Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 10:41, сочинение
Комедия Грибоедова «Горе от ума» - выдающееся произведение русской литературы. Основная проблема произведения - проблема двух мировоззрений: «века минувшего», защищающего старые устои, и «века нынешнего», выступающего за решительные перемены. Различие в мировоззрении старого московского барства и передового дворянства в 10-20-е годы 19 столетия составляет основной конфликт комедии.
Комедия Грибоедова
«Горе от ума» - выдающееся произведение
русской литературы. Основная проблема
произведения - проблема двух мировоззрений:
«века минувшего», защищающего старые
устои, и «века нынешнего», выступающего
за решительные перемены. Различие в мировоззрении
старого московского барства и передового
дворянства в 10-20-е годы 19 столетия составляет
основной конфликт комедии.
В комедии высмеяны пороки общества:
крепостничество, солдафонство, карьеризм,
подхалимство, бюрократизм, низкий уровень
образованности, преклонение перед всем
иностранным, угодничество, низкопоклонство,
то что в обществе ценится не личные качества
человека, а «душ тысячки две родовых»,
чин, деньги.
Век минувший представляет собой московское
дворянской общество, состоящее из Фамусовых,
хлёстовых, тугоуховских, скалозубов.
В обществе люди живут по принципу:
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь
потому что
В чинах мы небольших.
Фамусов – представитель века минувшего,
типичный московский барин со всеми характерными
для того времени взглядами, манерами
и образом мыслей. Единственное, перед
чем он преклоняется – это чины и богатство.
«Как все московские, ваш батюшка таков:
Желал бы зятя он с звездами, да с чинами»,
- характеризует своего барина служанка
Лиза. Фамусов живет по старинке, своим
идеалом считает своего дядю, Максима
Петровича, который «в чины выводит» и
«пенсии дает». Он «не то на серебре, на
золоте; На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом».
Однако при всем своем надменном нраве
«Он сгибался в перегиб» перед вышестоящими,
когда надо было подслужиться.
Фамусов наиболее полно вобрал в себя
свойственные этому времени законы и устои.
Главными нормами, принятыми в жизни, он
считает карьеризм, чинопочитание, угождение
старшим. Фамусов боится мнений знатных
вельмож, хотя сам охотно распространяет
их. Его волнует «что станет говорить Княгиня
Марья Алексевна».
Фамусов - чиновник, но к своей службе
относится только как к источнику Ситнов
и доходов, средству достижения благосостояния.
Его не интересует ни смысл, ни результаты
труда. Когда Молчалин докладывает, что
в бумагах есть неточности:
А у меня что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано - так с плеч долой
Семейственность – еще один из идеалов,
столь дорогих сердцу Фамусова. Кузьма
Петрович, «почтенный камергер», с «ключом,
и сыну ключ умел доставить», «богат и
на богатой был женат» и поэтому застуживает
глубокое уважение со стороны Фамусова.
Фамусов не очень образован, и ему хорошо
«спится от русских книг», в отличие от
Софьи, которой нет «сна от французский
книг». Но вместе с тем у Фамусова сложилось
довольно резвое отношение ко всему иностранному.
Ценящий патриархальный уклад жизни, он
клеймит Кузнецкий мост и «вечных французов»,
называя их «губителями карманов и сердец».
Бедность считается большим пороком
в фамусовском обществе. Так Фамусов прямо
заявляет Софье, своей дочери: «Кто беден,
тот тебе не пара», или: «У нас исстари
ведется, Что по отцу и сыну честь, Будь
плохонький, да если наберется Душ тысячки
две родовых, Тот и жених». При этом заботливый
отец проявляет поистине житейскую мудрость,
заботясь о будущем своей дочери.
Еще большим пороком в обществе является
ученость и образованность: «Ученье –
вот чума, ученость – вот причина, Что
нынче пуще, чем когда безумных развелось
людей и дел, и мнений».
Мир интересов фамусовского общества
довольно узок. Он ограничивается балами,
ужинами, танцами, именинами.
Яркий представитель «века нынешнего»
- Александр Андреевич Чацкий, который
воплощает в себе черты передовой дворянской
молодежи того времени. Он – носитель
новых взглядов. Что и доказывает своим
поведением, образом жизни, но в особенности
своими страстными речами, обличающими
устои «века минувшего», к которому он
относится явно пренебрежительно:
И точно начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
Как тот и славился,
Чья чаще гнулась шея…
Чацкий считает тот век «веком покорности
и страха». Он убежден, что те нравы ушли
в прошлое и нынче охотников поподличать
«смех страшит и держит стыд в узде».
Традиции минувших дней слишком сильны.
Сам Чацкий оказывается их жертвой. Он
со своей прямотой, острословием, дерзостью
становится возмутителем общественных
правил и норм. И общество мстит ему. При
первой же встречи с ним Фамусов называет
его «карбонарием». Однако в беседе со
Скалозубом отзывается о нем неплохо,
говорит, что он «малый с головой», «славно
пишет переводит» при этом сожалеет, что
Чацкий не служит. Но у Чацкого на этот
счет свое мнение: он хочет служить делу,
а не лицам. Сначала может показаться,
что конфликт между Чацким и Фамусовым
– это конфликт разных поколений, «конфликт
отцов и детей», но это не так. Ведь Софья
и Молчалин почти сверстники Чацкого,
но они в полной мере принадлежат «веку
минувшему». Софья не глупа. Доказательством
тому может служить и любовь Чацкого к
ней. Но она впитала философию отца и его
общества. Ее избранник – Молчалин. Он
тоже молод, но тоже дитя той старой среды.
Он полностью поддерживает мораль и нравы
старой барской Москвы. И Софья, и Фамусов
отзываются о Молчалине хорошо. Последний
держит его на службе, «потому что деловой»,
а Софья резко отвергает нападки Чацкого
на ее возлюбленного. Она говорит:
Конечно, нет в нем этого ума
Что гений для иных, а для иных чума…
Но для нее ум не главное. Главное же,
что Молчалин тих, скромен, услужлив, обезоруживает
батюшку молчанием, никого не обидит. В
общем, он идеальный муж. Можно сказать,
качество чудесное, но они лживы. Это лишь
маска, за которой скрывается его сущность.
Ведь его девиз – «умеренность и аккуратность»,
и он готов «угождать все людям без изъятья»,
как учил его батюшка, он настойчиво идет
к своей целее – теплому и денежному местечку.
Он и влюбленного играет лишь потому, что
это угодно самой Софье, дочери его хозяина:
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека
А Софья видит в нем идеал мужа и смело
движется к своей цели, не боясь того, «что
станет говорить Княгиня Марья Алексеевна».
Чацкий, попадая в эту среду после долгого
отсутствия вначале настроен очень доброжелательно.
Он стремится сюда, ведь «дым Отечества»
ему «сладок и приятен», но Чацкий встречает
стену непонимания, отторжения. Его трагедия
заключается в том, что он один противостоит
фамусовскому обществу. Но в комедии упоминается
двоюродный брат Скалозуба, который тоже
«чудит» - «службу вдруг оставил», «заперся
в деревне и книги стал читать», а ведь
ему «следовал чин». Есть и племянник княгини
Тугоуховской «химик и ботаник» Князь
Федор, но есть и Репетилов, который гордится
своей причастность к некому тайному обществу,
вся деятельность которого сводится к
«шумим, братец, шумим». Но Чацкий не может
стать членом такого секретнейшего союза.
Чацкий является не только носителем
новых взглядов и идей, но и выступает
за новые нормы жизни.
Помимо общественной трагедии, Чацкий
переживает трагедию личную. Его отвергает
любимая Софья, к которой он «летел, дрожал».
Более того, с ее легкой руки его объявляют
сумасшедшим.
Чацкий, не приемлющий идеи и нравы «века
минувшего», становится возмутителем
спокойствия в фамусовском обществе. И
оно его отвергает. Чацкий – насмешник,
острослов, возмутитель спокойствия и
даже оскорбитель. Так Софья говорит ему:
Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали?
Ошибкою? Добро о ком-нибудь сказали?
Чацкий не находит дружеского сочувствия,
он не принят, он отвергнут, он изгнан,
но и сам герой не мог бы существовать
в таких условиях.
«Век нынешний» и «век минувший» сталкиваются
в комедии. Время минувшее еще слишком
прочно и порождает себе подобных. Но время
перемен в лице Чацкого уже настает, хотя
еще слишком слабо. «Век нынешний» сменяет
«век минувший», ибо это непреложный закон
жизни. Появление Чацких-карбонариев на
рубеже исторических эпох естественно
и закономерно.
Информация о работе Основной конфликт в комедии "Горе от ума"