Обрядовая поэзия. Виды и жанры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 10:57, реферат

Краткое описание

Обрядовой поэзией называется тот круг словесно-художественных жанров, какой сопровождает обряды. Обряд-это действия, имеющие по представлениям древних славян способность влиять на силы природы и вызывать хороший урожай и приплод скота, обеспечивать удачную охоту, богатство, здоровье и счастье людей. Календарной обрядовой поэзией называется группа обрядов и словесно- художественных жанров, связанных с народным календарём, который основывался на смене времен года и распорядка земледельческих работ.

Содержание

Введение……………………………………………3
Календарные праздники…………………………..4
Каляда……………………………………….4
Масленица…………………………………..6
Пасха………………………………………...7
Троица……………………………………….8
Иван Купала………………………………...9
Свадебные обряды………………………………..10
Литература………………………………………...19

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по лит-ре.docx

— 34.56 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

 «Хакасский государственный  университет им. Н.Ф. Катанова»

 

Институт Искусств

 

 

 

 

Реферат на тему: Обрядовая поэзия. Виды и жанры.

 

По дисциплине: «Литература»

                              

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка 1 курса 

группы 102-Н(ЗФО)

Джамиля Алиева

Проверил:

старший преподаватель

Кравченко Татьяна Юрьевна 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Абакан. 2011

                                                               2                                            

                                                 Содержание

  1. Введение……………………………………………3
  2. Календарные праздники…………………………..4
    1. Каляда……………………………………….4
    2. Масленица…………………………………..6
    3. Пасха………………………………………...7
    4. Троица……………………………………….8
    5. Иван Купала………………………………...9
  3. Свадебные обряды………………………………..10
  4. Литература………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      3

                                              Введение

   Обрядовой поэзией называется тот круг словесно-художественных жанров, какой сопровождает обряды. Обряд-это действия, имеющие по представлениям древних славян способность влиять на силы природы и вызывать хороший урожай и приплод скота, обеспечивать удачную охоту, богатство, здоровье и счастье людей. Календарной обрядовой поэзией называется группа обрядов и словесно- художественных жанров, связанных с народным календарём, который основывался на смене времен года и распорядка земледельческих работ. В русской обрядовой поэзии олицетворены силы природы, имеющие значения для земледельческого труда: солнце, земля, времена года (мороз, "весна-красна", лето). Календарные обряды и их поэзия делятся на четыре цикла соответственно четырём временам года: зимний, весенний, летний, осенний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        4

2.Календарные праздники.  Сущность обрядов и песен зимнего цикла состоит в том, чтобы обеспечить будущий хороший урожай и приплод скота. Первая его часть относится ко времени от рождества Христова до так называемого крещения, вторая- от крещения до масленицы и характеризуется подготовкой к весенним земледельческим работам. Наиболее важным моментом обряда и поэзии зимнего цикла было калядование. В древности оно было связано с культом рождающегося солнца, а поэтому с зимним солнцестоянием и поворотом от зимы к теплу. После принятия христианства праздник Коляды совпал с празднованием рождества Христова.

2.1. Каляда (с лат.) - первый день месяца. Главной частью калядования было хождение молодёжи со звездой по домам и прославление божества (в древности Каляды, а затем Христа). Калядование начиналось перед рождеством и заканчивалось под новый год. Оно включало в себя пение песен (калядок), основной темой которых была тема поисков Каляды и обращение к ней, величание членов семьи, дома, причём хозяина прославляли за домовитость, сына за храбрость и ловкость, дочь - за красоту, жену хозяина за умение вести дом. Калядки завершались просьбой к хозяевам дома наградить калядовщиков за их труд и песни. Таковой наградой было угощение. У всех славян колядки включают в себя, прежде всего пожелание достатка и счастья.

Вот характерный текст  колядки (русской)

Пришла Коляда Накануне рождества,

Дайте коровку, Масляну головку,

А дай бог тому Кто в этом дому,Ему рожь густа, Рожь ужимиста;

                                                

                                                  5

Ему с колоса осьмина (мера зерна) Из зерна ему коврига,

Из полузерна пирог.

