Общегосударственная и литературная деятельность Феофана Прокоповича

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:22, реферат

Краткое описание

Выходец из купеческой семьи, Елисей родился в Киеве. Он рано был определен сначала в начальную школу Киево-Братского монастыря, а затем - десяти лет - отдан после смерти отца попечителем, дядей по линии матери, в Киево-Могилянский коллегиум (академию). Протектор академии В. Ясинский и профессор философии Г. Одорский, обратив внимание на незаурядные способ¬ности Елисея, много сделали для формирования мировоззрения будущего мыслителя. Вряд ли в стороне от забот о племяннике оставался и дядя (выбранный ректор академии Феофан Прокопович). После Киева Елисей продолжал свою учебу за рубежом (1695-1701), в частности в Риме, в иезуитском Коллегиуме св. Афанасия. Обучение здесь было нелегким, хотя и успешным, скитания за границей - тяжкими.

Содержание

• Введение...................................................................................................................3
• Общегосударственная деятельность......................................................................4
• Литературная деятельность....................................................................................8
• Заключение.............................................................................................................11
• Список литературы................................................................................................13

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 30.60 Кб (Скачать файл)

Выступал Феофан и как  теоретик литературы и ораторского  искусства. Составленная им «Поэтика» (1705) была посмертно напечатана в 1786 г. «Риторика» (1706-1707) Феофана осталась неизданной до 1982 г. и была известна лишь в выдержках и изложении. Оба труда, написанные на латинском  языке, сложились из лекций, читанных в 1705 и 1706-1707 гг. в Киево-Могилянской академии. Несмотря на то что лекции не были напечатаны при жизни автора, идеи их получили достаточно широкое распространение, так как в обеих существовавших в России в то время духовных академиях - киевской и московской Славяно-греко-латинской, а также в ряде других училищ теорию словесности преподавали ученики Феофана, опиравшиеся на его лекционные курсы. И в «Поэтике», и «Риторике» Феофан популяризирует теоретиков античности, Возрождения, барокко. Его «Поэтика», подобно всем школьным поэтикам XVII-XVIII вв., рационалистична и нормативна. Он признает искусство, утвержденное определенными правилами и наставлениями, искусство, приносящее «услаждение и пользу», но поддерживает и принцип правдоподобия. Порицает Феофан «буйство» слога, «темноту» стиля, неумеренное употребление тропов и фигур, различные виды «трудных пустяков» и «куриозных» стихов. В области драматургии он сторонник пятиактного построения пьесы, малого числа действующих лиц (стоит напомнить, что в школьной драме «Страшное изображение второго пришествия господня на землю...» 1702 г. число их доходило до 140), сведения фабульного времени к минимуму (от одного до трех дней), чтобы события, играющие роль предыстории, излагались в речах персонажей. Кроме трагедии и комедии, Феофан допускает, опираясь на авторитет Плавта с его «Амфитрионом», промежуточный драматический жанр - трагедокомедию. До Ломоносова он предлагает в «Риторике» различать три слога: высокий, средний и низкий. Все эти идеи Феофана предваряли будущий классицизм, утверждение которого на русской почве связано с именами Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова.

 

 

Заключение.

 

Диапазон Прокоповича-стихотворца  был очень широк - от торжественных  до шуточных стихов. В ряде своих  стихотворений он обнаруживает подленный талант и поэтический темперамент. Это нужно сказать особенно о двух его стихотворениях, обращенных к Кантемиру. Нои в других своих вещах Прокопович выступает как незаурядный по тому времени мастер,  умеющий разнообразить стихотворную строку и рифму, придать стиху музыкальное звучание. Он первый вводит у нас такую трудную строфу, как октава. Почти все стихотворения Прокоповича по своим темам примыкают к прочим его сочинениям, в которых он является убежденным борцом за дело культуры и прогресса.

Все, что было в стране живого, передового и деятельного, все это тянулось к Прокоповичу как средоточию огромной учености, как к выдающемуся  уму и яркой индивидуальности. Этот человек, носивший монашескую рясу и фактически самым страстным  апологетом светской культуры при самом  ее рождении на русской почве. Везде, где мог, Прокопович расчищал для  нее дорогу, вступая в тяжелое  и утомительное единоборство с теми, кто стремился повернуть вспять преобразовательное дело Петра. О нем  хорошо сказал В.И. Майков в своей  надписи к его изображению:

Великого Петра дел славных  проповедник,

Витийством Златоуст, муз чистых собеседник,

Историк, богослов, мудрец Российских стран -

Таков был пастырь стад словесных  Феофан.

 

Лучшие люди эпохи - поэт Кантемир и историк Татищев - были друзьями Прокоповича и тянулись к нему как к источнику многообразных  знаний и политической мудрости. Все  трое были членами той "ученой дружины", которой приходилось выдерживать  натиск со стороны реакции в эпоху Петра II.

Феофан был не только пропагандистом культуры, но и ее организатором. Он принимал деятельное участие в основании  у нас Академии наук и вступал  в непосредственные сношения с иностранцами, приглашаемыми в Академию для  научной работы. Он жил и действовал, весь поглощенный заботой о том, чтобы дело Петра пустило глубокие корни во всех сферах русской жизни, и вся его литературная работа была осуществлением этой постоянной и в самом существе своем бескорыстной заботы.

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Гудзий Н.К. Феофан Прокопович. 1989;

2. Морозов П.О. Феофан Прокопович  как писатель. СПБ, 1880;

3. Ничик В.М. Феофан Прокопович. Москва, 1977;

4. История политических и правовых  учений. Под редакцией В.С. Нерсесянца. - Москва, 1998;

5. Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время. СПБ, 1868;

 

 

 


Информация о работе Общегосударственная и литературная деятельность Феофана Прокоповича