Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 21:14, курсовая работа
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь.
Введение...…………………………………………………………………...................3
Глава 1 Теоретические основы методики развития диалогической речи у
детей дошкольного возраста ………………………………………………………...6
1. 1 Своеобразие детского диалога ………………………………………………….6
1. 2 Обзор педагогической литературы по вопросам развития диалогической
речи у детей дошкольного возраста…………………………………………..……..12
Глава 2 Методологические основы развития диалогической речи у
детей дошкольного возраста………………………………………………………..16
2. 1 Развитие диалогических умений у детей дошкольного возраста…………….16
2. 2 Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения…………20
2. 3 Методические приемы обучения детей диалогической речи………………….24
2. 4 Развитие диалогического общения детей со сверстниками……………………30
Заключение…………………………………………………………………………….33
Список использованных источников………………………………………………..
Мы рассматриваем развитие сюжетно-ролевой игры как показатель коммуникативной компетенции детей. Однако сюжетно-ролевая игра как сфера коммуникативной самодеятельности детей предполагает их свободу в выборе партнеров, темы и игровых действий и допускает участие взрослого лишь в роли равноправного партнера. Поэтому совместная сюжетно-ролевая игра не может выступать как средство обучения речевому общению.
Диалогическое общение развивается в творческой игре не в результате обучения взрослого, а в результате саморазвития. Механизмом такого саморазвития является возникновение и разрешение противоречий между имеющимися у детей средствами общения и объективными требованиями к их эффективности в игре. Дети, увлеченные игрой, сами осваивают новые средства и способы общения, которых им недостает, в которых они испытывают нужду. Поэтому развивать диалогическое общение в сюжетно-ролевой игре можно, но не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, обогащение знаний детей об окружающем (прежде всего о социальных отношениях), через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.
Для активного влияния взрослого на коммуникативную деятельность детей, а значит и совершенствование диалогической речи больше подходят театрализованные игры, народные подвижные игры и игры с правилами.
Театрализованные игры условно можно разделить на две подгруппы: игры в театр и различные элементы театра в самодеятельных сюжетно-ролевых играх. Для игр первой подгруппы характерна ориентировка на зрителя и установка на эстетическую ценность действия. Игры второй подгруппы разыгрываются для себя, «понарошку», не предполагают зрителя и не стремятся к эстетической выразительности.
Для развития общения со сверстниками важное значение имеют обе подгруппы игр.
При подготовке спектакля большое внимание уделяется выразительности речи и движений детей. Отрабатываются дикция, интонация, громкость речи, способы игрового взаимодействия с партнером. Принимая на себя роль, ребенок уходит от собственной эгоцентрической позиции.
Опыт участия в организованных театрализованных играх дети используют в самодеятельных играх в театр, разыгрывая ролевые диалоги по мотивам сказок, используя куклы, костюмы, элементы декораций. При этом сюжет сказки и опыт совместного разыгрывания спектакля позволяют детям налаживать взаимодействие, подыскивать реплики для ролевого диалога, действовать согласованно и получать радость от общения друг с другом. Роль взрослого в организации совместных самостоятельных театрализованных игр не непосредственная, а опосредованная.
По нашим наблюдениям, в играх с куклами дети проявляют больше самостоятельности и больше говорят, обращаясь к партнеру по игре. В играх с ряженьем дети больше любуются собой и говорят для себя. Однако при вмешательстве педагога активно включаются в импровизированные ролевые диалоги, проявляют фантазию в поиске средств выразительности образа.
Настоящее исследование заключалось в том, как развивается у детей диалогическая речь. Так как она является наиболее социально значимая для дошкольника. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различному рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми. Необходимо отметить, что практические работники не всегда в полной мере к осуществления речевого общения с детьми в повседневной жизни. Общение носит формальный характер, лишенного личностного смысла. Многие высказывания воспитателя не вызывают ответной реакции ребенка, не хватает ситуаций способствующих развитию диалогической речи. Поэтому во время наблюдений за детьми на занятиях, видно, что детям неинтересно, они невнимательны. По результатам констатирующего эксперимента выяснилось, что дети мало владеют диалогической речью. не умеют высказываться. На основе этого был составлен комплекс работ по развитию диалогической речи, которая включает: игры, занятия, беседы, игры - инсценировки. Целью работы было: научить отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие. Обучение носит игровую коммуникативную мотивацию. Это обучение дает возможность устанавливать контакты между детьми, формируют коллектив, что ведет к развитию диалогического общения.
После проделанной работы можно сделать вывод что:
- Для развития диалогической речи детей необходимо обогатить содержание речевого воспитания и совершенствовать формы и методы речевой работы.
- Новое содержание предполагает стимуляцию высказываний детей из личного опыта; организацию словесного коллективного творчества (сотворчество); обучение диалогу: умению слушать и слышать партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействие, отвечать на высказывания партнера, рассуждать, аргументировать высказывания.
- К новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами; организация пространства общения; недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания; игровая и коммуникативная мотивация занятий.
- Методами и приемами развития диалога являются групповые беседы; деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд); театрализованные игры (игры-драматизации, инсценировки); дидактические игры.
- Целесообразно чаще организовывать дидактические игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения.
В результате выполнения курсовой работы были решены задачи, поставленные в ходе исследования:
1. Изучены литературные источники по проблеме.
2. Проведен теоретический анализ состояния диалогической речи детей дошкольного возраста.
3. Показано современное состояние диалогической речи дошкольников в теории и практике.
Таким образом, цель курсовой работы достигнута, задачи решены.
1. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2001. - №5. - с. 51-61.
2. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. - 2002. - №10. - с. 82-90.
3. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2004. - 232с.
4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2003. - 255с.
5. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить. - М.: Знание, 2007. - 94с.
6. Винокур Т. Г. О некоторых синтаксических
особенностях диалогической
7. Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе // Дошкольное воспитание. - 2000. - №3. - с. 78-80.
8. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет. - М.: Просвещение, 2000. - 127с.
9. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. - СПб.; М.; Харьков, Минск: Питер, 2005. - 221с.
10. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. - 2000. - №12. - с. 91-93.
11. Грецик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание. - 2000. - №6. - с. 54-56.
12. Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. - Свердловск: СГПИ, 2001. - 109с.
13. Занятия по развитию речи в детском саду /Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: Современность, 2003. - 363с.
14. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 416с.
15. Короткова Э. Л. Обеспечение речевой
практики при взаимосвязи
16. Крылова Н. М. Влияние беседы
на умственное и речевое
17. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А.
Речевое развитие ребенка в
детском саду: новые подходы. Методические
рекомендации для
18. Лямина Г. М. Особенности развития
речи детей дошкольного
19. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок? - М.: Просвещение, 2001. - 157с.
20. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. - Ярославль: Гринго, 2003. - 236с.
21. Основы теории речевой
22. Пеньевская Л. А. Влияние на речь маленьких детей общения с более старшими // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 2. - С. 13-17.
23. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. - М.: Изд-во инта психотерапии, 2001. - 223с.
24. Программа и методика развития
речи детей дошкольного
25. Психолого-педагогические вопро
26. Развитие речи дошкольника: Сб. науч. Трудов /Под ред. О. С. Ушаковой, 2005. - 137с.
27. Радина К. К. Метод беседы в
воспитательно-образовательной
28. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. - М.: Просвещение, 2003. - 175с.
29. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические
проблемы развития речи
30. Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 2004. - 280с.
31. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. - М.: Изд-во института психотерапии, 2001. - 237с.
32. Флерина Е. А. Разговорная речь
в детском саду // Хрестоматия
по теории и методике развития
речи детей дошкольного
33. Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование // Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 2000. 17-58.
Наши четвероногие друзья (Беседа)
Программное содержание:
Развивать у детей диалогическую форму речи, умение принимать участие в групповом разговоре (внимательно слушать, отвечать на вопросы, инициативно высказываться, реагировать на высказывания партнера).
Занятие проводилось по подгруппам. Во время беседы воспитатель задавала вопросы, дети отвечали, но затруднялись выразить свои мысли. На занятие дети активны, внимательны. Также воспитатель спрашивала, есть ли у них животные, что они с ними делают, как ухаживают. Стараясь активировать малообщительных детей.
Обитатели городского парка (Беседа)
Программное содержание:
Принимать участие в групповом разговоре, слушать партнера, реагировать на его высказывания, самостоятельно рассуждать.
Вначале воспитатель выставил картину. Дети заинтересовались ей, активно высказывались. Подходили к картине, трогали её. Затем воспитатель стала задавать вопросы. Дети отвечали, но ответы были не полны. Ксюша С. во время занятия вспомнила и рассказала стихотворение о воробье. Педагог обратилась с вопросом о том, как они (дети) заботятся о птицах. В целом занятие прошло хорошо.
Собака - друг человека (Беседа)
Программное содержание:
Учить детей принимать участие в групповом разговоре: внимательно слушать, отвечать на вопросы, поддерживать разговор, инициативно высказываться на темы из личного опыта, самостоятельно рассуждать.
Во время беседы о собаке в жизни человека, дети приняли активное участие. На вопрос: «Почему собаку называют другом человека?» Роман ответил: «С ней можно поиграть» Витя добавил: «Она охраняет человека». Дети начали рассуждать, дополнять друг друга. Но многое зависело от воспитателя. Чтобы дети не перебивали друг друга, она давала отвечающему «волшебную палочку» после ответа ребенок возвращал эту палочку другому ребенку. Так «палочка» помогала слушать товарищей.
Полетушки (русская народная игра)
Программное содержание:
Учить детей правильно, протяжно произносить звуки «ш», «ж»; дифференцировать их на слух, выделять в словах и фразах, интонационно. Обратить внимание на многозначность слова «летит» (летит жук, летят лыжи, летят минуты). Учить умению соотносить действие и глагол. Побуждать к сочинению творческих рассказов; домысливать начало и завершение текста потешки.
Информация о работе Обучение диалогической речи детей дошкольного возраста