Образ «маленького человека» в русской литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:20, реферат

Краткое описание

Определение "маленький человек" применяется к разряду литературных героев эпохи реализма, обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ "маленького человека" оказывался тем более актуален, чем более демократичной становилась литература. Тему "маленького человека" поднимают многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями. Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. "Маленький человек - представитель всего народа. И каждый писатель представляет его по-своему.

Содержание

Введение
1 Кто же такой «маленький человек» !?
2 Сравнение темы «маленького человека» в произведениях русских авторов.
2.1 Н.В. Гоголь «Шинель» Акаккий Акакиевич Башмачкин
2.2 А.П. Чехов «Смерть чиновника» Червяков
2.3 Достоевский Ф.М. «Бедные люди»; «Преступление и наказание»
3 Самые яркие «Маленькие люди» в произведениях русских классиков._8
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Referat.docx

— 25.96 Кб (Скачать файл)

Московский университет  экономики, статистики и информатики

(МЭСИ)

 

 

 

 

 

  ОБРАЗ «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В                                                              

                           РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Цидоленкова Я.В.

Студент группы: ДЛО-201

Преподаватель: Власова И.В.

 

 

                                            

 

                                                         Пермь 2013

                                            Содержание.

Введение                                                                                       

  1. Кто же такой «маленький человек» !?____________________________4     
  2. Сравнение темы «маленького человека» в  произведениях                     русских авторов.______________________________________________5
    1.    Н.В. Гоголь «Шинель» Акаккий Акакиевич Башмачкин.___________5, 6 
    2.    А.П. Чехов «Смерть чиновника» Червяков.______________________6
    3. Достоевский Ф.М.  «Бедные люди»; «Преступление и наказание».____6,7
  3. Самые яркие «Маленькие люди» в произведениях русских классиков._8

Заключение________________________________________________________9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

                                            Введение.

Маленький человек — это  человек невысокого социального  положения и происхождения, не одаренный  выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И  Пушкин, и Гоголь, создавая образ  маленького человека, хотели напомнить  читателям, привыкшим восхищаться  романтическими героями, что самый  обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки. 

Определение "маленький  человек" применяется к разряду  литературных героев эпохи реализма, обычно занимающих довольно низкое место  в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ "маленького человека" оказывался тем более актуален, чем более  демократичной становилась литература. Тему "маленького человека" поднимают  многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача - отражать жизнь  простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями. Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных  людей. "Маленький человек - представитель  всего народа. И каждый писатель представляет его по-своему.

 

 

 

 

 

                    

 

 

                  1.Кто же такой «маленький человек» !?

Тема «маленького человека»  является одной из сквозных тем русской  литературы, к которой постоянно  обращались писатели 19 века. Первым ее затронул А.С.Пушкин в повести «Станционный смотритель». Продолжателями этой темы стали Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, А.П. Чехов и многие другие.  
    Что же обозначает выражение «маленький человек»? Какой смысл придается слову «маленький»? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало или вовсе незаметно. Человек считается «маленьким» еще и потому, что мир его духовной жизни и притязаний также до крайности узок, обеднен, наполнен всевозможными запретами. Для него не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.  
    С темой "маленького человека" в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции. Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право на счастье, на собственный взгляд на жизнь.  
             

 

 

 

 

 

 

 

 

  

       2. Сравнение темы «маленького человека» в  произведениях

                                      русских авторов.

Тему "маленького человека" поднимают многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача -отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями. Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. "Маленький человек - представитель всего народа. И каждый писатель представляет его по-своему.

           2.1 Н. В. Гоголь «Шинель» Акаккий Акакиевич Башмачкин.  
  «Маленькому человеку» посвящена повесть Н. В. Гоголя «Шинель», которую В. Г. Белинский назвал «глубочайшим созданием» писателя.  Гоголь в повести «Шинель» характеризует главного героя как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в сфере подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задание, требующее проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь». 
    Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Накопление денег для покупки новой шинели становится для него целью и смыслом жизни. Кража долгожданной обновки, которая была приобретена путем лишений и страданий, становится для него катастрофой.  
    И все же Акакий Акакиевич не выглядит в сознании читателя пустой, неинтересной личностью. Мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей. Гоголь призывал общество взглянуть на них с пониманием и жалостью.  
       Взывая к справедливости, автор ставит вопрос о необходимости покарать бесчеловечность общества. В качестве возмещения за понесенные при жизни унижения и оскорбления Акакий Акакиевич, вставший в эпилоге из могилы, является проходим и отбирает у них шинели и шубы. Он успокаивается только тогда, когда отнимает верхнюю одежду у «значительного лица», сыгравшего трагическую роль в жизни «маленького человека». 

                    2.2 А.П. Чехов «Смерть чиновника» Червяков

В рассказе Чехова «Смерть  чиновника» мы видим рабскую душу чиновника, чье понимание мира полностью  искажено. Здесь не приходится говорить о человеческом достоинстве. Автор  дает своему герою чудную фамилию: Червяков. Описывая мелкие, незначительные события  его жизни. 
    Так, Червяков был на спектакле и «чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг… чихнул». Оглядевшись, как «вежливый человек», герой с ужасом обнаружил, что обрызгал статского генерала. Червяков начинает извиняться, но этого ему показалось мало, и герой просит прощения вновь и вновь, изо дня в день…  
    Таких маленьких чиновников, знающих только свой мирок, очень много и не удивительно, что их переживания складываются из подобных мелких ситуаций. Автор передает всю сущность души чиновника, как будто рассматривает ее под микроскопом. Не выдержав крика в ответ на извинения, Червяков идет домой и умирает. Эта страшная катастрофа его жизни – катастрофа его ограниченности.    

