Нравственная проблематика "Поучения" Владимира Мономаха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 00:09, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: Проанализировать «Поучение» В. Мономаха.
Задачи работы:
1. Проанализировать образ автора в «Поучении Владимира Мономаха».
2. Рассмотреть структуру и стиль «Поучения».

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
1. О Мономахе. Образ автора в «Поучении Владимира Мономаха»……………………………………………………………………….3
2. Нравственная проблематика, структура, стиль «Поучения» В. Мономаха:
2.1. Структура и стиль «Поучения»……………………………...7
2.2. Поучение детям………………………………………………..10
2.3. Рассказ Мономаха о своей жизни…………………….…….11
2.4. Письмо Мономаха к Олегу Святославичу………………..….12
Заключение………………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

мономах.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

Князь призывает  своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость  Божию можно обрести не только строгим затворничеством, монашеством  и постом: достаточно совершить небольшое  дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь ближнему, оно зачтется человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний. Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укорененной в христианской вере, а также дает им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой. 

В. М. начал «Поучение» с обращения к своим детям: если кому-то из них не понравится то, что он написал, то пусть скажут, что перед смертью «безлепицу молвил». В. М. рассказывает, как однажды к нему приходили послы от братьев и предлагали вступить с ними в союз против другого князя. В. М. отказался, а затем взял Псалтырь и начал читать в том месте, где она открылась. Вот и сейчас, приведя много цитат из Псалтыри, В. М. комментирует это, обращаясь к детям. Он призывает их верить в Господа Иисуса Христа, говорит, что и малым делом можно получить милость Божию. В числе поучений князя — не забывать об убогих и нищих, не давать сильным погубить человека, не убивать ни правого, ни виноватого, чтить епископов и игуменов, уважать старых и заботиться о молодых. В. М. советует детям не надеяться на воевод, не злоупотреблять в питье и еде, постоянно учиться. Превыше всего, по мнению В. М., страх Божий, и о нем надо всегда помнить.

 

2.3. Рассказ Мономаха о своей жизни.

Князь говорит, что он начал самостоятельную  жизнь в тринадцать лет, когда  отец послал его к Ростову через  землю вятичей. Это был первый поход, а всего он насчитывает  восемьдесят три больших похода. Не менее ста раз ездил Мономах из Чернигова в Киев к отцу, двадцать раз заключал мир с половецкими князьями — и при отце и без отца, а во время войн он убил в бою около двухсот половецких воинов. Кроме того, князь — страстный охотник. Он рассказывает о том, как в Чернигове «ловил своими руками диких коней», в одиночку охотился на вепря, на медведя, на лося, на тура. При этом Мономах не взваливал все обязанности по содержанию охотничьего хозяйства на одних только слуг: «что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя».

Заканчивая  повествование, князь выражает надежду  на то, что его дети не судят его, ибо он меньше всего помышлял о  том, чтобы похваляться перед ними своей смелостью и удалью, но хотел лишь хвалить Бога и прославлять милость Его за то, что Он оберегал его, грешного, от всех напастей. Князь призывает детей не бояться смерти, ибо только тогда человек умрет, когда будет на то Божье соизволение. 

 

2.4. Письмо Мономаха к Олегу Святославичу.

Прислушавшись к совету своего старшего сына, который  крещен его двоюродным братом, Олегом Святославичем, князь пишет ему  письмо в надежде на примирение. Страдая из-за смерти сына, который  был убит в битве с Олегом, князь увещевает брата и сожалеет, что тот сразу же не покаялся, когда перед ним убили сына Мономаха, как покаялся царь Давид, сказав: «Грех мой всегда передо мною». Князь советует Олегу прислать к нему сноху, вдову убитого, ибо именно так поступали их отцы и деды, когда хотели примирения. Поскольку мертвых уже не воротишь и суд приходит от Бога, а не от того, кто убил, то и обратиться надо к Богу, чтобы Он вразумил и направил стопы грешного человека. Завершая послание, Мономах говорит брату, что ищет добра всей братии и Русской земле, и заклинает его не стараться добыть насилием то, что можно получить как знак искренней заботы и кровного родства.

Основой третьей  части — письма к Олегу Святославичу — является мысль о любви к  ближнему, к «брату» своему. Укоряя Олега за то, что он убил его сына, но не на войне, а предательски, Владимир Мономах замечает, что все можно было бы решить миром. В конце «Поучения» князь говорит о Страшном суде: «На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю». Таким образом, можно и рассматривать этот памятник как собственно поучение и видеть в нем «отчет» князя о своей земной жизни перед Высшей Властью. Но, несмотря на совмещение покаянной темы с поучением, Владимира Мономаха — автор создает образ Мономаха — главного героя как воплощение идеального князя — идеального христианского правителя.

 

Заключение.

 

В своем "Поучении" Владимир Мономах описывает идеал  древнерусского христианина, который  истово молится Богу в храме, не забывает о молитве и в других обстоятельствах, даже едучи на коне. Он проливает слезы о своих грехах, помогает сироте и вдовице, кормит и одевает нищих, чтит епископов, попов и игумнов, почитает и старых, и молодых, простолюдинов и знатных.

 Всё произведение проникнуто искренними чувствами автора, которые позволяют предполагать, что за строками "Поучения" стоит его личный религиозный опыт. Но как бы то ни было, произведение исчерпывающе описывает тот идеал, к которому стремился каждый христианин Древней Руси.

"Поучение" старается воздействовать на  читателя простыми, но сильными эпизодами, событиями из собственного опыта жизни автора. Драматичные сами по себе, эти факты, принадлежащие истории Руси, вместе с тем составляют и эпизоды биографии самого автора, пропущенные жизнью через его судьбу и душу. Поэтому личное и общечеловеческое переплетены в "Поучении" так тесно, делая его гениальным человеческим документом.

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература XI−XVII веков, В. И. Новиков. — М.: Олимп: ACT, 1998.
  2. Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах — Л.: Худож. лит., 1987. — Т. 2.  
  3. Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). – М.: Худож. лит., 1969. «Библиотека всемирной литературы». Подготовка текста «Поучения…», перевод Д.С.Лихачева.
  4. Хрестоматия по древней русской литературе XI−XVII В.В. Н.К.Гудзий.1973.

1 Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах — Л.: Худож. лит., 1987. — Т. 2. С. 133-154. 


Информация о работе Нравственная проблематика "Поучения" Владимира Мономаха