Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 18:26, научная работа
Методы исследования: метод анализа и сопоставления текстов
Задачи работы:
Изучить литературу, связанную с созданием и публикацией цикла.
Провести наблюдение над текстом, выявить тематические группы стихов внутри цикла, проследив, из каких элементов создается образ действительности.
Конкретизировать представление о лирическом образе мира в цикле
« Москва кабацкая».
Введение.
Темой нашего исследования стал образ действительности в цикле Сергея Александровича Есенина «Москва кабацкая».
Часто, говоря об этом цикле, останавливаются на образе поэта – «хулигана» «шарлатана», «скандалиста», придавая большое значение названию, понимая его только как погруженность в мир кабаков и трактиров
При прочтении стихотворений, входящих в цикл «Москва кабацкая», можно заметить, что действительность, описанная в них, гораздо шире, чем заявлено в названии. Таким образом, целью нашего исследования станет попытка выяснить, насколько название цикла отражает его содержание, то есть из каких образов складывается картина действительности и в какой степени это соответствует авторскому названию.
Объект исследования: стихотворения, входящие в цикл «Москва кабацкая».
Предмет исследования: элементы действительности и их изображение в стихотворениях цикла.
Методы исследования: метод анализа и сопоставления текстов
Задачи работы:
« Москва кабацкая».
Глава 1
Теоретические сведения
1.1.История публикации цикла.
При подготовке
к изданию цикла «Москва
Бросать очередной вызов членам группы «Октябрь», размахивая перед их носом «красной тряпкой» – новой книгой Есенина, – представлялось опасным.
В конце концов, после долгих уговоров Ионов согласился на выпуск книги, но не под маркой Госиздата, а в качестве авторского издания, для чего нужны были деньги. Посредники решили устроить в Ленинграде авторский вечер Есенина, выручки от которого должно было хватить, чтобы расплатиться за «Москву кабацкую».
Вечер этот состоялся 14 апреля 1924 года в «Зале Лассаля» (бывшем зале городской думы). Афиша была сделана намеренно крикливо, с расчетом на привлечение публики: «Сергей Есенин прочтет стихи Москва кабацкая, Любовь хулигана и скажет слово о мерзости и прочем в литературе. Вызов не попутчикам». Ребята из «воинствующего ордена» решили примазаться и настояли на том, чтобы принять участие в вечере без вынесения их имен на афишу.
Народу набился полный зал. Подошло время начинать. А Есенина нигде не было. Ни в гостинице, ни в зале. Наконец устроители получили записку: «Я ждал. Ходил 2 раза. Вас и не бывало. Право, если я не очень нужен на вечере, то я на Николаевской, кабачок слева внизу».
Один из устроителей бросился в этот кабачок и нашел Есенина за столом в большой компании. Поэт тут же сказал, что у него важный разговор и что он скоро будет. Когда посланник вернулся в зал, зрители уже свистели и топали ногами. А минут через десять появился Есенин, весьма крепко выпивший, растерзанный, явно после драки. Кое-как приведя себя в порядок, вышел на сцену.
Пошатываясь, никого и ничего не видя, хватая рукой воздух, он швырял в зал едкие, жгучие фразы… «Блок и я – первые пошли с большевиками», а они, вот, дескать, как с нами обошлись.… Когда же публика услышала в сем контексте знаменитое «жиды», она словно сорвалась с цепи. Поднялся страшный шум: крики, свист и улюлюканье.
Устроители вечера пришли в ужас. Кто-то зашептал из-за кулис: «Сергей Александрович! Довольно! Читайте стихи!» Есенин улыбнулся, трезвея на глазах, и совсем иначе, уже доброжелательно произнес:
– Да что ж это я?! Ведь это, право, не моя специальность! Я лучше прочту вам стихи.
Начал читать, и произошло обыкновенное чудо. Взбудораженный, раздраженный, частью обозленный зал был покорен полностью. Присутствующий на вечере Владимир Пяст позднее записал впечатления от происшедшего: «Все сразу, как-то побледневшие, зрители встали со своих мест и бросились к эстраде и так обступили, все оскорбленные и завороженные им, кругом это широкое возвышение в глубине длинно-неуклюжего зала, на котором покачивался в такт своим песням молодой чародей. Широко раскрытыми неподвижными глазами глядели слушатели на певца и ловили каждый его звук. Они не отпускали его с эстрады, пока поэт не изнемог. Когда же он не мог уже выжать больше ни звука из своих уст, – толпа схватила его на руки и понесла, с шумными восклицаниями хвалы, – вон из зала, по лестнице вниз, до улицы…»
По горячим следам он писал из Ленинграда Бениславской: «Вечер прошел изумительно. Меня чуть не разорвали…» А вырученных денег вполне хватило, чтобы рассчитаться за издание «Москвы кабацкой», которая вышла в свет в июле и разошлась в течение месяца.
Но цензура
сняла полностью два
Эта история помогает нам понять суть отношения к циклу «Москва кабацкая»: шум и эпатаж, связанные с названием и поведением Есенина в те годы, и собственно в стихах, иногда грубая, приземленная лексика, но все-таки нежности и любви в них гораздо больше. Контраст в отношении к стихам виден уже на первом этапе осмысления цикла.
1.2Лирический цикл в творчестве С.Есенина
С середины XIX века в русской поэзии появляется и развивается новый жанр – лирический цикл (группа стихотворений, объединенных в целостное единство). Расцвет нового жанрового образования относится к началу XX века и объясняется тяготением поэтов, и прежде всего символистов, к контекстному восприятию своего творчества как духовной биографии, как отражения формирования личности, поисков идеала, познания истины.
С.А.Есенин не принадлежит к числу поэтов – циклизаторов, и законченных образцов этого жанра, имеющих постоянный состав и заглавие, четкую композицию и последовательный сюжет, в его творчестве нет. И тем не менее в его творчестве нередки циклические образования разных видов, начиная с тематической общности нескольких стихотворений и кончая книгой стихов.
Впервые такой циклический замысел возник у С.Есенина при работе над сборником «Москва кабацкая», в который вошли два цикла. Первый – под тем же названием – оказался «текучим»: объем и состав его неоднократно менялись, и в конце концов поэт отказался от цикличности, «рассыпав» циклическую «постройку» на отдельные стихотворения.
По – иному сложилась
судьба второго цикла – «
не случайно и, 2)Сам Есенина осознавал, что стихи по тематике и настроению очень сильно отличаются друг от друга.
Глава 2 Практическая часть
2.1. Тематические группы стихотворений
Образ действительности складывается из нескольких составляющих: это и образ России, и образ Москвы, картины природы, и люди, окружающие лирического героя. Анализируя стихотворения, мы выделили следующие тематические группы:
Мир людей. |
Загадочный мир.
|
Мир природы. |
Любовная лирика. |
Философия. (рассуждения связанные со смыслом жизни) |
Окружение поэта. |
Воспоминания из детства. |
Животные. |
Родина. |
«Ты прохладой меня не мучай...»
«Дорогая, сядем рядом...»
«Заметался пожар голубой...»
«Мне грустно на тебя смотреть...»
«Пой же, пой. На проклятой гитаре...»
«Ты такая ж простая, как все..»
«Вечер черные брови насопил...» «Пускай ты выпита другим…*»
|
«Пускай ты выпита другим…» «Не ругайтесь! Такое дело...» «Вечер черные брови насопил... *» «Мне грустно на тебя смотреть... *»
«Ты прохладой меня не мучай... *»
|
«Снова пьют здесь, дерутся и плачут...» «Все живое особой метой...» «Да! Теперь — решено. Без возврата...» «Пой же пой на проклятой гитаре…*»
|
«Эта улица мне знакома..» «Мир таинственный, мир мой древний...» «Ты прохладой меня не мучай... **»
|
«Я обманывать себя не стану...» |
«Мир таинственный, мир мой древний... *» «Сторона ль моя, сторонка...» «Эта улица мне знакома.. *» «Мне осталась одна забава»
«Да! Теперь — решено. Без возврата...»
|
Конечно, трактовать стихотворения столь узко нельзя, ведь в одном произведении соединяется сразу несколько мотивов (Названия стихотворений, сочетающих в себе несколько мотивов, помечены *) но, тем не менее, прослеживается определённая закономерность: цикл, названный «Москва кабацкая» , в большей степени ориентирован на осознание себя как личности и как поэта.