2.3 Достоевский Ф.М.  «Бедные люди»; «Преступление и наказание».

Главные герои романа «Бедные  люди» - Макар Девушкин – полунищий  чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием, и Варенька – девушка, ставшая жертвой социального  неблагополучия. Как и Гоголь в  «Шинели», Достоевский обратился  к теме бесправного, безмерно униженного «маленького человека», живущего своей  внутренней жизнью в условиях, попирающих достоинство человека. Автор сочувствует  своим бедным героям, показывает красоту  их души.  
 Тема «бедных людей» развивается писателем и в романе «Преступление и наказание». Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины страшной нищеты, которая унижает достоинство человека. Местом действия произведения становится Петербург, причем самый бедный район города. Достоевский создает полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, проницательно вглядывается в душу «маленького человека», открывает в нем залежи огромного духовного богатства.  
    Перед нами разворачивается жизнь семьи Мармеладовых. Это люди, задавленные реальностью. Спивается с горя и теряет человеческий облик чиновник Мармеладов, которому больше «некуда идти». Измученная нищетой, погибает от чахотки его жена Екатерина Ивановна. Соня выпущена на улицу торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти.  
    Тяжела и судьба семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богатого Лужина, к которому она чувствует отвращение. Сам же Раскольников задумывает преступление, корни которого, отчасти, лежат в сфере социальных отношений в обществе. Созданные Достоевским образы «маленьких людей» проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человек и верой в его высокое призвание. Души «бедных» могут быть прекрасны, полны душевной щедрости и красоты, но сломлены тяжелейшими условиями жизни.  
    В большинстве случаев любой писатель изображает в своих книгах окружающую его действительность. Гоголь, Чехов и Достоевский жили и творили примерно в одно время, и все они затрагивали в своем творчестве тему «маленького человека». Я считаю, что их произведения выполнили свою гуманистическую роль: они обратили внимание на это явление общественной жизни, заставили людей задуматься над этим.  
    

 

 

 

3.  Самые яркие «Маленькие люди» в произведениях русских классиков.

Из многогранной литературной галереи маленьких людей выделяются герои, стремящиеся снискать всеобщее почтение через изменение своего материального статуса или внешнего облика ("Лука Прохорович" - 1838, Е. Гребенки; "Шинель" - 1842, Н. Гоголя); охваченные страхом перед жизнью ("Человек в футляре" - 1898, А. Чехова; "Наш человек в футляре" - 1989, В. Пьецуха); которые в условиях подавляющей бюрократической действительности заболевают психическими расстройствами ("Двойник" - 1846, Ф. Достоевского; "Дьяволиада" - 1924, М. Булгакова); у которых внутренний протест против общественным противоречиям  уживается с болезненным стремлением  возвысить себя, приобрести богатство, что в итоге приводит их к потере рассудка ("Записки сумасшедшего" - 1834, Н. Гоголя; "Двойник" Ф.Достоевского); которых страх перед начальством  приводит к сумасшествию или к  смерти ("Слабое сердце" - 1848, Достоевского, "Смерть чиновника" - 1883, А. Чехова); которые, опасаясь подвергнуть себя критике, изменяют свое поведение и  мысли ("Хамелеон" - 1884, А. Чехова; "Веселые  устрицы" - 1910, А. Аверченко); которые  могут обрести счастье только в любви к женщине ("Старческий грех" - 1861, А. Писемского; "Горы" - 1989, Е. Попова) которые хотят изменить свою жизнь путем применения магических средств ("Верное лекарство" - 1840, Е. Гребенки; "Маленький человек" - 1905, Ф. Сологуба); которые из-за жизненных  неудач решаются покончить с собой ("Старческий грех" - А. Писемского; "Рассказ о Сергее Петровиче" - 1900, Л. Андреева)

                                        

 

 

 

                                       Заключение

Представление о "маленьком  человеке" менялось на протяжении всего 19 - начала 20 веков. Каждый писатель тоже имел свои личные взгляды на данного  героя. Но уже со второй трети 20 века этот образ исчезает со страниц литературных произведений, т.к. метод социалистического  реализма не предполагает такого героя.  
В процессе изучения предмета мы пришли к выводу, что нельзя выявить какую-то систему изменения взглядов писателей на этих героев.  
Но можно найти общее во взглядах разных писателей. Например, писатели первой половины 19 века (Пушкин, Лермонтов, Гоголь) относятся к "маленькому человеку" с сочувствием. Особняком стоит Грибоедов, который смотрит на этого героя по-другому, что сближает его взгляды с взглядами Чехова и частично Островского. Здесь на первый план выходит понятие пошлости и самоунижения. В представлении Л.Толстого, Н.Лескова, А.Куприна "маленький человек" - это талантливый, самоотверженный человек. Такое разнообразие взглядов писателей зависит от особенностей их мировоззрения и от того разнообразия человеческих типов, которое нас окружает в действительной жизни. 

Даже сейчас, спустя полтора  столетия, можно встретить «маленьких людей», но мы не должны делать вид, что  не замечаем их. Мы должны быть гуманны, именно к этому нас призывают  произведения великих писателей. Вместо того, чтобы «обижать» Башмачкиных, Червяковых и Мармеладовых, нужно  попытаться понять строй их души и  принять такими, какие они есть.

 

 

 

 

 


Информация о работе Образ «маленького человека» в русской литературе