Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 15:20, реферат
Есть множество произведений, как в стихах, так и в прозе, где главным героем является человек реальный, часто знаменитый. Биография как будто окрашивается автором в различные цвета, кто-то может вывернуть наизнанку все жизненные невзгоды и радости, а кто-то наоборот облачить жизнь в прекрасную сказку. Например, известная актриса Алла Демидова, изучающая творчество и жизненный путь Ахматовой, всегда хорошо отзывается об этой поэтессе. Но в таких книгах, как «Голубое сало» Сорокина или «Антиахматова», не самые лестные отзывы и далеко не идеальная картина жизни Анны Андреевны. В свою очередь сама Ахматова пишет о своём друге и коллеге Блоке. О них и других людях пишут очерки, стихи и рассказы Одоевцева и Адамович
Введение . . . . . . . . . . . . . 3
I. Понятие художественный образ . . . . . . 5
II. Интерпретация лирического произведения . . . 8
III. Анализ лирических произведений . . . . . . 10
Заключение . . . . . . 18
Список используемой литературы . . . . . . 19
Образы, выходящие за рамки одного произведения, можно сгруппировать в три категории: образ-мотив (повторяется в произведениях одного или нескольких авторов, например образ метели); образ-топос (представляет «общее место», характерное для целой культуры данного периода или данной нации, например образ дороги); образ-архетип (является наиболее устойчивой формулой человеческого воображения: таковы Дон-Жуан и Гамлет). [3]
Традиционна группировка образов по объекту изображения. Анализируя произведение, мы размышляем об образах автора и героя, времени и пространства, народа и родины, природы и цивилизации и т. п. Один художественный образ может иметь особые, расширенные права в произведении (например, образ центрального героя), другой — занимать скромное место, при этом влияя на достраивание тончайших смыслов текста, способствуя выявлению авторской позиции.
Вопросами о разнообразии художественных образов, об их сущности проблема образной природы искусства не исчерпывается. Как рождается образ в сознании художника? Что пробуждает энергию творца? Как отделить подлинно живой образ от явлений нехудожественных, лишенных глубинного творческого начала?
В статье «Мысли про себя» А. А. Мейер
формулирует важнейший
Художник в миге — взрыв в жерле природы,
Просветный взор вовнутрь Господних глаз.
Таким образом, главное - это то, что образ отражает жизнь во всей её сложности и многогранности.
Тем самым встаёт задача показать героя в окружающей его общественной, природной, в нашем случае «творческой» и бытовой среде, воспроизведя её с достаточной степенью полноты, то есть образно. Но в лирике перед нами только отдельное переживание, отдельное проявление образа, которые в совокупности позволяют говорить о характере лирическом герое.
Часть II
Интерпретация лирического произведения
Лирика – особый способ художественного мышления и осмысления жизни. При сочинении стихотворения или при чтении его, при исполнении песни человеком владеет лирическое чувство, личное, присущее «только мне» переживание. Потому лирику можно определить как выражение сокровенных переживаний и в искусстве, и в повседневной жизни. Передача всего прочувствованного и осмысленного должна быть художественно оформлена, получить эстетическое выражение в ритме, лексике, стихотворном метре, смысловых повторах, паузах, синтаксисе.[2]
В лирическом произведении воплощены размышления автора, но далеко не каждое чувство, далеко не каждое событие в жизни реального поэта может стать предметом поэтического изображения. Поэтическое событие или чувство должно обладать универсальностью, широтой общечеловеческого обобщения, представлять собой интерес для другого человека – читателя. Поэтому всё-таки между реальным биографическим лицом и тем образом, чьи чувства изображаются, есть определённая разница.
Лирический герой - это субъект художественного отражения действительности, иначе говоря, это тот человек, чьи мысли, чувства изображаются в лирическом произведении. Художественные образы любого произведения, в том числе и лирического, обобщаю явления жизни, через индивидуальное, личное переживание выражают мысли и чувства, характерные для многих современников. Всякое личное переживание поэта только тогда становится фактом искусства, когда оно является художественно совершенным выражением чувств и мыслей, типичных для многих людей. [1]
Лирике свойственны и обобщение, и художественный вымысел. Читая одно за другим стихотворения поэта, мы при всём разнообразии устанавливаем их единство в восприятии мира, в характере переживаний, в художественном выражении их. В нашем сознании создаётся законченный образ – переживание, то есть состояние характера, образ духовного мира человека. Возникает образ лирического героя.[7]
Лирика — род литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором личностное, субъективное начало является главным. При чтении лирического стихотворения мы сталкиваемся не с объективной действительностью, окружающей нас, а ее отражением в сознании и чувствах автора. И это отраженная действительность всегда носит в себе черты самого автора. Лирика выражает сложную духовную жизнь человека, его мысли, чувства, настроения, переживания.
Следует помнить, что в настоящем лирическом стихотворении не бывает ничего случайного и каждый элемент формы (слово, ритм, знаки препинания и прочее) исполнен смысла. Отсюда и основная сложность чтения лирического произведения — за обычными словами, конструкциями необходимо увидеть своеобразие авторского мироощущения, его миропонимание, за объективным содержанием текста - смысл субъективный.
Элементы стиха, которые могут нести особую смысловую нагрузку:
— синтаксис стиха (синтаксический параллелизм, инверсия, знаки препинания и др.)
— тропы (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение, оксюморон и др.)
— смысловые фигуры (повтор, анафора, антитеза, восклицание, обращение, вопрос, умолчание, риторический оборот и др.)
— лексика (многозначность слова, синонимы, омонимы, архаизмы, историзмы, иноязычные элементы, неологизмы и др.)
— цветовая организация стиха
— звуковая организация стиха (звукопись, звукоподражание и др.)
— использование различных частей речи, союзов и местоимений
— стиховые элементы (ритм, рифма, стихотворный размер, длина стиха)
— графика стиха (форма записи стиха) и др.[1]
При чтении лирического стихотворения важно понять, какой смысл стоит за тем или иным элементом стиха, и выделить ключевое. Это очень сложная задача, даже самые подготовленные читатели не могут до конца исчерпать смысла лирического стихотворения, в нем всегда остается какая-то загадка.
Интерпретация лирического стихотворения – это истолкование, изъяснение смысла текста, проникновение в поэтический мир автора. Задача читателя при этом – рассказать, как он понимает лирический текст, толкует его смысл.[1]
Таким образом, интерпретировать лирическое стихотворение (как и любое литературное произведение вообще) – это значит соотнести своё, личностное отношение к тексту с его объективным смыслом и аргументировать свою точку зрения. Это непростая задача, поскольку лирика – особый род литературы. В поэзии нет ничего случайного, всё исполнено своего смысла. Кроме того, важно умение изливать свои мысли и чувства на языке литературоведения.
Часть III
Стихотворения Виктора Журавлёва
«Домик Сурикова»
Интересно, что автор называет огромный и красивый двухэтажный особняк домиком, как бы придавая ему скромность, лёгкость, а может этим он указывает на то, что там было проведено юношество. Но суффикс «ик» не только уменьшительный, но ещё и ласкательный, что скорее всего и объясняет позицию автора. И сегодня усадьба действительно среди многоэтажных домов кажется затерянным домиком:
…Лишь дом средь каменных затерянный
притих истории связной…
Он действительно связывает сегодняшний день и прошлый век, там ничего не изменилось и не изменится. Его не трансформировала кричащая цивилизация. Даже когда сегодня проходишь мимо его высокой ограды и ворот, создаётся ощущение, что ты попал в тот старый Красноярск, деревянный город XIX века, в котором и формировался великий талант В.И. Сурикова
Но несмотря на название, в стихотворение не описаны ни сама усадьба, ни жизнь в ней семьи Суриковых. В произведении рассказано об одном единственном мгновенье, когда художник «ловит вдохновенье»:
…Как зачарованный концертом
скворца на утреней заре,
с застывшей кистью и мольбертом
стоит хозяин на дворе…
Прекрасное сравнение показывает насколько это место, усадьба, завораживает и вдохновляет. Автор рассказывает, что художник во всём видит картину, может передать красками что угодно, даже то неуловимое, что не всегда подвластно глазу:
…Сейчас в нём вспыхнет вдохновенье,
Он передаст весны полёт…
Неважно когда это произошло или произойдёт:
…и на картине чародея,
как с войском некогда Ермак,
предстанет мост над Енисеем-
сибирской удали размах…
В своих последних строках автор подчёркивает, что именно Русь – кладезь талантов. И что у нас не один « Суриков», ведь может быть завтра другой художник сотворит что-то прекрасное? Ведь для поэта художник прежде всего чародей:
Но пусть другой художник завтра
Ещё смелей дерзает. Пусть!
Всегда талантами богата
Была и есть, и будет Русь.
Стихотворение Зория Яхнина
« Суриков в Красноярске»
Двадцать пятого января во Владимирской церкви венчались В.И. Суриков и Елизавета Августовна Шарэ. Василий Иванович очень любил женщин, часто ездил с ними отдыхать в разные места, но так, как любил свою Лизоньку, он не любил никого, ведь это был его единственный брак. Они прожили десять лет, после она умерла от тяжелейшей болезни. Сразу после смерти Суриков взял дочерей и сразу переехал из Москвы в свой родной Красноярск.(4) В этом стихотворении описаны тяжёлые переживания поэта о случившемся по возвращению на родину:
И снова вечер, снова дождик,
В дому не зажжены огни.
В сибирском городе художник
Среди родни…
Его мать не очень любила свою невестку, поэтому хоть и переживала за горе сына, много думала, но не утешала, ничего не говорила.[5] З. Яхнин знал множество фактов из жизни художника. Иногда создаётся ощущение, что Зорий как его ангел хранитель всегда был рядом, видел происходящее, сочувствовал, сопереживал. Сцена с матерью очень точно, даже с некой категоричностью отображена на бумаге:
…Задумчиво вздыхает мама
и ничего не говорит…
Чувствуется как же всё-таки тяжело В.И. Сурикову, сколько всего творится у него в душе, как же много он думает. Но самое страшное, что он обвиняет себя, точнее холсты и краски. Автор использует страшное сравнение, которое показывает всё отношение к прошлому:
…как будто крест чернеет рама…
Автор погружает художника в иной мир, в мир воспоминаний. Василий вспоминает, как он по ночам дежурил, ни на шаг не отходил от жены, поил её чаем с лимоном и сахаром – единственное, что она тогда принимала, - словом, никому её не доверял и искренне верил, что она выздоровеет. С первого февраля он мучался вместе с нею, но она угасла… Это случилось восьмого апреля. Для него всё потеряло смысл…
…Мир кажется пустым и тесным.
Тоска…
Используя односоставное назывное предложение, автор усиливает трагическое настроение .
…не дал ей ни тепла, ни ласки,
лишь кисть холодная в руке,
и только краски- краски- краски…
Лирический герой обвиняет себя. Повествование ведется от имени художника, точнее это его размышления. Автор ни в одной строчке не сказал «Я».
Но Зорий Яхнин очень интересно продолжает, - он переводит мысли художника в столицу, где царят праздные гуляния, бездумный отдых, сплетни. Всё это чуждо Сурикову. Для него столицу украшала жизнь с женой, а остальное суета сует:
…ах, теже страсти, теже лица,
Ждут похвалы или наград…
В Красноярске, как и в любом месте, у Суриковых было много друзей, знакомых, родственников. О возвращении прославившего Сибирь художника узнали и услышали многие. Поэт описал небольшой разговор дальнего родственника, которого он наделяет приятной внешностью, немного излишней разговорчивостью, пристрастием к выпивке, хотя тогда это было нормой:
…Зипун овчинный не снимая,
Зашёл старик навеселе.
Какой-то родственник – седьмая
Вода на киселе…
Яхнин специально пишет слова старика так, как они произносятся, чтобы придать оттенок деревенского русского говора, показать простоту и приблизить к действительности. Думаю, ему это прекрасно удаётся:
Информация о работе Образ В.И. Сурикова в стихотворениях красноярских поэтов