Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 22:21, реферат
Рассказ «Макар Чудра» был опубликован в тифлисской газете «Кавказ» от 12 сентября 1892 года. Впервые автор подписался псевдонимом Максим Горький. Этим рассказом начинается романтический период в творчестве писателя. К романтическим произведениям М. Горького можно отнести также: рассказ «Старуха Изергиль», «Песню о Соколе» и «Песню о Буревестнике», поэму «Девушка и смерть» и другие произведения писателя. Название рассказа связано с именем главного героя. Макар Чудра — старый цыган, вдумчивый философ, знающий суть жизни, табор которого странствует по югу России.
История создания
Рассказ «Макар Чудра» был опубликован
в тифлисской газете «Кавказ» от 12 сентября
1892 года. Впервые автор подписался псевдонимом
Максим Горький. Этим рассказом начинается
романтический период в творчестве писателя.
К романтическим произведениям М. Горького
можно отнести также: рассказ «Старуха
Изергиль», «Песню о Соколе» и «Песню о
Буревестнике», поэму «Девушка и смерть»
и другие произведения писателя.
Название рассказа связано с именем главного
героя. Макар Чудра — старый цыган, вдумчивый
философ, знающий суть жизни, табор которого
странствует по югу России.
Род, жанр, творческий метод
Цикл романтических произведений М. Горького
сразу привлек к себе внимание критиков
и читателей прекрасным литературным
языком, актуальностью темы, интересной
композицией (включение в повествование
легенд и сказок). Для романтических произведений
характерно противопоставление героя
и действительности. Так построен и рассказ
«Макар Чудра», жанровой особенностью
которого является «рассказ в рассказе».
Макар Чудра выступает не только в роли
главного героя, но и в роли рассказчика.
Такой художественный прием придает повествованию
большую поэтичность и своеобразие, помогает
в большей степени раскрыть представления
о ценностях жизни, идеалы автора и рассказчика.
Действие рассказа разворачивается на
фоне бурлящего моря, степного ветра, тревожной
ночи. Это атмосфера свободы. Рассказчик
отводит себе роль мудрого созерцателя
жизни. Макар Чудра — скептик, разочаровавшийся
в людях. Много пожив и повидав, он ценит
лишь свободу. Это единственный критерий,
которым Макар мерит человеческую личность.
Тема
Тема романтических произведений писателя
— стремление к свободе. О воле и свободе
рассказывает и «Макар Чудра». В основу
произведения положена поэтическая история
любви Лойко и Радды, рассказанная Макаром
Чудрой. Герои красивой легенды не могут
сделать выбор между гордостью, вольнолюбием
и любовью. Страсть к свободе определяет
их помыслы и поступки. В результате оба
погибают.
Идея
В небольшом по объему рассказе заложены
идеи свободы, красоты и радости жизни.
Рассуждения Макара Чудры о жизни свидетельствуют
о философском складе ума старого цыгана:
«Разве ты сам — не жизнь? Другие люди
живут без тебя и проживут без тебя. Разве
ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не
хлеб, не палка, и не нужно тебя никому...».
Макар Чудра говорит о стремлении к внутренней
свободе, свободе без ограничений, так
как только свободный человек может быть
счастлив. Поэтому старый мудрый цыган
советует собеседнику идти своим путем,
чтобы не «загинуть даром». Единственная
ценность на земле — свобода, ради нее
стоит жить и умереть, — так считают герои
этого рассказа. Именно этим продиктованы
поступки Лойко и Радды. В рассказе Горький
выступил с гимном прекрасному и сильному
человеку. Стремление к подвигу, поклонение
силе, прославление свободы нашло отражение
в рассказе «Макар Чудра».
Характер конфликта
Для старого цыгана самое главное в жизни
— личная свобода, которую он никогда
ни на что не променял бы. Его стремление
к свободе воплощают и герои легенды, которую
рассказывает Макар Чудра. Молодые и красивые
Лойко Зобар и Радда любят друг друга.
Но у обоих стремление к личной свободе
так сильно, что даже на свою любовь они
смотрят как на цепь, сковывающую их независимость.
Каждый из них, признаваясь в любви, ставит
свои условия, стараясь главенствовать.
Это приводит к напряженному конфликту,
заканчивающемуся смертью героев. ,
Основные герои
В рассказе одним из основных героев является
старый цыган Макар Чудра. Мудрость цыгана
раскрывается через переданную им легенду
о влюбленных Лойко и Радде. Он считает,
что гордость и любовь несовместимы. Любовь
заставляет смириться и покориться любимому
человеку. Макар рассуждает о человеке
и свободе: «Ведома ему воля? Ширь степная
понятии? Говор морской волны веселит
ему сердце? Он раб — как только родился,
и все тут!» По его мнению, человек, рожденный
рабом, не способен совершить подвиг. Макар
восхищается Лойко и Радцой. Он полагает,
что именно так должен воспринимать жизнь
настоящий человек, достойный подражания,
и что только в такой жизненной позиции
можно сохранить собственную свободу.
Как настоящий философ, он понимает: невозможно
человека научить чему-нибудь, если он
сам не захочет учиться, поскольку «всякий
сам учится». Вопросом на вопрос отвечает
он своему собеседнику: «А ты можешь научиться
сделать людей счастливыми? Нет, не можешь».
Рядом с Макаром присутствует образ слушателя,
от лица которого ведется повествование.
Этот герой занимает в рассказе не так
уж много места, но для понимания авторской
позиции, замысла и творческого метода
значимость его велика. Он мечтатель, романтик,
чувствующий красоту окружающего мира.
Его видение мира вносит в рассказ романтическое
начало, радость, дерзновенность, обилие
красок: «С моря дул влажный, холодный
ветер, разнося по степи задумчивую мелодию
плеска набегавшей на берег волны и шелеста
прибрежных кустов; ...окружающая нас мгла
осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь,
открывала на миг слева — безграничную
степь, справа — бесконечное море...».
Безусловно, романтическое начало заключено
в героях красивой легенды — молодых цыганах,
с молоком матери впитавших дух вольной
жизни. Для Лойко высшей ценностью является
свобода, откровенность и доброта: « Он
любил только коней и ничего больше, и
то недолго — поездит, да и продаст, а деньги,
кто хочет, тот и возьми. У него не было
заветного — нужно тебе его сердце, он
сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал,
только бы тебе от того хорошо было». Радда
настолько горда, что ее не может сломить
любовь к Лойко: «Никогда я никого не любила,
Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю!
Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя».
Неразрешимое противоречие между Раддой
и Лойко — любовью и гордостью, по мнению
Макара Чудры, может разрешиться только
смертью. И герои отказываются от любви,
счастья и предпочитают погибнуть во имя
воли и абсолютной свободы.
Сюжет и композиция
Путник встречает на берегу моря старого
цыгана Макара Чудру. В разговоре о свободе,
смысле жизни Макар Чудра рассказывает
красивую легенду о любви молодой цыганской
пары. Лойко Зобар и Радда любят друг друга.
Но у обоих стремление к личной свободе
превыше всего на свете. Это приводит к
напряженному конфликту, заканчивающемуся
смертью героев. Лойко уступает Радде,
при всех встает перед ней на колени, что
у цыган считается страшным унижением,
и в тот же миг убивает ее. И сам погибает
от рук ее отца.
Особенностью композиции этого рассказа
является его построение по принципу «рассказ
в рассказе»: автор в уста главного героя
вкладывает романтическую легенду. Она
помогает глубже понять его внутренний
мир и систему ценностей. Для Макара Лойко
и Радда — идеалы свободолюбия. Он уверен,
что два прекрасных чувства, гордость
и любовь, доведенные до своего высшего
выражения, не могут примириться.
Другой особенностью композиции этого
рассказа является наличие образа повествователя.
Он почти незаметен, но в нем легко угадывается
сам автор.
Художественное своеобразие
В романтических произведениях Горький
обращается к романтической поэтике. В
первую очередь это касается жанра. Легенды
и сказки становятся излюбленным жанром
писателя в этот период творчества.
Многообразна палитра изобразительных
средств, которые использовал писатель
в рассказе. «Макар Чудра» полон образных
сравнений, точно передающих чувства и
настроение героев: «... улыбка — это целое
солнце», «Лойко стоит в огне костра, как
в крови», «... сказала, точно снегом в нас
кинула», «Он был похож на старый дуб, обожженный
молнией...», «... зашатался, как сломанное
дерево» и т.д. Особенностью рассказа является
необычная форма диалога Макара Чудры
и повествователя. В нем слышится только
один голос — голос главного героя, и только
из реплик этого одного говорящего мы
догадываемся о реакции и ответных репликах
его собеседника: «Учиться и учить, говоришь
ты?» Такая своеобразная форма фраз служит
автору для того, чтобы сделать свое присутствие
в рассказе менее заметным.
Горький большое внимание уделяет речи
своих героев. Так, например, Макар Чудра
по цыганской традиции перебивает свой
рассказ обращением к собеседнику, называя
его соколом: « — Эге! Было, сокол...», «
— Вон он какой был, сокол!..», « — Вот она
какова была Радда, сокол!..», «Так-то, сокол!..»
В обращении «сокол» мы видим образ, близкий
цыганскому духу, образ свободной и смелой
птицы. Чудра свободно видоизменяет некоторые
географические названия тех мест, по
которым кочевали цыгане: «Галичина» —
вместо Галиция, «Славония» -— вместо
Словакия. В его рассказе часто повторяется
слово «степь», так как степь была основным
местом жизни цыган: «Плачет девушка, провожая
добра молодца! Добрый молодец кличет
девушку в степь...», «Ночь светлая, месяц
серебром всю степь залила...», «На всю
степь гаркнул Лойко...».
Автор широко пользуется приемом пейзажных
зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным
обрамлением всей сюжетной линии рассказа.
Море тесно связано с душевным состоянием
героев: сначала оно спокойно, только «влажный,
холодный ветер» разносит «по степи задумчивую
мелодию плеска набегавшей на берег волны
и шелеста прибрежных кустов». Но вот начал
накрапывать дождь, ветер становился сильнее,
а море рокочет глухо и сердито и распевает
мрачный и торжественный гимн гордой паре
красавцев цыган. Вообще в природе Горький
любит все сильное, порывистое, беспредельное:
беспредельную ширь моря и степи; бездонное
синее небо, то игривые, то сердитые волны,
вихрь, грозу с ее раскатистым грохотом,
с ее сверкающим блеском.
Характерной чертой этого рассказа является
его музыкальность. Музыка сопровождает
все повествование о судьбе влюбленных.
«О ней, этой Радде, словами и не скажешь
ничего. Может быть, ее красоту можно бы
на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту
скрипку, как свою душу, знает».
Информация о работе Описание произведения М. Горького «Макар Чудра»