; Интересно отметить, что...; Обратим внимание на то, что...; Наблюдения показывают, что...; Заметим (подчеркнем, докажем), что...