У всех славян перед рождеством и прежде всего под новый год  существовал обычай гадания. Они  сопровождались подблюдными песнями. "Вещее" значение каждой песни  подтверждалось её припевом, например:

Кому вынется - тому сбудется, Скоро сбудется - не минуется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             6

   2.2.Масленица. Золотой цикл обрядов заканчивается Масленицей. Праздновали её в конце февраля или в начале марта. У русских этот праздник состоит из 3-х частей: встреча (понедельник), разгул или перелом в так называемый "чистый" четверг и прощание. Масленицу встречают шествием, напоминающем карнавал: толпы людей, веселых, крикливых, идут и едут на санях. Встречающие несут противни, сковороды, ухваты, стучат и гремят ими, приплясывают, поют песни. Впереди несут масленицу - соломенное чучело, одетое как женщина. Её водружают на ледяной горе, с которой катаются на санках. Её проводы - комическое представление, пародирующее похороны. Масленицу вывозят за село и сжигают.Масленица изображалась в песнях как богатая, красивая и щедрая гостья, которую народ встречал с радостью и весельем:

Наша масленица годовая, Она гостика дорогая,

Она пешая к нам не ходит, Всё на комонях разъезжает,

Чтоб коники были вороные, Чтобы слуги были молодые.

Исполнители масленичных  обрядов своеобразно "заклинали  солнце" и этим, по народным поверьям, вызывали его весеннее "разгорание".Традиционными  стали катание "по солнцу", по кругу  и устойчивый обычай печения и  поедания блинов, круглая форма которых  была как бы символическим "знаком" солнца.

 

 

 

 

 

                                                              7

2.3.Пасха. Период встречи весны по церковному календарю начинался около праздника благовещенье (25 марта) и кончался праздником Пасхи. По случаю прихода весны пекут из теста фигурки птиц (жаворонков, куликов), которые символизируют прилёт птиц. В это время пели, а скорее выкрикивали маленькие песни - веснянки.

Жаворонки прилетите, Студёну зиму унесите,

Теплу весну принесите: Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела.

Радостно встречаемая  весна должна была принести свои дары - богатый урожай, приплод скота, удачу в хозяйственных делах.

-Весна, весна красивая! Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью, С  великой милостью:

Уроди лён высокий, Рожь, овёс хороший!

Вечером, накануне вербного воскресенья и благовещенья, на берегу реки собирались женщины и девушки, зажигали костёр, который символизировал весеннее "разгоранье" и водили вокруг него хоровод.

 

 

 

 

 

 

 

                                                      8

2.4.Троица. Яркой и поэтичной была троица - седьмое воскресенье после пасхи. Это время в народе называлось "русальной" неделей или "зелёными святками". Украшали крыльцо и дом зеленью, цветами, а чаще - свежими березовыми ветками. Центром праздника была берёзка, которую "завивали" и "развивали". Берёзка у русского народа олицетворяла собой весеннюю природу:

Завивайся, берёзонька, Завивайся, кудрявая!

Мы пришли к тебе, приехали,

С варенцами, со яичницами, С пирогами со пшеничными!

Завитую и украшенную "берёзку" срубали и носили по деревне. Если "завивали берёзки" в лесу, то к  этому присоединялся обряд "кумовства": девушки попарно целовались между  собой через венки и таким  образом клялись друг другу в  дружбе и любви, они становились "кумами".

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             9

2.5.Иван Купала. Значение праздника Купала сводилось к обрядовой подготовке людей к близкой жатве, к сбору урожая. В его честь производились, главным образом два традиционных обряда: купание и прыганье через костёр ( очистительные обряды ).

Горела липа, горела, Под ней паненка сидела.

Искорки на неё падали, Парни по ней плакали

Что ж вы обо мне плачете, Не одна я на свете,

Ведь не одна я едина, Девушек полна деревня.

Купала представляется живым  существом то мужского, то женского пола. Он ходит по сёлам, как поётся в песнях, и приносят людям радость.

А на Купалу Рано солнце играло.

Рано солнце Играло на добрые годы,

На добрые годы, На щедрые росы,

На щедрые росы, На хлебные урожаи.

Основная цель купальских обрядов - отогнать злых духов, чтобы  они не испортили урожай перед  жатвой. Средствами для этого служат огни и костры. Молодёжь ночь накануне Купалы проводила в поле.

А мы ночью мало спали, Ведь мы поле охраняли.

Итак, календарная поэзия - это художественное обобщение трудового  опыта крестьянина - землевладельца. Календарные праздники облегчали тяжёлый труд крестьян, давали им возможность отдыха, наполняя его поэзией.

 

 

                                                    10

3.Свадебные обряды. Среди семейно - бытовых обрядов основное место занимает свадебный обряд. У русских предсвадебные обряды включали в себя: сватовство, смотрины, рукобитье и запой, великую неделю, баню и девичник. Сватовство, или сватанье, представляло собой приход представителей семьи жениха в дом невесты. В роли сватов обычно выступали отец и старший брат жениха; нередко с ними было и особое лицо, которое и выполняло роль свата, т.е. вело переговоры с родителями невесты. Смотрины представляли собой второй этап предсвадебных обрядовых песен. Родственники жениха приезжали в дом невесты и смотрели её, дом, хозяйство; до этого они разузнавали о семье невесты, её зажиточности; интересовались мнением односельчан о невесте и её семье. Родители невесты тоже иногда посещали дом жениха с теми же целями. Когда всё было выяснено и если обе стороны удовлетворены, происходил сговор, совершался договор о порядке свадьбы, о расходах, о приданном невесты. Невеста в это время повязывала каждому из сватов расшитые ею полотенца, а они дарили ей подарки и угощали пряниками и конфетами. Рукобитье было следующим моментом свадебного обряда. Оно состояло в окончательном договоре сторон, благословении жениха и невесты, пире, когда невеста угощала родных жениха, а они обменивались с ней подарками. Рукобитье, когда били по рукам в знак окончательной договорённости, заканчивалась заручинами - обещанием выполнить все условия договора и женить невесту и жениха. Великая неделя представляла собой подготовку к свадьбе. Надо было приготовить невесте платье для венца, приданое, нередко невеста в сопровождении "бояр", т.е. близких людей - родных и подруг, обходила село и приглашала на свадьбу гостей, прежде всего родных. Великая неделя заканчивалась украшением деревца, плетением венка, печением каравая, а затем баней, которая кроме гигиенических целей имела магический смысл – очищение от всего злого, вредного, что могло испортить невесту или же

                                                   11

будущую жизнь молодых. Перед самой свадьбой собирался девичник. Это весьма поэтическая и эмоциональная часть обряда. Невеста прощалась с родителями и подругами, прощалась с "красотой", т.е. с венком или украшенным деревцем - символами девичества. Девичник заканчивался расплетением косы, что у восточных славян делала старшая сестра невесты или подруга, а у западных - обычно брат невесты или близкий родственник, что означало согласие всей семьи на брак. На следующий день после свадьбы или через день молодожёны посещали родных, начиная с родителей невесты. При этом их обычно одаривали, желали им счастья, принимали приветливо и заботливо. Так к ним должны были относиться все в течении всей их жизни. Главная часть свадебного обряда - свадьба - включала в себя: приготовление невесты к венцу, приезд жениха за невестой; всё заканчивалось прощанием невесты с родителями и родным домом и благословением её отцом и матерью. В свадебном фольклоре можно выделить пять жанров: величальные, корильные, свадебные лирические песни, причитание и приговоры. Свадебные лирические песни обрядовы по своему назначению, в выражении или вполне определённого обрядового чувства, настроения. Песни, воспроизведя обряды, могли создавать необходимый обрядово - эмоциональный колорит свадьбы. Свадебные лирические песни были обращены к совершаемым обрядам, но исполнители стремились выразить в песнях, прежде всего своё отношение к ним. По эмоциональному содержанию свадебные лирические песни подразделяются на две противоположные группы (отрицательные, положительные). Свадебные события могут быть расположены в определённом порядке: они дают представления о взаимоотношениях молодых до свадьбы, во время свадьбы и после неё в определённой последовательности и оценка - указывает на её цикличность. цикл - главное действующее лицо - невеста. Смысл песен

 

                                                  12

заключается в том, чтобы  как можно ярче, глубже и эмоциональнее  представить трагическую судьбу девушки - невесты.

Берегись, белая рыбица, Хотят тебя рыболовнички поймать,

Во шёлковые тенеты посадить, На двенадцать штук тебя разрубить,

На двенадцать блюд тебя разложить.

События развиваются последовательно, со всё возрастающей драматической  напряжённостью. Самая последняя  песня, которая венчает эту группу, рассказывает о просьбе девушке.

Выкупи меня, матушка, из неволи! Что будет дать, дитятко?

Сто рублей…Негде взять, дитятко!

Также есть начало и конец. Но героев два - жених и невеста. Молодец  спрашивает дорогу в её терем:

Ох, ты глупый, добрый молодец! Уж, какая в терем дороженька?

Информация о работе Обрядовая поэзия. Виды и жанры