Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 00:54, реферат
«Начало русского летописания принято связывать с учреждением в Киеве митрополии. Одним из наиболее ранних памятников исторической и политической мысли является русская летопись. Источником исторической осведомленности русских летописцев во многом служили переводные византийские хроники, сборники отрывков из трудов античных мыслителей и оригинальные памятники (к которым относится былевой эпос, сказания, песни, предания, рассказы о деяниях и событиях русской истории). Летописцев волновал широкий круг философских, политических и социальных проблем: соотношение земного и небесного миров; борьба со злом и врагами родной земли; история человечества и история своей земли, ее место во всемирной истории; взаимоотношения человека и общества. В числе общих вопросов широко представлена и политическая проблематика: характер верховной власти и формы ее осуществления; взаимоотношения Великого князя с князьями-вассалами, наследниками и подданными
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.С.ТУРГЕНЕВА»
г. ОРЕЛ
Реферат
на тему:
«Олег Вещий
в Повести Временных лет»
дневного отделения
филологического факультета
Соколова Екатерина Игоревна
2014 год
«Начало русского летописания принято связывать с учреждением в Киеве митрополии. Одним из наиболее ранних памятников исторической и политической мысли является русская летопись. Источником исторической осведомленности русских летописцев во многом служили переводные византийские хроники, сборники отрывков из трудов античных мыслителей и оригинальные памятники (к которым относится былевой эпос, сказания, песни, предания, рассказы о деяниях и событиях русской истории). Летописцев волновал широкий круг философских, политических и социальных проблем: соотношение земного и небесного миров; борьба со злом и врагами родной земли; история человечества и история своей земли, ее место во всемирной истории; взаимоотношения человека и общества. В числе общих вопросов широко представлена и политическая проблематика: характер верховной власти и формы ее осуществления; взаимоотношения Великого князя с князьями-вассалами, наследниками и подданными. Постоянный интерес вызывал нравственный облик держателя верховной власти, законность происхождения его полномочий и их реализации. Летописцы стремились документировать свое повествование введением текстов договоров, посланий, княжеских завещаний и т. п.
Создание «Повести временных лет», явившейся впоследствии основанием всего летописания, приписывается монаху Киево-Печерского монастыря Нестору. О нем известно только, что семнадцати лет от роду он пришел в монастырь и, видимо, пребывал в нем всю свою жизнь, занимаясь книжным трудом!. Летописец задался целью выяснить происхождение Русского государства ("...откуду есть пошла русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду русская земля стала есть»); законность княжеской династии, историческую необходимость единства и суверенности государственной власти, а также роль и место Руси во всемирно-историческом процессе».
Взято с сайта: ( http://reftrend.ru/719051.html
Как мы знаем, Происхождение государства объясняется приглашением трех братьев-норманнов: Рюрика, Синеуса и Трувора.
Правда меня заинтересовала другая фигура – князь Олег. Ведь мало кто из русских князей удостоился чести быть воспетым в стихах. Время было жестокое, бушевали кровавые усобицы, о политической стабильности и уверенности в завтрашнем дне можно было только мечтать, но Олег в такой атмосфере смог сохранить и даже приумножить Киевское государство.
«Вещий Олег, древнерусский князь, его имя упоминается в исторических документах, но большинство сведений о его жизни и деятельности дошли до нас в виде народных сказаний, в которых реальные события тесно переплелись с легендарными.
Олег является родичем Рюрика по повести. Но из других источников известно, что Олег не имел родственных связей с князем, а был его воеводой и достиг высокого положения лишь благодаря своим личным достоинствам. Он обладал выдающимся талантом полководца, а его мудрость и предусмотрительность были столь велики, что казались сверхъестественными.
Возможно, что народная память о Вещем Олеге отразилась в образе былинного князя-кудесника Вольги: Похотелося Вольге много мудрости: Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях, Птицей-соколом летать под оболока, Серым волком рыскать в чистых полях.
В 879 году скончался Рюрик. Он завещал княженье Олегу и оставил на попечение своего сына, Игоря. Три года правил Олег в Новгороде, а затем, собрав сильную дружину и взяв с собой Игоря, отправился покорять новые земли.
Русская земля была в это время заселена различными племенами. В летописи называется более десяти славянских племен: вятичей, кривичей, полян, северян, радимичей и другие. С ними соседствовали племена угро-финские: чудь, весь, меря, мурома. Русь не имела четких границ и не знала единых законов. Киевский князь властвовал только в некоторых пунктах, обладающих торговыми путями. Он также собирал дань с подчиненных славянских и неславянских племен. Уплата дани, признания верховной власти Киева составляли в то время все существо государственной власти.
Собранную дань необходимо было продовать в соседних странах - Халифате и Византии. Русь получала от этой торговли немалую прибыль и была кровно заинтересована в ее развитии. Ежегодный наплыв в столицу тысяч купцов-варваров имел для византийцев много неудобств. Отсюда исходило желание ограничить и стеснить русскую торговлю.
Для Руси торговля была делом государственным, поэтому и ответ на действия византийских властей был дан на государственном уровне.
Олег со своим войском двинулся с севера на юг водным путем. Плыл по Ильмень-озеру, затем по Ловати-реке и Западной Двине, а потом, волоком перетащив ладьи, по Днепру.
По пути Олег завоевал город Смоленск и Любеч, оставив там своих воевод.
Наконец, прибыл Олег в богатые и плодородные земли полян и увидел большой, красивый город Киев. В Киеве княжили два князя - Аскольд и Дир. Оба они были выходцами из Новгорода и когда-то, как и Олег, служили князю Рюрику.
Решил Олег захватить Киев, но, видя, что город хорошо укреплен, применил не силу, а хитрость.
Он оставил большую часть своего войска позади, а сам с малой дружиной, на одной ладье подошел под самые киевские стены и отправил к Аскольду и Диру посланца: "Мы-де варяжские купцы, везем много хороших товаров. Пусть придут киевские князья посмотреть - может, чего купят".
Аскольд и Дир поверили, что в Киев прибыл мирный купеческий караван, и вышли на берег без всякой охраны.
Олег приказал бывшим с ним воинам до поры до времени залечь на дно ладьи. Когда киевские князья подошли близко, он поднялся им навстречу и сказал: "Вы не княжеского рода, а я - князь, и со мною Игорь, сын Рюрика. Мне, а не вам надлежит здесь княжить!" Он подал знак своим воинам - и те мечами вмиг зарубили Аскольда и Дира.
Олег победителем вступил в город и повелел: "Да будет Киев матерью городам русским!" Утвердившись на Киевском престоле, он продолжил дело завоевания соседних земель и покорения населяющих их племен. Олег подчинил себе древлян, северян, радимичей и наложил на них дань. Под его властью оказалась огромная территория, на которой он основал множество городов. Так образовалось великое Киевское княжество - Киевская Русь.
Когда Игорь стал взрослым,
Олег выбрал ему жену - Ольгу (по некоторым
данным, она была дочерью самого Олега),
но княжества не уступил.» (http://referatwork.ru/refs/
« Русско-византийская война 907 года — легендарный победоносный поход древнерусского князя Олега на Константинополь. Поход подробно описан в «Повести временных лет» (нач. XII века) и завершился подписанием мирного договора в 907 году. Широко известен в русском обществе по фразе: «Вещий Олег прибил свой щит на вратах Царьграда».
В 907 г., завершив свои внутренние дела, Олег (великий князь, да, тот самый вещий Олег) собрался походом на греков. То ли с деньгами стало плоховато, то ли порезвиться захотелось, но собрал он, по словам летописи, громадную дружину. Там были отряды из всех подвластных Олегу племен.
«В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки "Великая Скифь". И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000.
Согласно летописи, часть войска двигалось по берегу на конях, другая по морю на 2 тысячах кораблях, каждый из которых вмещал по 40 человек. Однако текст Новгородской летописи младшего извода[3], который по предположению историка Шахматова содержит в изначальном виде часть самой ранней несохранившейся летописи (Начальный свод), не говорит о 2 тысячах кораблей, но о 100 или 200 кораблей («И заповЂда Олегъ дань даяти на 100, 200 корабль...»). Историки избегают трактовки неясной фразы начального летописца XI века, но из неё легко выводится цифра в 2000 кораблей более поздним автором «Повести временных лет» (ПВЛ). В остальном автор ПВЛ следует рассказу Начального свода с более точным указанием дат. Круглая цифра в 200 кораблей могла быть взята из рассказа о более раннем набеге руси на Царьград в 860 году.
Когда русские корабли появились перед Константинополем, греки заперли ворота города и замкнули цепью вход в гавань. Олег с дружиной беспрепятственно вышел на берег и выволок корабли. Подул попутный ветер - и корабли понеслись к городу по суше, как по морю. А где же был греческий флот, спросите вы? По данным византийских историков, флот в это время отсутствовал, выполняя, как говорится, важное боевое задание. Случайно так получилось, или у русских здорово сработала разведка, неизвестно. Но флота - не было. Вооруженные дружинники рассеялись по окрестностям Константинополя и начали их грабить. Разрушались и разграблялись дворцы и церкви, множество домов было сожжено.
Из ПВЛ: «И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.»
Порезвились наши предки! Надо, впрочем, отметить, что поход был предпринят в отместку за убийство русских торговцев в Константинополе. За что их убили - неизвестно: то ли за то, что они были язычниками; то ли за то, что они вели себя непотребным образом. Да это и не важно было Олегу. Опустошив окрестности города, Олег, по преданию, поставил корабли на колеса и при попутном ветре флот под парусами по суше двинулся к стенам Константинополя.
Олег приготовился к осаде города. «Греки же, увидав это, испугались и сказали через послов Олегу: "Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь" ». (ПВЛ). Олег согласился вести переговоры и послал на них к императору своих старших офицеров. Сам же оставался при войске. Осторожен был Олег и мудр. Во время переговоров император прислал Олегу еду и напитки, все отравленное, но князь не притронулся к присланным яствам. Греки были испуганы и поражены его проницательностью. Вот за такие-то штучки и называли Олега вещим. Тогда греки согласились на условия Олега: заплатить по 12 гривен каждому воину, осуществить отдельные выплаты в пользу князей Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча и других городов. По ПВЛ дань указана также в 12 гривен «на уключину», что оставляет без вознаграждения конных участников похода.
Помимо разовых выплат, на Византию была наложена постоянная дань и заключён договор (договор 907 года), регулирующий пребывание и торговлю русских купцов в Византии. После взаимных клятв Олег повесил в знак победы щит на воротах Царьграда, затем приказал грекам сшить паруса: для руси из паволок (златотканый шёлк), славянам из коприны (простой шёлк). Согласно летописи, по возвращении в Киев с богатой добычей народ прозвал Олега Вещим.
Рассказ о походе 907 года основан только на местных устных преданиях, некоторые мотивы из которых находят отражение в скандинавских сагах.
Хотя сами легенды могут и не соответствовать исторической реальности, но они свидетельствуют о том, что поход был, хотя развивался видимо по-другому, чем его описывает летопись.
Согласно ПВЛ после победы Олега приходящие в город русские фактически находились на содержании византийских властей и не платили пошлин. Договор пересказан на словах, формально-процессуальное содержание опущено.
В 911 г. Олег послал посольство в Константинополь для заключения договора о взаимоотношениях и торговле. В сентябре 911 года (по ПВЛ в 912 году из-за начала нового года с 1 марта) был заключен новый договор, список с которого полностью приводится в летописи. Содержание договора 907 года никак не пересекается с договором 911 года, за исключением имён послов, но почти буквально воспроизводит фрагмент из русско-византийского договора 944 года. Таблица ниже передаёт текст договора 907 года в соответствии с фрагментами из более поздних русско-византийских договоров.
Договор 907 года
Договоры 911, 944
Участники: Карл, Фарлаф, Вермуд, Рулав и Стемид («посла к ним в град карла фарлоф. вельмуда. и стемид»)
Договор 911 года
Участники: Карл, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Стемид и ещё 10 имён.
«Мы от рода русскаго. карлы. инегелдъ фарлофъ. веремудъ. рулавъ. гоуды | роуалдъ. карнъ. фрелавъ. руалъ. актеву. труанъ. ли|доул фостъ. стемид. иже послани от олга великого князя роуска и от всех иж соут под роукою ег светлых и великих князь. и ег великих бояръ.»
Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню - сколько захотят [...] и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов... нет соответствия в договорах
Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно [...] Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей.
Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное, - сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек...