Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 11:39, сочинение
Тема моего доклада – образ Лопахина в комедии «Вишневый сад». Ермолай Алексеевич Лопахин, купец, является одним из главных героев комедии. Как известно, Чехов в своих письмах не раз указывал на то, что роль Лопахина – центральная. Он боялся упрощенного, мелкого понимания этого образа.
Действительно, Лопахин играет, пожалуй, самую важную роль в произведении. Ведь именно он пытается спасти вишневый сад, а в последствии сам же его и покупает. Конечно, образ Лопахина, как купца, нетрадиционный. С одной стороны, основываясь на опыте своих отца и деда, он понимает, что без денег и положения не проживешь. Но он не похож на человека, смысл жизни которого только в наживе. «Человек с «душой артиста», – пишет о нем Катаев
Образ Лопахина в комедии Чехова
«Вишневый сад»
Тема моего доклада – образ Лопахина в комедии «Вишневый сад». Ермолай Алексеевич Лопахин, купец, является одним из главных героев комедии. Как известно, Чехов в своих письмах не раз указывал на то, что роль Лопахина – центральная. Он боялся упрощенного, мелкого понимания этого образа.
Действительно, Лопахин играет, пожалуй,
самую важную роль в
по вишневому саду, как упадут на землю деревья!» Это показывает бестактность Лопахина, ведь эти слова, как нож, вонзаются в чувствительное сердце Любовь Андреевны. В тоже время, Лопахин практически не чувствует себя виноватым, ведь он, абсолютно искренне пытаясь помочь, убеждал Раневскую и Гаева воплотить в жизнь то, что теперь собирается сделать теперь. Но они сами не захотели прислушаться к его совету и теперь поплатились за это. Они оба не видели и не хотели видеть проблемы, стоящей перед ними. Весьма интересен и сам процесс убеждения Лопахиным старых помещиков. Это напоминает сцену из «Мертвых душ», когда Чичиков убеждает Коробочку продать души. Собеседники Лопахина, подобно Коробочке не могут понять, какую выгоду они получают. А Лопахин, подобно Чичикову, выходит из терпения, называя Гаева бабой, а тот окончательно «убивает» его, равнодушно спрашивая «Кого?». Все же, в обеих сценах, несмотря на серьезность смысла, присутствует доля комичности.
Бердников пишет, что сила, которая
руководит Лопахиным – это
стремление к личному
А параллельно этой, в пьесе проходит другая сюжетная линия: Лопахин – Раневская. Лопахин сам говорит, что любит Любовь Андреевну (… люблю вас, как родную… больше, чем родную»). Возможно, это кажется нелепым, Раневская, если бы узнала об этом, просто не поверила бы, но достаточно посмотреть на поведение Лопахина. Например, после того как Раневская советует ему жениться на Варе, виден спад его настроения, он начинает говорить о том, как было хорошо, когда мужиков можно было драть, бестактно дразнит Петю Трофимова. Он понимает, что Раневская не только не воспринимает всерьез его чувств, но даже не видит их. В пьесе несколько раз показывалась безответная нежность Лопахина, например, когда все были расстроены после торгов, он утешал не Варю, что было бы логично
раз он считался ее женихом, а Раневскую.
Всю свою деятельность и жизнь Лопахин постоянно сравнивает с существованием отца и деда. Он на протяжении всей пьесы постоянно подчеркивает, что его предки были бедными рабами, а он – состоятельный человек. Но, в отличие от Мольерского «Мещанина во дворянстве», он не пытается делать из себя важную особу, а откровенно признается, что он крестьянского происхождения, не стесняясь, называет себя мужиком («Только вот что богатый, а ежели подумать, то мужик мужиком…»). Он осуждает Дуняшу, которая ведет себя, как барышня («Так нельзя. Надо себя помнить»). Бердников считает, что через Лопахина Чехов показывает не только развитие социальной действительности, но и людей, способствующих этому развитию и являющихся одновременно виновниками его несовершенства. Здесь ключ к пониманию двойственности Лопахина, противоречивости его действий. Хоть жизнь Лопахина и нельзя назвать неудавшейся, как раз напротив, он весьма удачливый человек, все же, он мечтает об изменении жизни.
Безусловно, Лопахин играет важную роль в произведении. Прежде всего, с Лопахиным связано и основное событие «Вишневого сада». При этом, как пишет Катаев, ему одному дано приблизиться к «представлению жизни» («Мы друг перед другом нос дерем, а жизнь знай себе проходит»). Действительно, только Лопахин в комедии понимает ход жизни. Он раньше всех понял, что жизнь изменилась, что больше нет того социального строя, какой был раньше. Для Гаева и Раневской на первом месте стоят моральные принципы, именно это и мешает им продать вишневый сад и улучшить тем самым свое положение. Лопахин же, хоть и не лишен человечности, все же ставит на первое место социальное благополучие. Именно поэтому он, не считаясь с чувствами Раневской и Гаева, покупает вишневый сад и даже начинает вырубку до их отъезда.
Все же, несмотря на явственное отличие Лопахина от других персонажей, он порой перекликается с ними. Например по своей «глухоте» он идентичен и с Гаевым и с Любовь Андреевной и с Аней и с Дуняшей (когда Дуняша говорит о предложении Епиходова, он не слушает ее, а только пространно отвечает:«А!»). Так же, как и Дуняша, Лопахин любит поговорить о своем прошлом. По некоторой пустоте слов он похож на Гаева.
Лопахин представлен как образ будущего в противовес Фирсу – воплощению прошлого. Здесь Лопахин схож с Аней, которая безоглядно устремлена в будущее.
Рассматривая образ Лопахина, мы
видим образы «носителей
Информация о работе Образ Лопахина в комедии Чехова «Вишневый сад»