Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 09:15, курсовая работа
Темой нашего исследования является своеобразие системы персонажей в романе Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол». Тема очень обширная и емкая, поэтому ее раскрытие будет находиться в аналитической части курсового сочинения. В реферативной части будет изложен обзор критики по исследуемой проблеме в отечественном литературоведении. Эрнест Хемингуэй родился 21 июля 1899 года в Оук Парке, штат Иллинойс, США. Его отец, Кларенс Эдмонт Хемингуэй, был врачом, а мама, Грейс Холл, посвятила жизнь воспитанию шестерых детей.
I. Введение. Роман Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол» в оценке отечественных и зарубежных критиков С. 3
II. Основная часть. Особенности системы персонажей в романе Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол» С. 14
1. Специфика образа Роберта Джордана как главного героя романа:
1.1. Роберт Джордан – центральная фигура в системе персонажей.
Использование в романе приема «сжатого времени».
1.2. Отряд партизан как собирательный образ испанского народа в борьбе с фашизмом:
1.2.1. Старик Ансельмо;
1.2.2. Командир отряда партизан Эль Сордо;
1.2.3. Пабло как сломленный войной и внутренними противоречиями персонаж;
1.2.4. Пилар – образ сильной женщины в условиях войны.
2. Эволюция образа главного героя.
2.1. Роберт Джордан и Мария. Линия любви на фоне военных действий.
2.2. Любовь, способная изменить отношение к жизни и мировоззрение главного героя.
2.3. Любовь к Марии как любовь ко всему человечеству.
2.4. Гибель главного героя как вершина его духовной эволюции.
III. Заключение С. 26
IV. Список использованной литературы С. 27
Кроме того, Финкельштейн на основе сравнения рассматривает образы Эль Сордо и Ансельмо, противопоставляя их Пабло; уделяет внимание образам Гольца и русского журналиста Кракова.
Большое место в размышлениях критика занимает образ Пилар – «поварихи отряда, но в то же время и средоточие его духовной силы, смелости и решимости»27. В образе Пилар проглядывается очень сложный внутренний мир.
Следующее исследование, которое тоже относится к нашей теме, принадлежит Н. Анастасьеву. Многие его наблюдения схожи с мыслями двух предыдущих критиков, но Анастасьев не особо концентрировал внимание на главном герое.
Во-первых, Н. Анастасьев, пишет о том, что образы коммунистов «даны по преимуществу в плоскостном изображении: глубина представляемого ими мира ни Хемингуэю, ни его герою неведома»28.
Во-вторых, критик сжато дает характеристику образам партизан. «Разные тут люди собрались. Есть такие, как Пабло, начальник отряда, некогда храбрый, хотя и жестокий, а ныне – не то что бы трус, но человек выдохшийся <…>. Есть такие, как цыган Рафаэль, - отважный до отчаянности парень, видящий, однако, в войне скорее опасную и увлекательную игру, нежели тяжелое и необходимое дело»29. Но больше людей темных, безграмотных, но готовых на самопожертвование ради своей страны. Это такие, как Ансельмо, которому неприемлема даже мысль убить человека, но ради сохранения независимости республики он готов выполнять все приказы; такие как Эль Сордо, знающего, что гибель неизбежна, но продолжающего бороться ради общего блага.
Также особое место уделяется и Пилар – героине, которая воплотила в себе саму «Испалинскую землю».
Без всех этих героев Джордану не удалось бы выполнить приказ, не удалось бы «раскрыть смысл и ценность простых человеческих отношений»30.
Н. Анастасьев заметил очень важную деталь в изображении персонажей – «индивидуальными чертами внешности обладают даже персонажи второго ряда»31, не говоря уже об особенностях характера и поведения, что позволяет внимательно рассмотреть каждого героя в отдельности.
Интересную оценку личности главного героя романа дал Б. А. Гиленсон, долгие годы изучающий жизненный путь писателя и его произведения. В своей книге «Эрнест Хемингуэй» Б.А. Гиленсон посвятил целую главу, под названием «Я сражался за то, во что верил», роману «По ком звонит колокол». На страницах этой главы можно найти и историю создания романа, описание лирического эпоса романа, споры в критике и судьбу «Колокола», анализ героев романа, изображение Испании и испанцев.
Б.А. Гиленсон писал, что «Роберт Джордан – главный герой романа, он – идейно-художественный центр произведения, несущий в себе «основную философскую нагрузку»32. Фигура Джордана была создана Хемингуэем на основе «жизненного и нравственного опыта его соотечественников, которые стали интербригадовцами в Испании. Одним из его прототипов считается Роберт Мерримен, преподаватель Калифорнийского университета. <…> Когда началась гражданская война в Испании, он уехал туда добровольцем»33. Затем был ранен, отличился в ряде операций и стал начальником штаба, потом, по-видимому, был убит или пропал без вести.
«Изображая деятельность Джордана в тылу фашистов в качестве подрывника, Хемингуэй опирался на факты, касающиеся работы антифашистских диверсионных групп, которые готовились советскими военными советниками. Об этом Хемингуэю рассказывал советский военный советник Хаджи Мамсуров»34.
Фигура Роберта Джордана
намного богаче в духовном и эмоциональном
плане, чем все остальные
Так как Б.А. Гиленсон подробно изучал жизнь и творчество писателя, то для него характерны всесторонние подходы к проблемам романа. Критик указывает на то, что «почти все герои, эпизоды, ситуации, описания в романе «корреспондируются» с тем, что увидел, узнал, пережил Хемингуэй в Испании»36. Под маской каждого персонажа скрывается действительно живший человек, судьбы героев романа не вымышленные, они основаны на реальных фактах, на конкретных судьбах. Вопрос о прототипах героев романа является одним из самых сложных.
Б.А. Гиленсон в конце своей статьи как бы подводит итог: «Двуязычие» в речи персонажей, их самобытные характеры, крестьянский быт, одежда, уклад – все это придало произведению испанский колорит. Грубое просторечие крестьян «сосуществует» с высокой патетикой размышлений Джордана. Чувствуется, что романист сопереживает со своими героями: отсюда – разнообразие интонаций, лиризм, эмоциональность, патетика, одушевляющие многие страницы произведения»37.
Наиболее интересными работами общего характера следует считать статьи В. Адмони, Днепрова В.Д., И. Кашкина. Эти статьи более ориентированы на содержание романа, его структуру и жанровые особенности, но, к сожалению, не дают анализа персонажей героев.
Кроме упомянутых выше работ, следует назвать предисловие А.Зверева к собранию сочинений Э. Хемингуэя. С точки зрения А. Зверева «главное место в романе занимают не частные судьбы героев, а судьба народа и революции»38. Это роман о личности, «которая в испытании историей обретает свой «момент истины», постигая подлинную ценность, подлинное содержание собственного «я»39.
Подводя итоги, следует сказать, что все критические работы не противоречат друг другу, а наоборот, дополняют друг друга. Каждая более поздняя статья опирается на предыдущую, с какими-то мотивами соглашается, с какими-то спорит, но при этом каждый критик, литературовед делает новые и новые открытия, высказывает свои наблюдения. Таким образом, с каждым годом критический материал на произведение возрастает, становится более сложным, более приемлемым для данной эпохи.
II. Основная часть. Система персонажей в романе Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол»
Понятие «хемингуэевский» герой наряду с такими понятиями как «байронический», «киплинговский», «джеклондовский» герой, прочно вошло в отечественные и зарубежные филологические науки. «Хемингуэевскому герою» приписывают жестокий нравственный кодекс и способность сохранить достоинство в любых экстремальных ситуациях.40 В литературе героев Хемингуэя часто обобщают названием «герои кодекса», под которым подразумевается немногословность, стойкость к трудностям, хладнокров-ность и решительность. Все эти качества характера можно отнести и к героям рассматриваемого нами романа Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол».
Прежде чем начинать наше исследование, необходимо ввести понятие системы персонажей. Н.Д. Тамарченко в книге «Литературоведческие термины» дает такое определение: «Система персонажей – художественно целенаправленная соотнесенность всех «ведущих» героев и всех так называемых «второстепенных» действующих лиц в литературном произведении. Через систему персонажей выражается единое авторское представление о человеке в его взаимоотношениях с природой, обществом и историей, а также о типах человека…»41.
Также для нашей работы очень подходит статья Грехнева В.А. из книги «Словесный образ и литературное произведение»: «В больших жанровых формах (прежде всего в романе) композиция может быть организована вокруг одного или нескольких крупно очерченных персонажей»42.
Существует некое раздвоение во взглядах критиков, исследовавших роман «По ком звонит колокол», кого назвать главным героем романа: американского подрывника Роберта Джордана или символ-мост, на котором сходятся все концентрические круги построения романа. А. Зверев считал, что «мост, от которого расходятся и к которому сходятся в финале вновь стягиваются все нити повествования, становится центральным образом произведения»43, и даже самому Джордану кажется, что мост – это «стержень, вокруг которого повернется судьба человечества». 44
Мы согласны с мнением, что мост – достаточно яркий образ романа, но он, прежде всего, является символом, а основную философскую «нагрузку» сюжетных перипетий несет на себе главный герой романа Роберт Джордан.
Фигура Роберта Джордана во многом похожа на хемингуевских «героев кодекса»: он тоже человек гуманитарного склада ума, демократ по убеждениям; он привык надеется только на собственные силы, «не любит выставлять свои чувства напоказ, как они, тщательно оберегает свою внутреннюю независимость»45. Но в тоже время, образ Роберта Джордана намного глубже и сложнее, духовно и эмоциональнее богаче предыдущих героев писателя. Это человек мыслящий и интеллектуальный, что выражается в его многочисленных монологах, размышлениях о жизни людей. Он – человек реального дела, человек, который сражается на чужой земле за чужую жизнь и чужую свободу, он уже не герой одиночка, у него есть союзники в борьбе. Однако в то же время в романе Джордан немного приподнят над всеми окружающими его людьми. Американец, человек другой ментальности, он становится вожаком испанского партизанского отряда, которого уважают и к которому прислушиваются. И в конце романа не только возлюбленная Роберта Джордона плачет по нему, скорбят по нему и другие партизаны. Так герой предстает в роли активного участника событий, так и в роли судьи.
Можно заключить, что
Роберт Джордан – «достаточно
сложная в идейно-
Все события в романе происходят в течение трех ночей и трех неполных дней, но за этот срок главный герой перед лицом опасности не только подводит итоги своей прошлой жизни, но и узнает много нового – «гораздо больше, чем за все остальное время», благодаря простым людям, с которыми его столкнула война. И как размышляет сам Роберт Джордан «за семьдесят часов можно прожить такую же полную жизнь, как и за семьдесят лет» (153). «Спрессованность событий войны повышает интенсивность душевных реакций персонажа, заставляет думать о главном, отбрасывая случайное и наносное»47. Последние три дня героя предельно насыщены событиями, огромным жизненным опытом, познанием окружающего мира и самого себя, переосмыслением жизненных ценностей. Это жизнь, наполненная чувствами и переживаниями, ослепляющей страстью, борьбой и преданностью своему делу.
Открывая первую страницу
романа, мы сразу сталкиваемся с
эпиграфом, в котором превозносится
каждая отдельная личность и ее неотрывная
связь с судьбой всего
Хемингуэй сделал главным героем романа молодого американского писателя, преподавателя испанского языка в колледже, мечтающего, если повезет и он выживет, написать правдивую книгу об испанской трагедии и мужественности испанского народа.
После начала гражданской войны в Испании, Роберт Джордан берет академический отпуск и добровольно вступает в борьбу с фашизмом. Как ни парадоксально, но главный герой очень далек от политики, хотя точно можно сказать, что Джордан – антифашист. «Он принимает участие в войне, не становясь, однако, ни солдатом республиканской армии, ни бойцом интернациональных бригад, а выполняя отдельные чрезвычайно ответственные и опасные поручения республиканского командования».48 Он примыкает к коммунистам, пока идет война, отчетливо понимая, что испанские коммунисты – единственная партия, которая в силах противостоять фашизму, но в то же время, главный герой отвергает диктатуру пролетариата и коммунистические представления о новом обществе.
Перед ним встает проблема партийной дисциплины, проблема подчинения личности партийным приказам, но он осознает, что без дисциплины на войне не обойтись.
Несмотря на эти тяжелые внутренние противоречия, Роберт Джордан отдает все силы войне, до самой смерти сохраняя верность борющемуся с фашизмом народу. И еще очень важно то, что герой честен с самим собой, он понимает свою раздвоенность: «Ты не настоящий марксист, - размышляет Джордан, - и ты это знаешь… Ты просто веришь в Жизнь, Свободу и Право на Счастье. И не вдавайся в диалектику. Это для кого-нибудь, но не для тебя». Не вдаваясь глубоко в политику, Роберт Джордан делает своим главным оружием ответственность, нравственное мужество, гуманность.
Ни в коем случае нельзя осуждать Роберта Джордана в двойственности его позиции, потому что, повторяя слова К.Симонова «противоречивость – в самой сути его общественной личности и поэтому на всем протяжении романа не только психологически оправдана, но и логична». Также необходимо учесть, что персонаж показан в момент кризиса, когда его внутренние противоречия не только неизбежны, но и наиболее остры.49
Последние три дня жизни героя пронизаны тяжелой напряженностью и тревогой, когда перед героем возникают трудности, которые вряд ли можно было вообще предусмотреть. Как обыкновенный человек, он мог делать что-то неправильно, но в итоге он оказался на высоте, выполняя поставленную перед ним трудную задачу. Даже в самых экстремальных ситуациях, когда нервы человека, казалось бы должны достичь своего предела, Роберт Джордан сохраняет хладнокровие и ясную мысль, он умело руководит другими людьми и не падает духом, обладая способностью «не игнорировать, а презирать возможность плохого конца» (и «это был самый большой дар, талант, уже помогавший ему на войне») (354). В минуты опасности он не думает о сохранении своей жизни, считая, что за свободу достойно умирать, герой озабочен участью партизан, чью жизнь он подверг смертельной опасности, чтобы выполнить задание генерала Гольца. Люди, среди которых прошли его последние часы жизни, не были ему равнодушны, он искренне привязался к ним, и их душевная простота заставила его по-другому смотреть на мир и ценить то время, что отведено ему. Только когда он попал в отряд испанских партизан, он ощутил настоящее чувство братства и радость действия сообща. Здесь в горах не осталось места чувству щемящего одиночества, потому что среди партизан Роберт Джордан нашел себе настоящих, преданных друзей. «Я прожил целую жизнь в этих горах, с тех пор как пришел сюда, - думает он. – Ансельмо – мой самый старый друг. <…> Сквернослов Августин – это мой брат, а брата у меня никогда не было. Мария – моя настоящая любовь, моя жена».