Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:47, реферат
Роман «Собор Парижской Богоматери» был написан Виктором Гюго во время Июльской революции, в 1831 году. Исторические события не могли не оказать важного влияния на мировоззрение художника. Обращаясь к истории, писатель не ставил перед собой цели изучить исторические процессы, их закономерность, проследить историческое развитие характеров.
Роман поражает богатством и динамичностью действия. Создается впечатление, что автор переносит читателя из одного мира в совершенно другой. Так гулкую тишину собора внезапно сменяет шум Гревской площади, где кипит жизнь, где так странно соединяются жестокость и веселье, трагичное и смешное. Но все нити действия непременно стягиваются к собору, который и является главным героем. Он управляет судьбой каждого, даже второстепенного персонажа.
Тема Конфликта любви и ненависти, красоты и уродства, а так же проблема «отторгнутых обществом» людей, возникновение и потеря новых идей – все это до сих пор остается актуальным, неподвластным времени…
Роман «Собор Парижской
Богоматери» был написан
Роман поражает богатством и динамичностью
действия. Создается впечатление, что
автор переносит читателя из одного мира
в совершенно другой. Так гулкую тишину
собора внезапно сменяет шум Гревской
площади, где кипит жизнь, где так странно
соединяются жестокость и веселье, трагичное
и смешное. Но все нити действия непременно
стягиваются к собору, который и является
главным героем. Он управляет судьбой
каждого, даже второстепенного персонажа.
Тема Конфликта любви и ненависти, красоты
и уродства, а так же проблема «отторгнутых
обществом» людей, возникновение и потеря
новых идей – все это до сих пор остается
актуальным, неподвластным времени…
Главным идейно-композиционным стержнем
романа является любовь к цыганке Эсмеральде
двух героев: архидьякона Клода Фролло
и и звонаря собора Квазимодо. Эта любовь
выявляет два характера.
Персонаж Клода Фролло вызывает сочувствие,
жалость. Следует сказать, что жизнь у
этого человека не сложилась с самого
начала: мечта оказалась раздавленной
обстоятельствами. Собор стал его домом,
местом, где молодой человек заточил душу
и страсть. Так получилось, что чувства,
которые, как ему казалось, были похоронены
в прошлом, захватили его. Он начинает
бороться со своей страстью, но проигрывает.
Что касается Квазимодо, то сам персонаж
чем-то напоминает собор Парижской Богоматери.
Внешне этот человек также уродлив, неказист.
За внешним уродством скрывается душа
ребенка…
В самом романе «Собор Парижской Богоматери»
выделяется множество сюжетных линий.
Но наиболее трагичен момент игры судьбами
людей.
Затворница Ролландовой башни –Гудула,
ненавидя цыган, так как те украли ее ребенка,
проклинает Эсмеральду, а в финале женщина
узнает в своем заклятом враге потерянное
дитя. Дочь погибает на глазах у матери.
Широко использует в романе приемы гротеска
и контраста. Изображение характеров дается
по принципу контраста, так же как и внешний
облик героев: безобразие Квазимодо оттеняется
красотой Эсмеральды, но, с другой стороны,
безобразная внешность звонаря контастирует
с его прекрасной душой.
Наконец, нужно отметить мастерство в
изображении массовых народных сцен: представление
мистерии, жизнь «Двора чудес», события
на Гревской площади.
Тяготея в своей философской концепции
к идеалистическим обобщениям, Виктор
Гюго сумел в своем романе передать колорит
той эпохи, к которой он обратился.
Все изложенные Гюго
эстетические принципы - не просто манифест
теоретика, но глубоко продуманные и прочувствованные
писателем основы творчества. Основу,
сердцевину этого романа-легенды составляет
неизменный для всего творческого пути
зрелого Гюго взгляд на исторический процесс
как на вечное противоборство двух мировых
начал - добра и зла, милосердия и жестокости,
сострадания и нетерпимости, чувства и
рассудка. Поле этой битвы в разные эпохи
и привлекает Гюго в неизмеримо большей
степени, чем анализ конкретной исторической
ситуации. Отсюда известный надисторизм,
символичность героев, вневременной характер
психологизма. Гюго и сам откровенно признавался
в том, что история как таковая не интересовала
его в романе: “У книги нет никаких притязаний
на историю, разве что на описание с известным
знанием и известным тщанием, но лишь обзорно
и урывками, состояния нравов, верований,
законов, искусств, наконец, цивилизации
в пятнадцатом веке. Впрочем, это в книге
не главное. Если у нее и есть одно достоинство,
то оно в том, что она - произведение, созданное
воображением, причудой и фантазией”.