Остановимся подробнее на каждой из тематических групп.
2.2 .Тематическая группа №1. «Мир людей»
По нашему мнению «мир людей» в цикле «Москва кабацкая» подразумевает под собой три подгруппы, это:
1.Окружение поэта.
2.Философия (вопросы, связанные со смыслом жизни).
3.Любовная лирика.
В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы "развороченного бурей быта" (в 1920 распался длившийся около трех лет брак с З. Н. Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим "из притона в притон", где его окружает "чужой и хохочущий сброд"
Развёрнутое описание кабака мы встречаем в цикле дважды: в стихотворениях
«Да! Теперь решено. Без возврата...» и «Снова пьют здесь, дерутся и плачут...», причём образы этих стихотворений перекликаются между собой. «Вспоминают Московскую Русь» - купола «золотой дремотной Азии», «жуткое логово» - «чадит мертвячиной», бандиты и проститутки - «гармонист с провалившимся носом» и посетители, у которых «что-то злое во взорах безумных».
Здесь не только дерутся и плачут, но и пытаются найти истину в вине. Так, лирический герой стремится «подумать на миг об ином»:
Что-то всеми навек утрачено.
Май мой синий! Июнь голубой!
Не с того ль так чадит мертвячиной
Над пропащею этой гульбой.
Май и июнь в поэтической символике Есенина — это годы юности, мечтаний и надежд. Годы эти утрачены всеми и утрачены безвозвратно:
Что-то злое во взорах безумных,
Непокорное в громких речах.
Жалко им тех дурашливых, юных,
Что сгубили свою жизнь сгоряча.
Где ж вы те, что ушли далече?
Ярко ль светят вам наши лучи?
Реки самогонного спирта помогают россам оплакивать самих себя - юных, дурашливых, - тех, что ушли безвозвратно. По сути своей это стихотворение тоже может быть отнесено к философским размышлениям о жизни.
В стихотворении «Все живое особой метой» раскрывается трагическая тема человека, чуждого по духу деклассированной богеме и стремящегося вырваться из ее цепких лап:
И уже говорю я не маме,
А в чужой и хохочущий сброд:
"Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет!"
В стихотворении «Да! Теперь решено без возврата» чувствуя себя загнанным, выброшенным из жизни, С.Есенин обращается к таким же отверженным и «пропащим» И описывает все происходящее грубой и сниженной лексикой:
Шум и гам в этом логове жутком,
Но всю ночь напролет, до зари,
Я читаю стихи проституткам
И с бандитами жарю спирт.
2.Философия (вопросы, связанные со смыслом жизни)
Философские размышления о себе и своём месте в мире - одно из центральных направлений в цикле:
Я обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом.
Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?
Шарлатан и скандалист, по логике стихотворения, тот, кто с такой искренней нежностью относится к животным, не умея найти приятелей «средь людей»:
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.
Стихотворение «Пускай ты выпита другим» это одно из самых светлых стихотворений цикла: «возраст осени» кажется поэту
«дороже юности и лета» а осень жизни воспринимается как обретение ясности взглядов, спокойной мудрости и зрелости:
Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными - кладбища и хаты.
А также поэт ищет в любви духовной близости, родства душ и судеб:
Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу, там ли здесь ли, где то ль
Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта.
Среди сверстников и товарищей по уличным забавам Серега Монах (прозвище Есенина в детстве) был признанным коноводом, неутомимым выдумщиком и заводилой по части различных мальчишеских игр и забав, драчуном и забиякой. Эти воспоминания вылились в стихотворение «Все живое особой метой»:
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
Став взрослым, он не изменил себе:
...И
теперь вот, когда простыла
Этих дней кипятковая вязь, И над каждой строкой без конца
Беспокойная, дерзкая сила Отражается прежняя удаль
На поэмы мои пролилась. Забияки и сорванца.
В стихотворении «Вечер черные брови насопил» прощаясь с молодостью и любовью, поэт сохраняет веру в жизнь и счастье. От надрывных вопросов и безысходных суждений суждений :
…Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?
Информация о работе Образ действительности в цикле Сергея Александровича Есенина «Москва кабацкая»