Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:17, реферат
К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. В русской литературе этот город с момента своего возникновения воспринимался не только как новая столица, но и как символ новой России, символ ее будущего. Однако отношение к Петербургу в русском сознании всегда было двойственным. Одни видели в нем гордый “град Петров”, другие — проклятый город, случайно возникший над водной бездной наперекор стихии и разуму.
Введение
Пушкинский Петербург
Гоголевский Петербург
Заключение
Список литературы
Министерство образования Российской Федерации
Самарский Государственный
Университет
Реферат по литературоведению на тему:
«Образ Петербурга
в творчестве А. С. Пушкина и Н.
В. Гоголя»
Выполнила: Никитина Александра Алексеевна
Группа 06101
Проверила:
Гарбузинская Юлия Романовна
Самара
2011-2012гг
Содержание:
Введение
К теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. В русской литературе этот город с момента своего возникновения воспринимался не только как новая столица, но и как символ новой России, символ ее будущего. Однако отношение к Петербургу в русском сознании всегда было двойственным. Одни видели в нем гордый “град Петров”, другие — проклятый город, случайно возникший над водной бездной наперекор стихии и разуму. А. С. Пушкин одним из первых показал противоречивый облик Петербурга, “города пышного, города бедного”. В поэме “Медный всадник” северная столица, ставшая памятником дерзновенным замыслам великого императора, отнимает последнюю надежду у Евгения. За парадной пышностью Петербурга скрывается холодный, жестокий мир человеческого бесправия. Город равнодушен к судьбе “маленького человека”.
Эта мысль получила
блестящее развитие в творчестве
Н. В. Гоголя. Автор “Носа”, “Записок
сумасшедшего”, “Невского проспекта”,
“Шинели” создал художественный образ
столицы, в котором выражена социальная
и нравственная суть города. Гоголевский
Петербург — город нищих
Пушкинский Петербург
А.С. Пушкин является в той же мере творцом образа Петербурга, как и Петр Великий – строителем самого города. Все, что было сделано до певца «Медного всадника», является лишь отдельными изображениями. Только Пушкин дает ему силу самостоятельного бытия. Его образ Петербурга есть итог работы всего предшествующего века и, вместе с тем, пророчество о судьбе. Пушкин властно предопределил все возможности дальнейшего развития. Он создает то, что казалось уже не мыслимым в эпоху оскудения религиозной культуры: создает миф Петербурга.
Образ Петрова
града нашел свое целостное
выражение в «Медном всаднике»,
Впервые, как
цельный образ выступает
Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий меж тумана
Пустынный памятник тирана
Забвенью брошенный дворец.
Этим зловещим
образом начинает свою речь
о Петербурге Пушкин. Позднее
в полушутливой форме
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный
Скука, холод и гранит.
Город полный двойственности. В стройной, пышной Северной столице, в гранитном городе, под бледно-зеленым небом ютятся его обитатели – скованные рабы, чувствующие себя в родном городе как на чужбине, во власти скуки и холода, как физической, так и духовной – неуютности, отчужденности. Вот образ Петербурга, который придется по вкусу последующей упадочной эпохе. Но Пушкин сумеет с ним сладить и выводит его лишь в шутливом стихотворении. Судьба Петербурга приобрела самодовлеющий интерес. Пусть стынут от холода души и коченеют тела его обитателей – город живет своей сверхличной жизнью, развивается на пути достижения великих и таинственных целей.
В сжатых и простых образах рисует Пушкин в «Арапе Петра
Великого» новый город.
«Ибрагим с
любопытством смотрел на
Это стремление
заглянуть в колыбель
Петербург преломляется в его творчестве в различное время года, дня, в разнообразных своих частях: в центре и предместьях; у Пушкина можно найти образы праздничного города и будней.
Бытовые картины столицы сделаются на время единственной темой Петербурга, возбуждающей интерес общества, и здесь мы находим у Пушкина совершенные образы. Мотив «ненастной ночи», когда воет ветер, падает мокрый снег, и мерцают фонари, который сделается необходимым для Гоголя, Достоевского… набросан также Пушкиным в «Пиковой Даме». «Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светили тускло. Улицы были пусты. Изредка тянулся ванька на тощей кляче своей, высматривая запоздалого седока. Герман стоял в одном сюртуке, не чувствуя ни дождя, ни снега»…
Как ни выразительны
все эти разнообразные образы,
освещающие облик Петербурга
с самых различных сторон, все
они становятся вполне
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И в даль глядел. Пред ним широко
Река неслася…
И думал он:
…Здесь будет город заложен…
В обрисовке
местности подчеркиваются
Прошло сто лет – и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво.
Еще раз подчеркнуты тьма и топь и после этого непосредственно: вознесся пышно, горделиво. В дальнейшем описании все эпитеты выражают: гармоничность, пышность и яркость, с преобладанием светлых тонов.
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башень. Корабли,
Толпой со всех концов земли,
К богатым пристаням стремятся.
В гранит оделася Нева,
Мосты повисли над водами,
Темнозелеными садами
Ее покрылись острова.
Весь образ Петербурга внушает спокойную, радостную веру в его будущее, охраняемое Медным Всадником на звонко скачущем коне.
Люблю тебя, Петра творенье.
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье.
Береговой ее гранит.
Твоих оград узор чугунный…
Каждое слово
вызывает близкие образы
Далее идет
описание белой ночи
Ничего больного,
призрачного мы не находим
в этом описании «ночи
Петербургская зима, столь часто гнилая, слякотная, у Пушкина дышит здоровьем и весельем.
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз…
Пушкин не забывает
боевого происхождения столицы,
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда… победу над врагом
Россия снова торжествует.
Вся поэма «Медный
всадник» посвящена тому, «чьей
волей роковой над морем город
основался». Почему роковой? Вокруг
чудотворного строителя
Ужасен он в окрестной мгле?!
Какая дума на челе,
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О, мощный Властелин Судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы.
Пушкин создал
из Петербурга целый мир. Этот
мир живет и в прошлом и
будущем, но он в большей
мере принадлежит
Гоголевский Петербург.
Пушкин был
последним певцом светлой
Образ Петербурга Гоголя не может быть понят изолировано. Только в связи с общим фоном его России можно осмыслить этот образ.
Великий русский
художник слова горячо и
Петербург показал
Гоголю изнанку жизни, резкие
контрасты и противоречия
Горячо сочувствуя
положению простого человека, чутко
откликаясь на требования
Информация о работе Образ Петербурга в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя