Нужны ли Базаровы современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 06:00, сочинение

Краткое описание

Сочинение на тему "Нужны ли Базаровы современной России?" по произведению Тургенева "Отцы и дети"

Вложенные файлы: 1 файл

Нужны ли Базаровы современной России.doc

— 28.00 Кб (Скачать файл)

                  Нужны ли Базаровы современной  России? Пришло ли время Базаровых?

                                                                                                   Раб стандарта, царь природы,

                                                                                                   Ты свободен без свободы,

                                                                                                   Ты летишь в автомашине,

                                                                                                   Но машина без руля…

                                                                                                                     Андрей Вознесенский

Роман «Отцы  и дети» увидел свет в самый  разгар правительственных гонений на молодое поколение в февральском выпуске «Русского вестника» за 1862 год. Критические отзывы, которые были даны произведению, получились односторонними, плоскими. Одни критики вдаются в осуждение «отцов», забывая заметить бесцельность молодого поколения, другие же, наоборот, восхваляя старших, не обращают внимания на относительность их правоты. Писарев, представитель революционеров-демократов, увидел смерть главного героя как «великий подвиг», критик «Современника» Антонович назвал Базарова карикатурой на молодое поколение, Страхов показал героя строго отрицательным, не принимая во внимание его внутренних противоречий.

 До сих  пор остается дискуссионным вопрос  о том, нужны ли такие, как Базаров, России. В советские времена критики, видя в Базарове героя-революционера, считали, что подобные личности необходимы стране. В настоящее время бытует мнение о ненужности носителя столь разрушительной силы, считается, что он ни в коей мере не способен к созиданию. Но не является ли такая точка зрения устаревшей, соответствует ли она современному государству и нынешней системе общества в целом?

 Базаров – человек, чествующий великую силу науки. Его идеал – чистый разум, основанный лишь на аналитическом мышлении. Когда-то он взял в руки знамя нигилизма, и сделано это было со всей ответственностью и осознанностью. Его уверенность в правильности данного образа мировоззрения заставляет большинство других, ни в чем не уверенных, забитых, замкнутых людей говорить о нигилизме как о какой-то венерической заразе. Те же, кто изъявляет желание встать под знамя вместе с Базаровым, выглядят просто недалекими жертвами юношеского максимализма рядом с Евгением. В прозрачном сентиментальном обществе нашего героя можно назвать сверхчеловеком. Но, смотря глубже, мы видим живую душу. И чем больше старается Базаров душу свою извести, тем настойчивее заставляет она его переживать ощущения, не поддающиеся рациональному анализу. Это становится для Евгения пыткой, раздирает его противоречиями. В буре собственного надрыва и сомнений, в океане чужой глупости и неготовности к действиям Базаров теряет самое главное – свои цели. Такая потеря делает все, над чем так старательно трудился герой, бессмысленным. Знамя чернеет. Чернеет, да не рвется.

 После всего  вышесказанного хочется задать вопрос – кто же еще может крыться за описанием, данным Базарову? Почему этот образ кажется таким знакомым, хоть нас с ним и разделяют полторы сотни лет? Ответ очевиден. Вы можете продолжать осуждать этого героя, кидать в него каменные слова, открещиваться от нигилистических идей как от мерзкого заболевания, только поздно - пришло наше время. Каждый второй несет в себе своего Базарова. Спасибо Тургеневу за его героя, благодаря ему мы получили два важнейших урока. Нельзя ломать душу разумом. Это все равно, что разжечь войну между двумя стихиями. Лишь гармония души и мысли может говорить о разумном существовании, которое должно быть основной целью каждого. Целей своих терять нельзя, это и есть второй урок. И мы не потеряем их, хоть для этого нам и придется быть жесткими или даже жестокими. Современность имеет горький вкус и запах горелой сентиментальности, и мы – идеальные её обыватели. Созидатели разумного общества и счастливой жизни.

 Что же  до России, то в этой стране  за много лет ничего не изменилось. Лишь крепче укоренилась моральная закрепощенность. Нравственные рабы поглощают с экранов телевизоров то, что легче и проще, без вопросов и сомнений. Нужны ли мы современной России? Возможно. Только современная Россия не нужна нам.


Информация о работе Нужны ли Базаровы современной России