Образ Лопахина в комедии Чехова «Вишневый сад»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 11:39, сочинение

Краткое описание

Тема моего доклада – образ Лопахина в комедии «Вишневый сад». Ермолай Алексеевич Лопахин, купец, является одним из главных героев комедии. Как известно, Чехов в своих письмах не раз указывал на то, что роль Лопахина – центральная. Он боялся упрощенного, мелкого понимания этого образа.
Действительно, Лопахин играет, пожалуй, самую важную роль в произведении. Ведь именно он пытается спасти вишневый сад, а в последствии сам же его и покупает. Конечно, образ Лопахина, как купца, нетрадиционный. С одной стороны, основываясь на опыте своих отца и деда, он понимает, что без денег и положения не проживешь. Но он не похож на человека, смысл жизни которого только в наживе. «Человек с «душой артиста», – пишет о нем Катаев

Вложенные файлы: 1 файл

Образ Лопахина в комедии Чехова.doc

— 39.50 Кб (Скачать файл)

                              Образ Лопахина в комедии Чехова

                              «Вишневый сад»

          

         Тема моего доклада – образ Лопахина в комедии «Вишневый сад». Ермолай Алексеевич Лопахин, купец, является одним из главных героев комедии. Как известно, Чехов в своих письмах не раз указывал на то, что роль Лопахина – центральная. Он боялся  упрощенного, мелкого понимания этого образа.

            Действительно, Лопахин играет, пожалуй, самую важную роль в произведении. Ведь именно он пытается спасти вишневый сад, а в последствии сам же его и покупает. Конечно, образ Лопахина, как купца, нетрадиционный. С одной стороны, основываясь на опыте своих отца и деда, он понимает, что без денег и положения не проживешь. Но он не похож на человека, смысл жизни которого только в наживе. «Человек с «душой артиста», – пишет о нем Катаев. И правда, достаточно вспомнить, как он восхищается маком («А когда мой мак цвел, что это была за картина!»), с каким восторгом говорит о родине. Но все же его чувство красоты не мешает ему помнить и о выгоде. Он, к примеру, разделяет чувства Гаева и Раневской к саду, но это не останавливает его перед превращением его в дачные участки. Но идея Лопахина разбить сад на участки – это не просто уничтожение ради выгоды, а переустройство, своеобразный переворот в жизни. Лопахин, хоть и чувствует состояние прежних хозяев, но не понимает, как можно думать о моральности, когда грядет финансовая катастрофа. Чехов явственно показывает Лопахина как капиталиста и предпринимателя, обладающего при этом и человечностью. Например, купив вишневый сад, он, с одной стороны, рад, что стал хозяином поместья, где отец и дед были рабами, причем радуется он нервно, истерично («…у меня в голове помутилось, говорить не  могу», ремарки «хохочет», «топочет ногами»).  Интересно заметить, что сам Лопахин хозяином, как таковым, не ощущает, он смеется над Варей, бросившей с досадой ключи, но тут же показывает свою власть («Пускай все, как я желаю», «За все могу заплатить!»). Но при этом он понимает, как Раневская и Гаев дорожат садом. Это вызывает у него смешанные чувства. Он рад, но боится показаться неучтивым, это видно по ремарке «сконфуженно, боясь обнаружить свою радость». Но позже читатель понимает, что и сам Лопахин не до конца счастлив («О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь»). Возможно, это объясняется тем, что ему хотелось спасти сад для Раневской, а получилось, что он как бы предал ее. Ему, безусловно, жаль Любовь Андреевну, он сам прослезился, когда она плакала, но это не помешало ему при ней сказать: «Приходите все посмотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором  

по вишневому саду, как упадут на землю деревья!» Это показывает бестактность Лопахина, ведь эти слова, как нож, вонзаются в чувствительное сердце Любовь Андреевны. В тоже время, Лопахин практически не чувствует себя виноватым, ведь он, абсолютно искренне пытаясь помочь, убеждал Раневскую и Гаева воплотить в жизнь то, что теперь собирается сделать теперь. Но они сами не захотели прислушаться к его совету и теперь поплатились за это. Они оба не видели и не хотели видеть проблемы, стоящей перед ними. Весьма интересен и сам процесс убеждения Лопахиным старых помещиков. Это напоминает сцену из «Мертвых душ», когда Чичиков убеждает Коробочку продать души. Собеседники Лопахина, подобно Коробочке не могут понять, какую выгоду они получают. А Лопахин, подобно Чичикову, выходит из терпения, называя Гаева бабой, а тот окончательно «убивает» его, равнодушно спрашивая «Кого?». Все же, в обеих сценах, несмотря на серьезность смысла, присутствует доля комичности.

              Бердников пишет, что сила, которая  руководит Лопахиным – это  стремление к личному обогащению, стяжательство. Действительно, Лопахин  выгодно отличается от Гаева, Раневской и Пищика своей энергией, активностью, деловой хваткой. Хотя в сцене, когда Лопахин чуть не опрокинул канделябры, он невольно перекликается с Гаевым, говорившем о спасении имения и кладущего при этом в рот леденец. Однако, несмотря на успех в коммерческих делах, Лопахину не дано личного счастья. Он так и не сделал предложения Варе, хотя, казалось бы, все решено. Их сцена несостоявшегося объяснения напоминает сцену из «Анны Карениной», когда Кознышев также хотел объясниться с Варенькой. Они также остаются наедине, но у них ничего не получается. Но мотив такого поведения совершенно различен. Лопахин не может забыть о делах даже в момент любовного объяснения, Варя и сама это понимает («У него дела много, ему не до меня»).

            А параллельно этой, в пьесе проходит другая сюжетная линия: Лопахин – Раневская. Лопахин сам говорит, что любит Любовь Андреевну (… люблю вас, как родную… больше, чем родную»). Возможно, это кажется нелепым, Раневская, если бы узнала об этом, просто не поверила бы, но достаточно посмотреть на поведение Лопахина. Например, после того как Раневская советует ему жениться на Варе, виден спад его настроения, он начинает говорить о том, как было хорошо, когда мужиков можно было драть, бестактно дразнит Петю Трофимова. Он понимает, что Раневская не только не воспринимает всерьез его чувств, но даже не видит их. В пьесе несколько раз показывалась безответная нежность Лопахина, например, когда все были   расстроены после торгов, он утешал не Варю, что было бы логично

 

раз он считался ее женихом, а Раневскую.

             Всю свою деятельность и жизнь  Лопахин постоянно сравнивает  с существованием отца и деда. Он на протяжении всей пьесы  постоянно подчеркивает, что его  предки были бедными рабами, а  он – состоятельный человек. Но, в отличие от Мольерского «Мещанина во дворянстве», он не пытается делать из себя важную особу, а откровенно признается, что он крестьянского происхождения, не стесняясь, называет себя мужиком («Только вот что богатый, а ежели подумать, то мужик мужиком…»). Он осуждает Дуняшу, которая ведет себя,  как барышня («Так нельзя. Надо себя помнить»). Бердников считает, что через Лопахина Чехов показывает не только развитие социальной действительности, но и людей, способствующих этому развитию и являющихся одновременно виновниками его несовершенства. Здесь ключ к пониманию двойственности Лопахина, противоречивости его действий. Хоть жизнь Лопахина и нельзя назвать неудавшейся, как раз напротив, он весьма удачливый человек, все же, он мечтает об изменении жизни.

                Безусловно, Лопахин играет важную роль в произведении. Прежде всего, с Лопахиным связано и основное событие «Вишневого сада». При этом, как пишет Катаев, ему одному дано приблизиться к «представлению жизни» («Мы друг перед другом нос дерем, а жизнь знай себе проходит»). Действительно, только Лопахин в комедии понимает ход жизни. Он раньше всех понял, что жизнь изменилась, что больше нет того социального строя, какой был раньше. Для Гаева и Раневской на первом месте стоят моральные принципы, именно это и мешает им продать вишневый сад и улучшить тем самым свое положение. Лопахин же, хоть и не лишен человечности, все же ставит на первое место социальное благополучие. Именно поэтому он, не считаясь с чувствами Раневской и Гаева, покупает вишневый сад и даже начинает вырубку до их отъезда.

                  Все же, несмотря на явственное  отличие Лопахина от других  персонажей, он порой перекликается  с ними. Например по своей «глухоте»  он идентичен и с Гаевым  и с Любовь Андреевной и  с Аней и с Дуняшей (когда  Дуняша говорит о предложении Епиходова, он не слушает ее, а только пространно отвечает:«А!»). Так же, как и Дуняша, Лопахин любит поговорить о своем прошлом. По некоторой пустоте слов он похож на Гаева. 

                  Лопахин представлен как образ  будущего в противовес Фирсу – воплощению прошлого. Здесь Лопахин схож с Аней, которая безоглядно устремлена в будущее.

                   Рассматривая образ Лопахина, мы  видим образы «носителей неполноценного  прогресса», как Бердников называет  будущих деятелей современности.

 


Информация о работе Образ Лопахина в комедии Чехова «Вишневый сад»