Однако достоверно известно, что для описания
собора и Парижа в XV веке, изображения
нравов эпохи Гюго изучил немалый исторический
материал. Исследователи средневековья
придирчиво проверили “документацию”
Гюго и не смогли найти в ней сколько-нибудь
серьезных погрешностей, несмотря на то,
что писатель не всегда черпал свои сведения
из первоисточников.
Главные действующие лица романа вымышлены
автором: цыганка Эсмеральда, архидьякон
Собора Парижской Богоматери Клод Фролло,
звонарь собора горбун Квазимодо (давно
перешедший в разряд литературных типов).
Но есть в романе “персонаж”, который
объединяет вокруг себя всех действующих
лиц и сматывает в один клубок практически
все основные сюжетные линии романа. Имя
этого персонажа вынесено в заглавие произведения
Гюго. Имя это - Собор Парижской Богоматери.
Идея автора организовать действие романа
вокруг Собора Парижской Богоматери не
случайна: она отражала увлечение Гюго
старинной архитектурой и его деятельность
в защиту памятников средневековья. Особенно
часто Гюго посещал собор в 1828 году во
время прогулок по старому Парижу со своими
друзьями - писателем Нодье, скульптором
Давидом д’Анже, художником Делакруа.
Он познакомился с первым викарием собора
аббатом Эгже, автором мистических сочинений,
впоследствии признанных официальной
церковью еретическими, и тот помог ему
понять архитектурную символику здания.
Вне всякого сомнения, колоритная фигура
аббата Эгже послужила писателю прототипом
для Клода Фролло. В это же время Гюго штудирует
исторические сочинения, делает многочисленные
выписки из таких книг, как “История и
исследование древностей города Парижа”
Соваля (1654), “Обозрение древностей Парижа”
Дю Бреля (1612) и др. Подготовительная работа
над романом была, таким образом, тщательной
и скрупулезной; ни одно из имен второстепенных
действующих лиц, в том числе Пьера Гренгуара,
не придумано Гюго, все они взяты из старинных
источников.
Упоминавшаяся нами выше озабоченность
Гюго судьбой памятников архитектуры
прошлого более чем отчетливо прослеживается
на протяжении почти всего романа. Первая
глава книги третьей называется “Собор
Богоматери”. В ней Гюго в поэтической
форме рассказывает об истории создания
Собора, весьма профессионально и подробно
характеризует принадлежность здания
к определенному этапу в истории зодчества,
высоким стилем описывает его величие
и красоту: “Прежде всего - чтобы ограничиться
наиболее яркими примерами - следует указать,
что вряд ли в истории архитектуры найдется
страница прекраснее той, какою является
фасад этого собора... Это как бы огромная
каменная симфония; колоссальное творение
и человека и народа, единое и сложное,
подобно Илиаде и Романсеро, которым оно
родственно; чудесный итог соединения
всех сил целой эпохи, где из каждого камня
брызжет принимающая сотни форм фантазия
рабочего, направляемая гением художника;
словом, это творение рук человеческих
могуче и преизобильно, подобно творению
бога, у которого оно как бы заимствовало
двойственный его характер: разнообразие
и вечность”.
Вместе с восхищением человеческим гением,
создавшим величественный памятник истории
человечества, каким Гюго представляется
Собор, автор выражает гнев и скорбь из-за
того, что столь прекрасное сооружение
не сохраняется и не оберегается людьми.
Он пишет: “Собор Парижской Богоматери
еще и теперь являет собой благородное
и величественное здание. Но каким бы прекрасным
собор, дряхлея, ни оставался, нельзя не
скорбеть и не возмущаться при виде бесчисленных
разрушений и повреждений, которые и годы
и люди нанесли почтенному памятнику старины...
На челе этого патриарха наших соборов
рядом с морщиной неизменно видишь шрам...
На его руинах можно различить три вида
более или менее глубоких разрушений:
прежде всего бросаются в глаза те из них,
что нанесла рука времени, там и сям неприметно
выщербив и покрыв ржавчиной поверхность
зданий; затем на них беспорядочно ринулись
полчища политических и религиозных смут,
- слепых и яростных по своей природе; довершили
разрушения моды, все более вычурные и
нелепые, сменявшие одна другую при неизбежном
упадке зодчества...
Именно так в течение вот уже двухсот лет
поступают с чудесными церквами средневековья.
Их увечат как угодно - и изнутри и снаружи.
Священник их перекрашивает, архитектор
скоблит; потом приходит народ и разрушает
их.”
Информация о работе Образ собора Парижскогой Богоматери у Гюго