Основные мотивы лирики А.С. Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 17:51, биография

Краткое описание

Обличение самодержавия и крепостничества в оде «Вольность» и стихотворении «Деревня» отражало понимание Пушкиным свободы как личной независимости, свободы взглядов, свободы крестьян от крепостничества. Настроения лучшей части дворянской молодежи, охваченной революционным романтизмом, выразил поэт в дружеском послании П.Я. Чаадаеву — участнику войны 1812 г., члену «Союза благоденствия» — организации будущих декабристов, философу.

Вложенные файлы: 1 файл

Основные мотивы лирики А.docx

— 36.60 Кб (Скачать файл)

Основные мотивы лирики А. С. Пушкина

 

Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина зарождаются еще в  лицейские годы. В раннем стихотворении  «К Лицинию» поэт предостерегает современников: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен».

Обличение самодержавия и  крепостничества в оде «Вольность»  и стихотворении «Деревня» отражало понимание Пушкиным свободы как  личной независимости, свободы взглядов, свободы крестьян от крепостничества. Настроения лучшей части дворянской молодежи, охваченной революционным романтизмом, выразил поэт в дружеском послании П.Я. Чаадаеву — участнику войны 1812 г., члену «Союза благоденствия» — организации будущих декабристов, философу. В стихотворении «К Чаадаеву» сливаются интимные и гражданские мотивы. Стихотворение пронизано высоким гражданским пафосом и оптимизмом: Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного  счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

После поражения декабристов  Пушкин не отрекается от своих взглядов. В стихотворении «Арион» в аллегорической форме, используя античную легенду о знаменитом певце, поэт воссоздает события на Сенатской площади. Пушкин не скрывает своей связи с декабристами: «Нас было много на челне… Пловцам я пел», но буря разметала всех по морю. Не многие устояли, не многие выплыли. Но певец волею судеб остался жив и верен своим принципам: «Я гимны прежние пою».

Послание Пушкина «В Сибирь»  было передано ссыльным декабристам с Марией Волконской, которая добровольно ехала к мужу на каторгу. Это стихотворение стало психологической поддержкой декабристам:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье.

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Поэт стремился вселить  в декабристов уверенность в  ненапрасности их дела, веру в грядущую победу и торжество свободы, когда «оковы тяжкие падут, темницы рухнут…». Это стихотворение было актом гражданского мужества Пушкина, не отрекшегося от опальных друзей.

Одно из самых ярких  политических стихотворений Пушкина  — «Анчар». Оно, как и «Арион», построено на аллегории. Поэт использует полулегендарные сведения о растущем в пустыне ядовитом дереве как аллегорию самодержавной политики. Среди «чахлой и сухой» пустыни, «как грозный часовой», стоит анчар, источающий яд. Ни зверь, ни птица не приближаются к «древу смерти». Но в условиях деспотизма, когда нарушены законы естественного равенства людей,

… человека человек

Послал к анчару властным взглядом.

Для владыки жизнь раба не имеет цены. Выполнив приказ, раб  доставляет владыке яд и сам умирает. Судьба его трагична. Деспотизм несет  гибель не только людям своей страны, но и «соседям в чуждые пределы». Он порождает войны, уничтожение других людей.

Стремление к свободе, воле, независимости характеризует  героев романтических поэм Пушкина  «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Цыганы». Герои этих поэм чувствуют  свой разрыв с окружающей действительностью, ищут независимость, но представляют ее только вне общества, вне цивилизации. Такая свобода оказывается иллюзорной.

С вольнолюбивой лирикой  тесно связана тема поэта и  поэзии. Пушкин провозглашает задачу поэта и его творчества в стихотворении-декларации «Пророк». Томимый духовной жаждой, поэт должен стать проповедником  истины и добра. В поэзии необходимо дать место всему многообразному миру, а не только прекрасному в нем, как утверждали некоторые поэты — современники Пушкина. Поэт-пророк обязан видеть и низкое, и возвышенное:

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

Он не может быть бестрепетным наблюдателем. Поэзия только тогда воздействует на других, когда прошла через сердце поэта, которое «угль, пылающий огнем». Пушкин призывает поэта выполнить свою миссию:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей.

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Призывая поэта на гражданское  служение, Пушкин понимал вместе с тем поэзию как божественный дар («Поэт», «Поэту»), которому в современном ему обществе уготована часто трагическая судьба, одиночество и непонимание читателями («Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа»). Поэтическим завещанием Пушкина явилось стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» К теме поэтического памятника обращались многие поэты еще со времен римского поэта Горация, начало оды которого Пушкин поставил эпиграфом к своему «Памятнику». В русской поэзии известны стихи М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул. Превыше пирамид и крепче меди…» и Г.Р. Державина «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид…». В «Памятнике» Пушкина впервые прозвучала мысль о мировом значении его как истинно русского национального поэта, к которому «не зарастет народная тропа». Пушкин ценит поэтическую славу выше царской. Он выполнил истинное назначение поэта тем, что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Пушкин уверен, что великая  поэзия не знает границ, она близка всем людям «в подлунном мире».

В «Памятнике» Пушкин выдвинул идеи народности, гражданственности, гуманизма поэзии как ее определяющих качеств.

Большое место в творчестве Пушкина занимает тема любви и  дружбы. Пушкин преклонялся перед  красотой женщины, воспевал ее. Многие стихи посвящены конкретным адресатам, например «К Осиповой», «К Раевской». В некоторых имя зашифровано, как в стихах «К К***», где отражены сложные переживания отношений с А.П. Керн.

Для Пушкина героиня —  олицетворение женственности, грации, «гений чистой красоты». Можно сказать, что это не конкретная женщина в ее реальном телесном облике, а образ любви вообще — «божество и вдохновенье».

В небольшом стихотворении  дважды происходит смена интонаций: восторженность от «чудного мгновенья» первой встречи сменяется горечью вынужденного одиночества, когда

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без  любви.

Затем опять встреча с  любимой пробуждает душу поэта, вселяет в нее вдохновенье. Любовь преображает человека. Стихотворение звучит как гимн любви, гимн жизни.

Любовная лирика Пушкина  очаровывает чистотой, возвышенностью переживаемых чувств, их глубиной. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Не пой, красавица, при мне…» наполнены печалью от разлуки с любимой. Даже прекрасная природа Кавказа не может развеять грусть сердца, которое горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Стихи «Что в имени тебе моем?», «Для берегов отчизны дальной», «В последний раз твой образ милый» согреты безмерной нежностью, благородством. Поэт воспевает также неразделенную любовь. В стихотворении «Я вас любил…» герой «то робостью, то ревностью томим», испытывает муки безответной любви. Несмотря на неразделенность чувства, поэт желает женщине счастья, поднимаясь над эгоизмом отвергнутого. Подлинно благородны идущие от сердца слова:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой  быть другим.

Для Пушкина любовь — это  всегда светлое чувство, вселяющее оптимизм, веру в жизнь даже в безответности. Любовь — это благо, Богом дар (человеку, возвышающее и облагораживающее его).

В стихотворении "Деревня" (1819) Пушкин выступает против крепостно-го права. Чтобы подчеркнуть всю несправедливость крепостного права, Пушкин в построении стихотворения прибегает к приему противопоставле-ния. В первой части стихотворения дана светлая, мирная картина деревни. Далее следует резкий переход ко второй части стихотворения, где поэт с возмущением указывает на бесправное положение крепостного крестьянства. 
Различное содержание двух частей стихотворения определило и разли-чие образных средств языка поэта. Интонация речи в первой части сти-хотворения спокойная, ровная, дружественная. Поэт тщательно подбирает эпитеты, передавая красоту сельской природы. Во второй части интонация другая. Речь становится взволнованной. Поэт подбирает меткие эпитеты, дает выразительную речевую характеристику: "барство дикое", "на пагубу людей избранное Судьбой", "неумолимого владельца". 
Чтобы лучше понять идейно - образное содержание романтического мето-да, давайте обратимся к одному из известнейших стихотворений Пушкина той поры - к "Узнику". Это своеобразная формула романтического миро-восприятия. 
Стихотворение открывается обручи "темницы" и томящегося в ней "уз-ника". Вам никогда не приходило в голову задать вопрос: за какое прес-тупление герой "сидит"? На какой срок осужден? Как происходил суд? Где расположена тюрьма? Разумеется, не приходило. И это абсолютно Нормаль-но и правильно. Потому что по законам романтизма подобные вопросы и не могут возникать. Основное содержание романтизма - выражение страданий души от несоответствия действительности идеалам: мир не таков, каким должен быть. И остро ощущающий это несоответствие романтический герой чувствует себя чужим в этом сером обыденном мире. Он одинок, он загнан в клетку. Отсюда центральные мотивы романтизма - тема свободы, бегства из тюрьмы в некий иной, недостижимый и манящий мир. Люди кажутся без-ликой массой, герой ищет свой мир вне толпы: там, где небо, море - стихия. 
Вскормленный в неволе орел молодой, 
Мой грустный товарищ... 
Отчего именно орел? Почему не щегол, не синица? Образ орла - очень романтический символ. Прежде всего, это птица гордая (не дается в ру-ки, не приручается!), одинокая (орлы никогда не собираются в стаи). В нем - мощь свободного полета, тяга в поднебесье... Обратите внимание: стремление к свободе у орла - врожденное, ведь он вскормлен в неволе. То есть, это стремление - определяющее качество; утратив его, орел пе-рестает быть орлом, перестает быть романтическим символом. Куда зовет орел узника? В очарованную даль, в тот мир, который всегда живет в во-ображении, в душе романтического героя, противостоя миру реальному: 
Туда, где за тучей белеет гора, 
Туда, где синеют морские края, 
Туда, где гуляем лишь ветер... да я!.." 
Романтическое стихотворение "К морю" вчерне написано было перед отъездом поэта из Одессы, а обработано и закончено в начале октября 1824 года. 
Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышле-ниями поэта о своей судьбе изгнанника и о судьбах народов. Море потому близко и дорого Пушкину, что оно представляется живым воплощением мя-тежной и свободной стихии, мощи и красоты. Этими качествами в восприя-тии романтически настроенных современников Пушкина обладали два "влас-тителя дум" тогдашнего молодого поколения - Байрон и Наполеон. 
В строфах, посвященных Наполеону, Пушкин ясно не говорит о своем отношении к нему. Но раньше в стихотворении "Наполеон" (1821) поэт охарактеризовал его как тирана. 
В Байроне привлекают Пушкина такие черты знаменитого английского поэта, как гениальность ("умчался гений"), свободолюбие ("исчез, опла-канный свободой"), неукротимый дух борца ("как ты, могуч, глубок и мрачен, как ты, ничем неукротим"). 
Стихотворение "К морю" было прощанием Пушкина не только с морем, но и с романтической лирикой. 
Среди стихотворений Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт с изумительной поэтической силой и любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец природы, Пушкин воспринимал ее не только зорким глазом художника и тонким слухом музыканта, но и любящим свою родину сердцем горячего патриота. 
С детских лет, когда Пушкин уезжал на лето в Захарово, любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Эта любовь крепла и ширилась и нашла свое художественное выражение в стихотворениях, поэмах, романе "Евгений Онегин". 
Но к реалистичному изображению природы Пушкин подошел не сразу. В период южной ссылки поэта его стихи носят романтический характер. Та-ково, например, стихотворение "К морю" (см. выше). 
В стихотворении "Осень" мы находим не только изображение природы в осеннюю пору; перед нами разнообразные картины жизни: охота помещиков, от которой страдают засеянные поля крестьян, катание на коньках, зим-ние праздники и т.п. 
Из всех времен года Пушкин отдавал предпочтение осени: "Из годовых времен я рад лишь ей одной". 
Осень приятна и дорога Пушкину не только своей "прощальной красой": она - время года, наиболее располагающее поэта к творчеству; "Осень... пора моих литературных трудов", - говорил Пушкин. 

Стихотворение «  К Чаадаеву(1818)» проникнуто идеями борьбы с самодержавием.

…Россия вспрянет ото сна, 
И на обломках самовластья 
Напишут наши имена!

Написанное , в форме дружеского послания, оно отражало взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом П.Я.Чаадаевым и со всеми передовыми людьми того времени. Поэто-му стихотворение широко распространялось. 
Важно отметить, что здесь патриотизм Пушкина неразрывно соединяется в его представлении с революционным служением родине. Любовь к родине неразрывна с борьбой за ее свободу. 
Чувства, высказываемые в стихотворении, находят точное и яркое вы-ражение в ряде словесных образов. Мы встречаем такие выразительные ме-тафоры, как "в нас горят еще желанья", "пока свободою горим, пока сердца для чести живы", "звезда пленительного счастья". 
В своих "Стансах" (1826) поэт, убедившись в безнадежности попыток без поддержки народа произвести революционный переворот и видя полное отсутствие связи между народом и передовыми кругами общества, пытается убедить Николая I, который своими псевдолиберальными посулами сумел внушить поэту, как и многим декабристам, доверие к себе. Заканчиваются "Стансы" смелым призывом к царю быть "незлобным памятью", то есть вер-нуть сосланных на каторгу декабристов. Стихотворение это, хотя и пол-ное ошибочных и политических иллюзий, все же было неверно оценено мно-гими современниками, и даже друзьями Пушкина. 
Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба для него была той силой, которая соединяет лю-дей в крепком союзе на всю жизнь. 
Друзей приобрел Пушкин еще в лицее; многим из них он адресовал свои послания, искренно и задушевно откликался стихами на лицейские годов-щины. 
Окончив лицей, выпускники решили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея. В большом послании "19 октября 1925 года" Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзь-ям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников. В те годы Пушкин был в ссылке и не мог быть с товарищами. 
Пушкин так пишет о посещении его в Михайловском Пущиным 
...Поэта дом опальный, 
О Пущин мой, ты первый посетил; 
Ты усладил изгнанья день печальный, 
Ты в день его лицея превратил. 
Близки ему были и Дельвиг, и Кюхельбекер, "братья родные по музе". Дельвиг тоже посетил Пушкина в Михайловском, и его приезд "пробудил (в поэте) сердечный жар, так долго усыпленный", и внес бодрость в душу изгнанника. 
Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как "лицейская республика", сплотившая лицеистов в "свя-тое братство". 
Стихотворение "И.И.Пущину" (1826) обращено к ближайшему другу Пуш-кина с лицейских лет, декабристу Ивану Ивановичу Пущину, приговоренно-му к пожизненной каторге. Оно написано 13 декабря, накануне первого восстания на Сенатской площади. 
Первая строфа стихотворения совпадает с первой строфой послания к Пущину, обещанного поэтом другу и начатого после посещения им Михай-ловского. Послание осталось незаконченным. 
К любовной лирике Пушкина относится стихотворение К*** ("Я помню чудное мгновенье...") (1825). Летом 1825 г. в Тригорском гостила Анна Петровна Керн (племянница соседки Пушкина П.А.Осиповой). В первой строфе поэт вспоминает первую встречу с ней, в 1819 г., в Петербурге, в доме Олениных. Керн писала о том, как Пушкин передал ей эти стихи в день ее отъезда из Тригорского. "Он пришел утром и на прощанье принес мне экземпляр 2-й главы "Онегина", в неразрезанных листках, между ко-торых я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами: "Я помню чудное мгновенье" и проч. и проч. Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорож-но выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове - не знаю". 
Стихотворение "Мадонна" обращено к невесте, Н.Н.Гончаровой. Та же картина ("Мадонна" итальянского мастера, приписывавшаяся Рафаэлю и продававшаяся в Петербурге) упоминается в письме Пушкина от 30 июля 1830 г. к невесте: "Часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40000 рублей". 
В стихотворении "Пророк" Пушкин в образе пророка подразумевал поэ-та. Картина, изображенная Пушкиным, в нескольких мелких деталях восхо-дит к VI главе Книги Исаии в библии (шестикрылый Серафим с горящим уг-лем в руке). 
Стихотворение первоначально представляло собой часть цикла из четы-рех стихотворений, под заглавием "Пророк", противоправительственного, патриотического содержания, посвященных событиям 14 декабря. М.П.Погодин объяснял  
П.А.Вяземскому в письме от 29 марта 1837 г. что "Пророк" Пушкин он написал ехавши в Москву в 1826 г. Должны быть четыре стихотворения, первое только напечатано ("Духовной жаждою томим")" 
За год до своей смерти, как бы подводя итог своей поэтической дея-тельности, Пушкин написал стихотворение "Я памятник воздвиг себе неру-котворный...". 
Уже в первой строфе Пушкин подчеркивает народность своего творчест-ва. А также становится видно ,что у Пушкина , под конец жизни сильно развивается самолюбие, судя по всему из-за излишне восторженного мнения окружающих.  
Далее Пушкин говорит о своем историческом бессмертии и пророчески предсказывает будущую широкую известность своей поэзии среди всех на-родов России. 
В IV строфе содержится основная мысль всего стихотворения - оценка Пушкиным идейного смысла своего творчества. Пушкин утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил, во-первых, высокой че-ловечностью своего творчества ("чувства добрые я лирой пробуждал"); во-вторых, своей борьбой за свободу ("в мой жестокий век восславил я Свободу"); в-третьих, защитой декабристов ("и милость к падшим призы-вал").

 

 

Гоголь утверждал, что лирика Пушкина «явление чрезвычайное». Определяя многогранность творчества поэта, он с восхищением писал: «Что ж было предметом его поэзии? Все стало ее предметом, и ничто в особенности. Немеет мысль перед бесчисленностью его предметов...»

Многогранность  и многомерность пушкинского  творчества можно почувствовать  и осознать, выделив основные темы и мотивы его лирических произведений.

Ведущей темой лирики Пушкина является тема свободы. Поскольку  для поэта «свобода» - понятие  основополагающее, то эта тема видится  своеобразным стержнем, проходящим через  все творчество поэта. Свобода рассматривается  как социальный, политический и нравственный идеал пушкинской поэзии. Данная тема включает в себя ряд мотивов, которые  и раскрывают ее широту.

Мотив политической свободы выражен в стихотворениях «Лицинию» (1818), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819). В этих произведениях высказаны идеи, близкие взглядам декабристов: служение общественным идеалам, осуждение тирании, угнетения.

Мотив личной свободы  звучит в стихотворениях «Узник» (1822), «Птичка» (1823). Здесь романтический  призыв бегства из мира-«темницы»  и желание дать освобождение «хоть  одному творенью» усиливается образами птиц, олицетворяющими природное  стремление к воле.

Противоречивость  мотива личной свободы отражена в  произведениях «Свободы сеятель  пустынный...» (1823), «К морю» (1824).

В стихотворении  «Я вас любил: любовь еще, быть может...» (1829) мы встречаемся еще с одним проявлением мотива личной свободы - уважение личности другого человека. Философское осмысление рабства как противопоставления свободе ярко видно в стихотворении-притче «Анчар» (1828).

Свобода творческой личности - важнейший мотив темы проявляется в стихотворениях «Поэту» (1830), (Из Пиндемонти) (1836).

Свобода как всеобъемлющее  понятие, как основа жизни человека - этот мотив звучит в стихотворении  «Пора, мой друг, пора...» (1836). «Покой и воля» - духовный идеал личности, ищущей совершенства.

Следующей темой, которую  можно выделить в поэзии Пушкина - гражданственность и патриотизм. Мотивы этой темы широки и разнообразны.

Мотив любви к  родной природе как выражение  любви к Родине отражен в произведениях  «Редеет облаков летучая гряда...» (1820), «Кавказ» (1829), «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю...» (1829), «Румяный критик мой...» (1830), «Осень» (1833), «...Вновь я посетил...» (1835).

Мотив служения общественным идеалам как проявление гражданской  позиции выражен в стихотворениях «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Во глубине сибирских руд...» (1827), «Арион» (1827).

Информация о работе Основные мотивы лирики А.С. Пушкина