Особенности повествования в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Прозе А. С. Пушкина свойственны широта охвата явлений и разнообразие характеров. Как художник-прозаик Пушкин выступил изданием в конце октября 1831 года "Повестей покойного Ивана Петровича Белкина". Драгоценное благоприобретение Болдинской осени, "Повести Белкина" представляют собой первое завершенное произведение пушкинской прозы. Оригинальность и своеобразие "Повестей Белкина" заключаются в том, что Пушкин выявил в них простое и безыскусственное на первый взгляд отношение к жизни. Реалистический метод Пушкина-прозаика складывался в условиях, требовавших подчеркнутого противопоставления его повестей сентиментальной и романтической традиции, занимавшей господствующее положение в прозе этого периода. Сказалось это и в стремлении Пушкина изобразить жизнь такой, какой он ее находил в действительности, объективно отразить типические ее стороны, воссоздать образы рядовых людей своего времени

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................
ГЛАВА 1. Образ рассказчика в прозе А.С. Пушкина......................................
1.1 Содержание понятия «образ рассказчика» в структуре произведения....
1.2 Образ рассказчика в прозе А. С. Пушкина...............................................
ГЛАВА 2.Особенности повествования в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина..............................................................................................................
2.1 Своеобразие повествования в «Повестях Белкина».................................
2.2 Образы рассказчиков в «Повестях Белкина»............................................
2.3 "Станционный смотритель": особенности повествования......................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИ2.docx

— 71.95 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ        "Повести Ивана Петровича Белкина" до сих пор остаются загадкой. Всегда считаясь "простыми", они тем не менее стали объектом непрекращающихся истолкований и приобрели репутацию загадочных. Одна из загадок "Повестей Белкина" состоит в том, что повествователь ускользает, непосредственно нигде не обнаруживает себя, а лишь изредка приоткрывается. Повести должны были убеждать в правдивости изображения русской жизни документальностью, ссылками на свидетелей и очевидцев, а главное самим повествованием, порученным Белкину. Проблема Белкина разделила исследователей на два лагеря: в одном художественная реальность Белкина отрицается, а в другом – признается. Иван Петрович Белкин, "автор" повестей, – это колебания между призраком и лицом; это литературная игра; это лицо и характер, однако не персонаж "во плоти" и не воплощенный рассказчик со своим словом и голосом.          В своих повестях Пушкин обращается к широко распространенной в то время форме прозаического повествования, заключающего в себе не столько прямое изображение событий, сколько рассказ об этих событиях. Эта форма, связанная с устным повествованием, предполагает определенного рассказчика, независимо от того, совпадает он с автором или нет, назван или не назван он в самом произведении. То, что Пушкин в предисловии к "Повестям Белкина" каждую из них приписывает определенному рассказчику, является своего рода данью избранной им традиционной манере; однако эти рассказчики имеют преимущественно условное значение, оказывая минимальное влияние на построение и характер самих повестей. Только в "Выстреле" и "Станционном смотрителе" повествование ведется непосредственно от первого лица, которое само является свидетелем и участником событий; композиционное же решение этих повестей осложнено тем, что основные персонажи их также выступают в качестве рассказчиков. В "Выстреле" это Сильвио и граф, рассказы которых взаимно дополняют друг друга; в "Станционном смотрителе" – Самсон Вырин, повествование которого о своей горестной судьбе, начатое в форме прямой речи, затем передается основным рассказчиком (в предисловии к "Повестям Белкина" он назван титулярным советником А.Г.Н.).      В остальных трех повестях авторское повествование доминирует: диалог в них (как и в повестях, упомянутых выше) играет незначительную роль и является лишь одним из второстепенных элементов описания действия и состояния героев, там, где это необходимо, сопровождая речь условного рассказчика и подчиняясь ей. Более самостоятелен диалог в "Барышне-крестьянке", но и здесь он не является еще способом непосредственного изображения событий. Однако, даже сохраняя эту традиционную форму повествования, Пушкин в отличие от других писателей, у которых она способствует вмешательству автора в повествование, субъективной его окраске, стремится и здесь к объективности в рассказе о событиях, составляющих сюжет его повестей. Это в свою очередь сказывается и на характере этих сюжетов. Изображение жизни разных слоев общества, социального своеобразия среды, определяющей и своеобразие характеров, явилось тем новым, что внес Пушкин в русскую литературу.      Характеристика рассказчиков "Повестей Белкина" значима для организации цикла Пушкина. Семантику романтических контрастов заменяет смысловая многоплановость и глубина. Благодаря развитию и трансформации образов авторов, рассказчиков повестей, всей повествовательной структуры цикла в творчестве Пушкина рождается новая, высокая по своим эстетическим достоинствам реалистическая художественная форма. 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1)  Афанасьев Э.С. "Повести Белкина" А. С. Пушкина: ироническая проза // Русская литература. – 2000. – № 2, с.331.

2)  Виноградов В.В. Стиль Пушкина. - М., 1999, с.213.

3)  Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - М., 1989, с.52.

4)  Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. – М., 1999, с.125.

5)  Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1991,с. 299.

6)  Винокур Г.О. О языке художественной литературы. – М., 1991, с.342.

7)  Влащенко В.И. Загадка "Метели" // Русская словесность. – 2001. – № 1, с. 243.

8)  Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. – М., 1985, с.96.

9)  Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. – М.-Л., 1999, с. 186.

10)  Григорьев А. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина // Соч.: В 2 т. Т. 2. – М., 1990, с. 211.

11)  Горшков А.И. А.С.Пушкин в истории русского языка. – М., 2003, с. 56.

12)  Гукасова А.Г. Болдинский период в творчестве Пушкина. – М., 1997, с. 125.

13)  Есипов В.В. Что мы знаем об Иване Петровиче Белкине? // Вопросы литературы. – 2001. – № 6.

14)  Зуев Н.Н. Одна из вершин русской прозы "Повести Белкина" А.С.Пушкина. // Литература в школе. – 1998. – № 8.

15)  Иванчикова Е.А. Рассказчик в повествовательной структуре произведений Достоевского // Филологический сборник. – М., 1995,с. 295.

16)  Имихелова С.С. Библейские аллюзии как предмет современной литературной герменевтики. // Литература и религия: проблемы взаимодействия в общекультурном контексте. – Улан-Удэ, 1999, с. 43-44.

17)  Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе 19-20 вв. – М., 1994, с. 95.

18)  Кожинов В.В. Проблема автора и путь писателя // Контекст. – М., 2001, с. 196.

19)  Коровин В.И. Лелеющая душу гуманность. – М., 1992, с. 188.

20)  Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. – М., 2002, с. 81.

21)  Лежнев А.З. Проза Пушкина. – М., 1996, с. 129.

22)  Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – Л., 1999, с. 122.

23)  Макагоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы. – Л., 2003, с. 123

24)  Овсянико-Куликовский Д.Н. Собр. соч. Т.4. – М.–Пг., 1988, с. 101.

25)  Петрунина Н.Н. Проза Пушкина (пути эволюции). – Л., 1997, с. 343.

26)  Пушкин А.С. "Повести Белкина" // Полн. собр. соч.: А 10 т. Т.6. – М., 1962-1996, с. 52.

27)  Сазонова С.С. О Белкине и его роли в "Повестях Белкина". – Рига, 1998, с. 213.

28)  Сидяков Л.С. Художественная проза Пушкина. – Рига, 1993, с. 68.

29)  Степанов Н.С. Проза Пушкина. – М., 1992, с. 95.

30)  Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. – М., 1990, с. 238.

31)  Черняев Н.И. Критические статьи и заметки о Пушкине. – Харьков, 1990 с. 321.

32)  Чичерин А.В. Очерки по истории русского литературного стиля. – М., 2001, с. 195. 

33) Пушкин А. С. Повести  Белкина //Полн. собр. соч.: В 10 т. Т.6, с. 412.

34) Пушкин А. С. Повести  Белкина //Полн. соб. соч. Т.6, с.95.

35) Пушкин А. С. Пол. соб. соч. Т. 7, с. 412.

36) Пушкин А. С.  Пол. соб. соч. Т.6, с. 510.

37) Пушкин А. С. Пол. Соб. соч. Т.8, с. 656. 

38) Пушкин А. С. Пол. Соб. соч. Т.6, с.96.

39) Зуев Н.Н. Одна из вершин  русской прозы «Повести Белкина»  А. С. Пушкин// Литература в школе.- 2005.- №8, с. 30.                                                                        

40) Петрунина Н. Н. Проза  Пушкина.-Л., 2001, с. 99.

41) Петрунина Н.Н. Проза  Пушкина.-Л., 2000, с. 100.

42) Имихелова С. С. Библейские  аллюзии как предмет современной  литературной германевтики //    Литература и религия,      с.  43-44.

43) Гиппиус В. В. От Пушкина  до Блока.- М.,1999, с . 245.                                                             


Информация о работе Особенности повествования в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина