Отражение революции в творчестве Блока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 15:56, лекция

Краткое описание

Позиция Блока по отношению к революционным переменам в судьбе России противоречива. С одной стороны, он принципиально антибуржуазен (Блок был далёк от сытости и мещанства). В связи с этим мы можем говорить о его отождествлении понятий «буржуа» и «неразвитие».
Как и большинство интеллигенции, относился к большевикам насторожено, но считал, что это единственная сила, способная остановить разруху.

Вложенные файлы: 1 файл

Долги Сухоруких Блок.doc

— 39.50 Кб (Скачать файл)

Отражение революции  в творчестве А.А. Блока.

 

Позиция Блока по отношению к  революционным переменам в судьбе России  противоречива. С одной стороны, он принципиально антибуржуазен (Блок был далёк от сытости и мещанства). В связи с этим мы можем говорить о его отождествлении понятий «буржуа» и «неразвитие».

 

 Как и большинство интеллигенции,  относился к большевикам насторожено,  но считал, что это единственная  сила, способная остановить разруху.  Блок был один из немногих, кто пытался оправдать происходящее, но и найти в этом свою вину. Считал, что он и его предки имеют вину перед народом, которая и вылилась в акт вандализма (народ сжег библиотеку и усадьбу Блока). Из попытки Блока, говоря языком современным, разделить ответственность, вырастает статья «Интеллигенция и революция».

 

С другой стороны, Блок объясняет, что задачи революции определяются злобой народа – исторически обусловленной злобой. Блок не щадит ни своих предков, ни себя. Народ поднимается, чтобы переделать все. Устроить так, чтобы все стало нормой. Чтобы грязная жизнь стала чистой, веселой и прекрасной. Блок понял, что сверхзадача революции утопична. Цель нереализуема. Интеллигенция (по Блоку) должна искать смысл, пытаться уловить логику происходящего. Нужно слушать музыку современности, а не выискивать фальшивые ноты, « всем сердцем слушать революцию». Отсюда «музыкальный» компонент революции: Блок замечает и фиксирует изменение темпа и ритма существования.

 

Если позволите, выражусь образно, как музыкантJ :«легато» буржуазного прошлого сменяется на «нон-легато» и даже «стаккато» революционного настоящего и стремительно изменяющегося, но такого близкого будущего.

 

 

 «Сегодня  я гений»- признание, не типичное  для Блока.

 

Написав поэму о  революции, Блок оказался в центре горячей полемики. Оценка власти была отрицательна; большевики взяли всего два лозунга. Писатели и читатели Блока судили так : «Я не мог и не хотел верить, что Блок … стал петь похабные частушки о том, как Ванька с Катькой сидят в кабаке» («Белогвардейская газета» 1919 г.) Гиппиус перестала здороваться с Блоком. Гумилев сказал, что Блок «вторично распял Христа и расстрелял государя». К нападкам Блок относился с удовлетворением – это доказало, что он смог сломать представление, о чем надо писать.

 

 Поэму интерпретируют  многие, все находят что-то свое, но все отмечают гармонию содержания и формы. Гаспаров: «12» - театр марионеток, где перед сценами происходит выход актеров. И все это на фоне задника (по обычаю – в красно-белых тонах), Блок следует традиции театра марионеток, но и вводит новые голоса – голоса Эпохи. Они словно неупорядочены – гул голосов проступает из 1-й главы. Многие считают, что это лирический герой Блока так изменился, что говорит разухабистые частушки. Но это революция Блоком воспринимается как гул голосов, хаос сословий, точек зрений, голосов - здесь Блок развивают тему «музыки революции» ( вот как тут все в отдельный ответ систематизировать?)

 

 

Другая  глава начинается так, будто 1-й не было. Появились герои, которые существуют в той же системе координат, что и стихия – они тоже несут хаос. Все многоголосие в начале главы стихает. Чередование ритмически упорядоченных и неупорядоченных несет свой смысл: ритмичная сила, связанная с 12-тью и сила хаоса – сила созидания и разрушения, которая существует внутри самих 12-ти. Сторонний наблюдатель должен видеть в 12-ти ритмичную созидательную силу, но понимает, что ее нет. Это сбор хулиганов, деклассированных элементов (примятый картуз, бубновый туз, цигарка) – с винтовками. Они заняты чем угодно, только не революцией. Но они одновременно и – «стражи революции», которые говорят неизвестно, о чём. Они ставят себе задачу – раздуть мировой пожар. «Господи, благослови!» - не наполняется смыслом, это как элемент их речи. Но если придать этому смысл, то становится виден хаос, внутри 12-ти, с которым они не могут разобраться.

 

(Помнишь,  Катя, офицера — // Не ушел он  от ножа...). Катька погибает, становится  «падалью». (Что, Катька, рада?— Ни  гу-гу...// Лежи ты, падаль, на снегу!). Но заканчивается хаос призывом – «революционный держите шаг».

 

В 11 главе  меняется пространство и время: ветер  теперь бьет в лицо (он против них); то, что позади – не важно, но что-то происходит впереди. Они говорят  о боге, который не упас их от убийства, о враге, который рождается впереди. И они двигаются вперед и дальше и никто не знает - в хаос или в ритм.

 

Здесь появляется самый загадочный образ, который "облагораживает" всю шайку:  
(Нежной поступью надвьюжной, // Снежной россыпью жемчужной, //В белом венчике из роз - //Впереди - Исус Христос. ) 

Он возглавляет отряд  красногвардейцев. Можно предположить, что этим автор придал бывшим преступникам ореол святости, и теперь это уже  не "голотьба", а новый, революционный  народ. А революция приобретает  эпитет «священная», одобренная Богом (это для тех, кто все ещё верит, дополнительный аргумент).

 Некоторые исследователи  творчества поэта предложили  трактовать эту идею шире. Двенадцать - это апостолы, возглавляемые Петром. Но они - апостолы нового времени,  новой эпохи, предпочитающих вместо смирения борьбу. Развил эту точку зрения П. Флоренский.  Его идея основывается на опечатке, допущенной Блоком в имени Христа - Исус (пропущена одна буква "и"). Случайным или необходимым назвать это сложно. Что этим хотел сказать автор? Может быть то, что возглавлял отряд не сын Божий, а самый настоящий антихрист. Именно он впереди красногвардейцев и всей революции в целом. Он как и Бог может быть "...и за вьюгой невидим" и "от пули невредим". 

 

Нельзя забывать и о противоположной трактовке появления образа Христа в этой поэме. 12 красногвардейцев ведут его на казнь. Иисус здесь воплощение старого мира, который отжил своё и теперь должен быть уничтожен.  В это случае закономерно и появление деталей: "кровавый" флаг в его руках - это не знак революции и ее победы, это кровь Христа на белом флаге - символе примирения и капитуляции.


Информация о работе Отражение революции в творчестве Блока