Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 17:31, сочинение
Образ города имеет свою судьбу. Он живет своей жизнью, имеет свои законы развития, над которыми не властны его носители. Кто же лучше всего сможет выразить образ города, как не художник, и, может быть, лучше всего художник слова? Ибо ему наиболее доступно целостное виденье города. Одни писатели создавали случайные образы, откликаясь на выразительность Петербурга, другие, ощущая свою связь с ним, создавали сложный и цельный портрет северной столицы, третьи вносили свои идеи и стремились осмыслить Петербург в связи с общей системой своего миросозерцания; наконец, четвертые, совмещая все это, творили из Петербурга целый мир, живущий своей жизнью.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный...
Восхищение городом, перед которым «померкла старая Москва», звучит в каждой строчке вступления поэмы.
Такое же торжественное ясно описанный образ Петербурга можно встретить и в творчестве Гоголя, Например, в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» этот город представляется сказочным, фантастичным. Кузнец Вакула удивляется пышности и блеску столицы больше, чем полету на черте. Героя поражают здания в четыре этажа, широкие улицы, количество экипажей и знати. Образ Петербург — это образ города аристократов, и кузнец, попав туда, восклицает: «Сколько здесь панства!» Дворянство изображено автором в традициях парадного портрета восемнадцатого века, в частности Екатерина II предстает читателю доброй феей, чей подарок приносит Вакуле счастье. Образ Петербурга в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» — город антастический, город нарядный и торжественный, дарящий радость.
Однако такое описание
северной столицы редко в
Эта же тема затрагивается в середине поэмы Пушкина «Медный всадник», то есть в непосредственно «петербургской повести». Прекрасный град Петров:
Со времени образования Петром I Петербурга в 1703 году этому городу стали посвящаться многие произведения классиков русской литературы, таких, как Радищев, но наиболее полно образ этого города был раскрыт в творчестве двух великих писателей: Пушкина и Гоголя.
Образ Петербурга в произведениях Пушкина - это прежде всего полный торжества, город про пораде, изображение всего государства, его мощи и силы. Так, в поэме «Медный всадник» автор изображает образ Петербурга как самое величественное творение Петра. Поэт с чувством патриотической гордости рисует невиданные красоты северной столицы:
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия».
Лучшее деяние Петра превращается сначала в Петроград:
Над омраченным Петроградом
Дышал ноябрь осенним хладом, —
А затем и в Петрополь:
И всплыл Петрополь, как тритон,
По пояс в воду погружен.
Такие изменения в отношении к городу со стороны автора происходят оттого, что он из красавицы столицы превратился просто в символ государства, ломающего жизнь «маленькому человеку», Евгению. Герой не может противостоять самодержавному сторю, и самодержавие уничтожает ого, как назойливое и бесполезное насекомое. Образ Петербурга в поэме вступает в социальный конфликт как действующее лицо, однако этот конфликт не является для Пушкина самым главным в раскрытии образа города, так как для автора образ Петербурга — это прежде всего исторический город, играющий важную роль в развитии России.
В произведениях же Гоголя
основное место занимает не описание
красоты или исторического
Пушкин же в своих произведениях показал губительность столицы не только для «маленького человека», но и для аристократов. Так, з своем романе в стихах «Евгений Онегин» поэт рисует образ Петербурга при помощи описания порядков его «света». В пушкинском городе можно «ожесточиться, очерстветь и, наконец, окаменеть». Столица портит и развращает людей, ее среда опасна для души дворянина, в частности, продуктом этой среды и воплощением Петербурга является Швабрин, герой повести Пушкина «Капитанская дочка». Швабрин низкий и подлый человек, для него ничего не существую такие понятия, как «честь», «светское», «долг», воспитание сделало его таким,
И в творчестве Пушкина, ив творчестве Гоголя изображение образа Петербурга играет важную роль. Оба классика описали этот город двояко: и как торжественную и красивую столицу России, и как город социальных конфликтов, но если в творчестве Пушкина образ Петербурга был прежде всего историческим городом, то в произведениях Гоголя он чаще представал как город-монстр, город-убийца.
Информация о работе Образ Петербурга в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя