Образ влюблённого человека в прозе рубежа XIX– нач.XX веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель: показать специфику изображения влюблённого человека в прозе М.Горького, А.Куприна, И.Бунина.
Задачи:
1. определить степень изученности прозы в литературе рубежа XIX– нач.XX веков.
2. выявить специфику изображения влюблённого человека в прозе серебряного века.
3. показать основные способы изображения влюблённого человека в прозе М.Горького, А.Куприна, И.Бунина.

Содержание

Введение
Глава 1. Специфика русской прозы рубежа XIX– нач.XX веков………….….4
1.1. Образ как литературная категория…………………………….……........4
1.1.1. Образ человека в литературе………………………………………….6
1.1.2. Роль быта в прозе рубежа XIX– нач.XX веков………………………8
1.2. Основные тенденции в русской прозе рубежа веков…………………...10
1.3. Творчество М.Горького, А.Куприна, И Бунина в контексте русской литературы Серебряного века……………..........................................................12
Глава 2. Образ влюблённого человека в русской прозе рубежа веков………17
2.1. Образ влюблённого человека в творчестве М.Горького………………..17
2.2. Тема любви в прозе А.Куприна……………………………………..……19
2.3. Философия любви в цикле И. А. Бунина «Темные аллеи»………...…...21
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

1.3. Творчество  М.Горького, А.Куприна, И Бунина  в контексте русской литературы Серебряного века. 

      В конце 90-х гг. критика, нередко сетовавшая на оскудение современной литературы, была взбудоражена появлением трех томов  «Очерков и рассказов» писателя, которого до сих пор знала лишь по нескольким произведениям, опубликованным в ежемесячных журналах. Успех книг М. Горького был огромен. Большой и оригинальный талант — таково было общее суждение читателей и критиков. «Вы не были в литературной бурсе, а начали прямо с академии», — писал молодому автору Чехов. Но столь быстрому признанию, «академии», предшествовали годы упорного труда и глубоких раздумий.

      Первый  рассказ Алексея Максимовича  Пешкова (1868–1936) «Макар Чудра», подписанный  псевдонимом «М. Горький», появился 12 (24) сентября 1892г. в тифлисской газете «Кавказ». Затем началась напряженная работа в поволжской печати.

      Литература  сыграла огромную роль в жизни  юного Пешкова. Это она помогла  ему подняться над буднями  быта, показав, как широка, трудна и  в то же время прекрасна жизнь  человека. Она же укрепила зародившееся чувство протеста против действительности. Литература содействовала и пробуждению творческого самосознания юноши, дав понять, что люди, которых он видит, отличны от людей, изображенных в произведениях русских писателей; это рождало желание самому рассказать об увиденном.

      Однако  начинающий литератор не был еще  уверен в собственных силах. Писатель в его представлении — «глашатай  правды», который «обладает несокрушимою силою сопротивления врагам справедливости». Он «вещий колокол», пробуждающий сознание народа, и создатель священного писания о его жизни. Первые крупные литераторы, встреченные Горьким, — В. Короленко и Н. Каронин-Петропавловский соответствовали этому представлению. Но может ли он сам сказать что-то новое и значимое для читателей — этот вопрос волновал Горького долгое время. И только в 1896г., в пору тяжелой поденной работы в «Самарской газете», он придет к выводу, что не писать уже не может и что труд литератора неотделим для него от упорной борьбы с современным строем. [17,21]

      Попытки народников обратить юного Пешкова в свою веру потерпели крах. В дальнейшем он стал сторониться проповедников социальных истин, предпочитая теориям общественную практику.

      Революция 1905г. всецело владела Горьким. Он вступает в социал-демократическую партию и принимает активнейшее участие в революционной борьбе. В конце года он становится одним из организаторов первой легальной большевистской газеты «Новая жизнь» и впервые встречается с В. И. Лениным.

      Высокий душевный настрой не покидает Горького и за рубежом. Партия поручила ему  выступить за границей против предоставления царскому правительству иностранных займов, а также организовать сбор средств в Америке в помощь борющемуся народу. Международный авторитет писателя-революционера был очень высок, это убедительно показал гневный протест прогрессивной общественности Запада против заключения автора «На дне» в Петропавловскую крепость в январе 1905г.

      Сопоставление истекающей кровью России с самоуспокоенной  Европой и богатой, охваченной яростной страстью к наживе Америкой приводило  Горького к мысли, что Россия становится центром революционного движения и что именно в ней, в этой отсталой стране, назревают события, которые потрясут мир. «Теперь мы, русские, потащим мир вперед» (ЛН, 272), — пишет Горький в августе 1906г. А в одном из декабрьских писем читаем: «Я живу в восторге, в страшно повышенном настроении, — каждый день все более убеждает меня в близости революции всемирной».

      В этом приподнятом, насыщенном революционной  мыслью настроении Горький увлеченно  пишет пьесу «Враги» и роман  «Мать», обозначившие новую веху в развитии не только русской, но и мировой литературы.

      Путь  Горького-писателя был путем сложным. У него были свои идейно-художественные срывы («Исповедь»), запальчивые суждения о современной литературе, нечеткие и порой ошибочные публицистические выступления («Две души»). Позднее, оглядываясь на свой путь, он видел себя человеком, который неистовствует и ошибается, но не сдается в своих поисках правды. Источником этих неистовств было горячее сердце писателя и темперамент бойца. Он жаждал увидеть свободный, приобщенный к культуре, к строительству новой жизни народ. В «Жизни Клима Самгина» одна из сторонниц большевика Кутузова выскажется об Андрееве и Горьком как о писателях, которые очень кричат. И тот, и другой, действительно, стремились к обнаженно-заостренному раскрытию своего ви́дения мира. Новый век был веком социальных потрясений, и Горький выступил как певец их, неустанно обращаясь вместе с тем к изображению страшной жизни «неумного племени» и того тесного, душного круга «жутких впечатлений, в которых жил» и продолжал жить «простой русский человек». После появления «Городка Окурова» и «Жизни Матвея Кожемякина» критика порой упрекала Горького в сгущении темных красок. Автобиографические повести «Детство» и «В людях», завершившие предоктябрьское творчество Горького, показали, что изображаемое писателем опиралось на подлинное знание русской действительности.

      Один  из выдающихся писателей-реалистов  конца XIX — начала XX века – это Александр Иванович Куприн, он вошел в наш духовный обиход как певец светлых и здоровых человеческих чувств, как преемник демократических и гуманистических идей великой русской литературы XIX века. Он оставил нам прекрасные образцы реалистического повествования, острого и динамического по сюжету, лаконичного, интересного в психологическом отношении. Куприн был создателем яркого и радостного искусства, проникнутого любовью к жизни, любовью к России и русскому народу. В своих рассказах и повестях он развертывает перед нами оригинальные картины старой России — своего рода мозаическую панораму, и мы видим, как назревал социальный протест в недрах народа, видим, как страстно и настойчиво, порой с муками и ошибками, но всегда искренне и самоотверженно искала правильных путей честная, демократическая мысль. А. М. Горький в статье «Призвание писателя и русская литература нашего времени» (опубликована в 1925 году в венгерском журнале «Запад», на русском языке не публиковалась) сказал о Куприне: «Талант яркий, здоровый».

      Творчество  этого самобытного мастера связано  с демократическим литературным движением, развивавшимся под могучим и плодотворным влиянием Горького. Не случайно в период первой русской революции, когда был написан «Поединок», Куприн признавался, что «все самое буйное» в этой повести навеяно Горьким.

      Критический реализм, славные традиции которого воспринял Куприн, был явлением глубоко прогрессивным не только в XIX веке, но и в те годы, когда на борьбу с реакционным режимом поднимались все передовые силы страны. Именно поэтому Горький, основоположник социалистического реализма, придавал такое значение творчеству своих современников — писателей реалистического направления. Горький возглавлял демократический фронт в литературе, сплачивал его вокруг издательства «Знание». В плеяде «знаньевцев» Куприну принадлежит почетное место. Яркий природный талант, огромный запас жизненных наблюдений и резко критическое изображение действительности — вот что определило большой общественный резонанс его произведений в период подготовки и проведения первой русской революции.

      Куприн  своеобразно и колоритно передал  атмосферу назревавшей революции. Его лучшие произведения служили  задачам борьбы с остатками «средневековых, полукрепостнических учреждений», которые «гнетущим ярмом» лежали «на пролетариате и на народе вообще, задерживая рост политической мысли». И вместе с тем творчество Куприна отражало антибуржуазное содержание первой русской революции, оно обличало капитализм, заменявший одну форму угнетения народа другой.

      К рубежу 1917г. Куприн пришел с жизненной программой, гуманистической в своей основе, но полной противоречий. Критический пафос, присущий ему с первых литературных шагов, сохранился, но предмет обличения утратил четкие социальные контуры. Это помешало писателю понять значение и задачи Октябрьской социалистической революции. Как и многие другие, он был занесен волной эмиграции в 1919г. сначала в Финляндию, а затем во Францию. «Есть люди, которые по глупости либо от отчаяния утверждают, что и без родины можно, — горько говорил Куприн-эмигрант. — Но, простите меня, все это притворяшки перед самим собой. Чем талантливее человек, тем труднее ему без России». Почти все зарубежное творчество Куприна — тоскливый «взгляд в былое». Но, тоскуя по прошлой, идеализируемой им теперь «милой, беспечной, уютной, доброй русской жизни», писатель не мог освободиться от мысли, что он чего-то не понял и не понимает до сих пор, а понять — необходимо. Эта тревога привела Куприна к неизбежной мысли о возвращении домой, что и было осуществлено им незадолго до смерти.

      В судьбе и творчестве Ивана Алексеевича  Бунина (1870–1953) своеобразно отразилась круто ломавшаяся жизнь России в  пору тех огромных потрясений, которые  несла миру революция. Бунин, меривший жизнь самой высокой мерой, страстный  и нередко пристрастный человек, неприязненно относился к революции. Он спорил с историей, веком, современниками. Но, отвергая революционное пересоздание жизни, отвергая любое насилие, художник непрестанно мучился бедами и трагедиями нашего столетия. Он безмерно страдал в годину зловещих мировых войн, горестно переживал трагедию порабощенных и больше всего — трагедию веками страдавшего русского народа. И сам художник неустанно, до боли сердечной разгадывал загадки национальной истории, напряженно думал о необходимости обновления мира и человека, обрекая себя «на новые пути, на новые скитанья» в поисках заветной Атлантиды.

      Путь  Бунина к вершинам искусства был  долог. Он не сразу обрел свой поэтический  голос, не сразу начал писать о  том сокровенном, что таилось  в его душе. Рассказы и стихи, печатавшиеся в 90-х гг. и вошедшие в сборники «На край света» (1897) и «Под открытым небом» (1898), были одобрительно встречены критикой, но в них еще чувствовалась сковывающая власть традиции, непреодоленных идей народничества и толстовства.

      Трудовая  многомиллионная Россия заняла главное  место в реалистической прозе 10-х  гг. Повышенный интерес к поведению  и самосознанию самых широких  масс объединил столь разных писателей, как Горький, Бунин, Шмелев, Чапыгин, Шишков и др. Мысль о судьбах народа и России, о своеобразии русского характера, о влиянии природы, истории, бытовой повседневности на психологию и мышление народа, стремление пробудить ответственность каждого человека за прожитую жизнь и за все происходящее в стране пронизывали лучшие произведения тех лет. Самым жгучим, самым трудным и первостепенным вопросом времени стал вопрос о том, какие стремления преобладают в народе, как подготовлены миллионы и каждый в отдельности человек к изменению своего бытия и социальных устоев России. Проблемы человеческой личности, индивидуального сознания и эмоций становятся в реалистической литературе вровень с социально-политическими.

      Сразу после Октября 1917г. Бунин занял враждебную позицию по отношению к молодой Советской республике. В 1920г. он покинул Россию и жил затем во Франции — то в Париже, то в Грассе.

      Бунин уехал из России уже сложившимся  художником, с большим запасом  жизненных впечатлений, со своим  представлением о мире, с целым  рядом неисчерпанных тем. И это  не дало угаснуть его таланту. Отказавшись от исследования социально-исторических процессов народной жизни, он перешел к изображению внутреннего мира отдельной личности, красоты и сложности человеческой души. Рассказы о любви («Митина любовь», «Солнечный удар», сборник «Темные аллеи»), философские новеллы и необычная по жанру «Жизнь Арсеньева» вместе с произведениями Бунина 1910-х гг. обогатили русское и мировое искусство XXв.[12, 44] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Образ влюблённого человека в русской прозе рубежа веков.

2.1. Образ влюблённого человека в творчестве М.Горького. 

      «Я  видел эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии,  на морском берегу»,- так начинает  Максим Горький  одно из своих лучших произведений. В рассказе «Старуха Изергиль»  отразились незабываемые впечатления автора от его скитаний по южной Бессарабии  ранней весной 1891 года. Рассказ относится к ранним произведениям М. Горького и продолжает романтическую линию (рассказы «Макар Чудра» и «Челкаш»), в которой наиболее сильно отразилось авторское восхищение цельной и сильной человеческой личностью.

      Композиция  рассказа достаточно сложна. Повествование  много поведавшей на своем веку Изергиль делится на три как бы самостоятельные  части (легенда о Ларре, рассказ  Изергиль о своей жизни, легенда  о Данко),  каждая из которых целиком подчинена одной цели – наиболее полно создать образ главного героя. Поэтому все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей, которая заключается в стремлении автора выявить истинную ценность человеческой жизни. Композиция такова, что две легенды как бы обрамляют повествование о жизни Изергиль, которое и составляет идеологический центр произведения. Легенды раскрывают  две концепции жизни, два представления о ней. 

      Система образов полностью подчинена  стремлению автора наилучшим образом  раскрыть тему произведения, так как вопрос о свободе и несвободе человека преследует его на протяжении всей творческой жизни. К наиболее ярким образам рассказа, несущим на себе основную идейную нагрузку, можно отнести образы Ларры, Данко и старухи Изергиль.   

Информация о работе Образ влюблённого человека в прозе рубежа XIX– нач.XX веков