Образ Петербурга в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 17:31, сочинение

Краткое описание

Образ города имеет свою судьбу. Он живет своей жизнью, имеет свои законы развития, над которыми не властны его носители. Кто же лучше всего сможет выразить образ города, как не художник, и, может быть, лучше всего художник слова? Ибо ему наиболее доступно целостное виденье города. Одни писатели создавали случайные образы, откликаясь на выразительность Петербурга, другие, ощущая свою связь с ним, создавали сложный и цельный портрет северной столицы, третьи вносили свои идеи и стремились осмыслить Петербург в связи с общей системой своего миросозерцания; наконец, четвертые, совмещая все это, творили из Петербурга целый мир, живущий своей жизнью.

Вложенные файлы: 1 файл

Люблю тебя.docx

— 14.64 Кб (Скачать файл)

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный...

 

Восхищение городом, перед  которым «померкла старая Москва», звучит в каждой строчке вступления поэмы.

 

Такое же торжественное ясно описанный образ Петербурга можно  встретить и в творчестве Гоголя, Например, в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» этот город представляется сказочным, фантастичным. Кузнец Вакула удивляется пышности и блеску столицы  больше, чем полету на черте. Героя  поражают здания в четыре этажа, широкие  улицы, количество экипажей и знати. Образ Петербург — это образ  города аристократов, и кузнец, попав  туда, восклицает: «Сколько здесь панства!»  Дворянство изображено автором в  традициях парадного портрета восемнадцатого века, в частности Екатерина II предстает  читателю доброй феей, чей подарок  приносит Вакуле счастье. Образ Петербурга в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»  — город антастический, город  нарядный и торжественный, дарящий  радость.

 Однако такое описание  северной столицы редко в творчестве  Гоголя. В большинстве своих произведений  писатель, будучи одним из основателей  «натуральной школы», целью которой  было выявление и высмеивание  пороков общества и государства,  рисует образ Петербурга, как  города социальных контрастов. В  его повести «Шинель» он изображает  его городом-монстром, уничтожающим  «маленького человека» (позже  эта тема будет продолжена  Ф. М. Достоевским в образах  Макара Девушкина и семьи Мармеладовых). Образ Петербурга представлен  в произведении как бы с  двух сторон: с одной — «вечным  титулярным советником» Акакием  Акакиевичем Башмачкиным, ничтожеством, раздавленным и растоптанным  средой человеком, а с другой  — «значительным лицом», то есть  высокопоставленным чиновником, героем, не имеющим даже имени, так  как он является не личностью,  а лишь собирательным образом,  впитавшим в себя все характерные  черты столичного «высокого»  чиновничества. Акакий Акакиевич  изображен писателем как личность, не способная в своей жизни  ни на что, кроме переписывания  бумаг, не имеющий никакой мечты  или цели, совершенно затравленный  и забитый. Но с необходимостью  шитья новой шинели в его  обыденное существование врывается  радость, герой даже позволяет  себе смелые мысли, например, «не  положить ли ему и вправду  куницу на воротник». Но счастье  Башмачка превращается в самое  большое в его жизни горе: шинель  украдена, и герой решает добиться  приема у «значительного лица»,  олицетворяющего силу и власть  Петербурга. Чиновнику же не только  просто не интересен «маленький  человек», а он даже раздражает  его тем, что отнимает у него  время. Для этого чиновника  Акакий Акакиевич — никто,  и поэтому «значительное лицо»  не обращает никакого внимания  на лицо незначительное, а тем  более на его страдания. Петербург  в повести оказывается губителем  жизни «маленького человека»,  безжалостным чудовищем, олицетворением  жестокие нравы Питербурского  правительства.

Эта же тема затрагивается  в середине поэмы Пушкина «Медный  всадник», то есть в непосредственно  «петербургской повести». Прекрасный град Петров:

 

Со времени образования  Петром I Петербурга в 1703 году этому  городу стали посвящаться многие произведения классиков русской  литературы, таких, как Радищев, но наиболее полно образ этого города был  раскрыт в творчестве двух великих  писателей:  Пушкина и  Гоголя.

Образ Петербурга в произведениях  Пушкина - это прежде всего полный торжества, город про пораде, изображение  всего государства, его мощи и  силы. Так, в поэме «Медный всадник» автор изображает образ Петербурга как самое величественное творение Петра. Поэт с чувством патриотической гордости рисует невиданные красоты  северной столицы:

 

 

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия».

 

Лучшее деяние Петра превращается сначала в Петроград:

 

Над омраченным Петроградом 

Дышал ноябрь осенним хладом, —

 

А затем и в Петрополь:

 

И всплыл Петрополь, как тритон,

По пояс в воду погружен.

 

Такие изменения в отношении  к городу со стороны автора происходят оттого, что он из красавицы столицы  превратился просто в символ государства, ломающего жизнь «маленькому  человеку», Евгению. Герой не может  противостоять самодержавному сторю, и самодержавие уничтожает ого, как  назойливое и бесполезное насекомое. Образ Петербурга в поэме вступает в социальный конфликт как действующее  лицо, однако этот конфликт не является для Пушкина самым главным  в раскрытии образа города, так  как для автора образ Петербурга — это прежде всего исторический город, играющий важную роль в развитии России.

В произведениях же Гоголя основное место занимает не описание красоты или исторического значения столицы, а изображение его нравов и быта. Писатель старался затронуть  все слои общества и представить все типы характеров, существующих в городе, и именно поэтому город так или иначе присутствует практически во всех его произведениях. Так, например, в комедии «Ревизор» автор рисует портрет молодого петербургского чиновника, лентяя и повесу, который не умеет и не хочет делать ничего, кроме как «срывать цветы удовольствий» и врать о своем социальном положении. Однако наиболее полно и ярко Гоголь раскрывает образ Петербурга в своей гениальной поэме «Мертвые души».

Пушкин же в своих произведениях  показал губительность столицы  не только для «маленького человека», но и для аристократов. Так, з своем  романе в стихах «Евгений Онегин»  поэт рисует образ Петербурга при  помощи описания порядков его «света». В пушкинском городе можно «ожесточиться, очерстветь и, наконец, окаменеть». Столица  портит и развращает людей, ее среда  опасна для души дворянина, в частности, продуктом этой среды и воплощением  Петербурга является Швабрин, герой  повести Пушкина «Капитанская дочка». Швабрин низкий и подлый человек, для него ничего не существую такие  понятия, как «честь», «светское», «долг», воспитание сделало его таким,

И в творчестве Пушкина, ив творчестве Гоголя изображение образа Петербурга играет важную роль. Оба  классика описали этот город двояко: и как торжественную и красивую столицу России, и как город  социальных конфликтов, но если в творчестве Пушкина образ Петербурга был  прежде всего историческим городом, то в произведениях Гоголя он чаще представал как город-монстр, город-убийца.


Информация о работе Образ Петербурга в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя