Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 10:49, творческая работа
Чернышевский Николай Гаврилович - русский революционер, выдающийся социальный мыслитель, писатель, экономист, философ. Родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове, в семье священника, который свободно читал по-гречески, латыни, по-французски, знал математику
и историю. В детстве стал «пожирателем книг».
1836 – 42 духовное училище
1842 – 45 духовная семинария. Однако образование не удовлетворяло, и он покидает семинарию.
Выполнила студентка
4 курса
Пириева Инга
1
Николай Гаврилович Чернышевский
2
биография
Чернышевский Николай Гаврилович - русский революционер, выдающийся социальный мыслитель, писатель, экономист, философ. Родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове, в семье священника, который свободно читал по-гречески, латыни, по-французски, знал математику
и историю. В детстве стал «пожирателем книг».
1836 – 42 духовное училище
1842 – 45 духовная семинария. Однако образование не удовлетворяло, и он покидает семинарию.
Еще до семинарии он учил латинский, греческий, еврейский, французский, польский и немецкий языки. В семинарии освоил татарский и арабский. Многосторонними и обширными были его знания и по истории. История была любимым предметом семинариста. Из 63 семинарских сочинений 40 он посвятил историческим темам. Чернышевский определял истории место важнейшей составной в «науке о человеке».
Говорил, что «не любить
историю может только
человек, совершенно не
развитый умственно».
1846-1850 –
обучается в Петербургском
5
6
Чернышевский
думал над созданием так называемого
«реального словаря русской истории и
древностей... до конца XIII в.» и обсуждал
его план в переписке с учителем, одновременно
редактировал словарь В.И. Даля, изучал
летописи.
По окончании Петербургского университета, уже работая учителем гимназии в Саратове, Чернышевский составил словарь к Ипатьевской летописи и в 1851 г. Опубликовал «Опыт словаря из Ипатьевской летописи» в Известиях Отделения русского языка и словесности.
7
В 1850 г. устроился учителем во 2-й кадетский корпус в Петербурге, но по просьбе родителей весной следующего года возвращается в Саратов, где начинает работу учителем русской словесности в гимназии. Он высказывал на уроках свое мнение по запретным тогда для обсуждения темам: крепостного права, суда, воспитания, религии, политических наук. Об идеологической составляющей своих занятий Чернышевский отозвался
следующим образом:
«Я делаю здесь такие вещи,
которые пахнут каторгой,
— я такие вещи
говорю в классе».
Личная жизнь
Знакомится с дочерью врача Ольгой Сократовной Васильевой (Чернышевской). Домашняя обстановка девушки очень тяжёлая: домострой, подчинение материнской воле. Чернышевский хотел равенства в семье, вызволить девушку из «семейного плена».
Николай Гаврилович
боялся за девушку, предупреждал, что
собирается посвятить себя делу, что
жизнь будет связана с
9
1853 свадьба, отъезд в Петербург, преподавание в Кадетском корпусе.
В 1855 году защитил магистерскую диссертацию «Эстетическое отношение искусства к действительности», которая положила начало разработке материалистической эстетики в России.
Самое дорогое и прекрасное для нас жизнь.
Но не всякая жизнь, а «жизнь, какая она должна быть»
Жизнь выше искусства – главная мысль.
11
В середине 1850-х гг. он становится руководителем журнала «Современник», на страницах которого публикует свои историко-литературные и социально- политические статьи, а на рубеже 1850—1860-х гг. — статьи по экономическим проблемам.
«... Он умел, — писал
В. И. Ленин, — влиять на все политические
события его эпохи в
1861г. Статьи по поводу освобождения крестьян. Возможное участие в организации «Земля и воля».
1862. статьи о студенческих
волнениях (новые правила
Слежка за Чернышевским, арест. Закрытие возглавляемого «Современника» на 8 месяцев.
В.И. Ленин высоко оценил «теорию трудящихся», в которой Чернышевский обосновывал необходимость передачи продуктов труда производителям материальных ценностей.
13
Тюремное заключение в Петропавловской крепости
В 1862 г. Чернышевский был арестован, начались самые сложные годы его жизни.
14
1864 суд и «гражданская казнь»
Приговор каторжные работы – 14 лет (впоследствии Александр || заменил на 7 лет), далее поселение в Сибири навсегда.
В знак лишения гражданских прав и состояния над головой была сломана шпага, затем он был поставлен на полчаса
к позорному столбу –
полетел букет
цветов.
Камера – одиночка в Алексеевском равелине. Здесь написан роман «Что делать?» Здесь писатель проведет около двух лет.
А.И. Герцен писал:
«Чернышевский поставлен нами к позорному столбу на четверть часа… а сколько лет будем стоять мы?»
1866 – состоится свидание с женой и сыном Михаилом (6 лет)
Следующее свидание будет через 17 лет
1870. 7 лет каторги прошли.
71 приговор –
пребывание в Вилюйском
18
Всю жизнь Чернышевский воплощал свои философские взгляды на жизнь. Как писал, так и жил.
Впервые искусство к чему-то обязывали, оно должно было служить жизни, стать учебником, выносить приговор. Искусство – популярно написанная наука.
Писатель верил, что человек от природы добр. Чернышевский был убежденный просветитель, полагал, что до каждого можно докричаться.
Поэтому-то «новые люди» только и делают, что учат, декламируют, назидают.
19
Историческая концепция
Конечно, Чернышевского больше интересовала современная история. И едва ли мы можем говорить о каком-то новом слове Чернышевского в исторической науке в отличие от основных сфер его занятий — эстетики, политэкономии, литературной критики, художественного творчества. Но, как отметил В.Ф. Антонов, будучи публицистом и одним из вождей освободительного движения, Чернышевский «логикой и потребностью борьбы чуть ли не ежедневно обращался к истории, привлекая ее для решения задач современности и прогнозирования будущего». В этих целях он отбирал для рецензирования и анализа исторические исследования. Давая читателю новый материал для размышлений, Чернышевский направлял его мысль в нужном направлении.
20
Деятельность человека бесплодна и ничтожна, пока не одушевлена высокою идеею… Идея получает ценность в действительности только тогда, когда в человеке, посвящающем себя служению высокой идее, есть достаточные силы для ее удовлетворительного осуществления.
Чернышевский.
Чернышевский
– утопист. Он не
предполагал
в людях зла.
Смотрите, какая светлая мечта:
«Сменится много поколений, прежде чем осуществится то, что ты предощущаешь… Ты знаешь будущее, оно светло, оно прекрасно. Любите его, стремитесь к нему работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести».
22
Список литературы
Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии. Там же. Т. II.
Чернышевский Н.Г. Сочинения Т.Н. Грановского. T.I. М., 1856//Соч. 2 т. М., 1986. Т. I.
Антонов В.Ф. Историческая концепция Н.Г. Чернышевского. М., 1983.
Антонов В.Ф. Н.Г. Чернышевский о русской истории. М., 1984.
Баскаков Б.Г. Мировоззрение Н.Г. Чернышевского. М., 1956.
Демченко А.А. Н.Г. Чернышевский: Научная биография. Саратов, 1978.
Порох И.В. А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Саратов, 1963.
Романов И.М. Мировоззрение Н.Г. Чернышевского в 1872—1883 гг. Якутск, 1958.
Фигуровская Н.К. «Идеал общественного благосостояния» Н.Г. Чернышевского//Кооперация. Страницы истории. T.I. Избранные труды российских экономистов, общественных деятелей. Кооператоров-практиков. Кн. 1. 30-40-е года XIX—XX века.Предыстория. М., 1998.
1
Информация о работе Николай Гаврилович Чернышевский: труды и жизнь