Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 11:35, реферат
Данная тема выбрана неслучайно. Владимир Семенович – интереснейшая фигура в отечественной культуре XX века. Талантливый поэт, автор и исполнитель песен, яркий актер, он оказывал на людей огромное эмоциональное воздействие. Необычность его судьбы усиливала его впечатление.
Стихи В.С. Высоцкого – порождение той переходной эпохи, когда «старая» поэзия уже сошла со сцены, а новая еще не оформилась, не обрела своего языка.
I. Введение…………………………………………………………...2-3
II. Основная часть………………………………………………….4-24
1. Непримиримый конфликт с социальной системой………..4-13
2. Отражение эпохи в песнях………………………………....14-24
а) Дворовые песни………………………………………….14-16
б) Песни о дружбе………………………………………….16-17
в) Песни о горах…………………………………………….17-21
г) Песни о войне…………………………………………….21-24
III. Заключение…………………………………………………….25-27
IV. Приложение…………………………………………………....28-29
V. Список использованной литературы…………………………..…30
Содержание:
I. Введение…………………………………………………………
II. Основная часть………………………………………………….4-24
1. Непримиримый конфликт с социальной системой………..4-13
2. Отражение эпохи в песнях………………………………....14-24
а) Дворовые песни………………………………………….14-16
б) Песни о дружбе………………………………………….16-17
в) Песни о горах…………………………………………….17-21
г) Песни о войне…………………………………………….21-24
III. Заключение……………………………………………………
IV. Приложение………………………………………………….
V. Список использованной литературы…………………………..…30
Введение
Тема данной работы: «Отражение эпохи в творчестве В.С. Высоцкого.
Данная тема выбрана неслучайно. Владимир Семенович – интереснейшая фигура в отечественной культуре XX века. Талантливый поэт, автор и исполнитель песен, яркий актер, он оказывал на людей огромное эмоциональное воздействие. Необычность его судьбы усиливала его впечатление.
Стихи В.С. Высоцкого – порождение той переходной эпохи, когда «старая» поэзия уже сошла со сцены, а новая еще не оформилась, не обрела своего языка. Он сам оказался на переломе, на разрыве эпох, и этот разрыв прошел через его душу и сердце. Но как это получилось, почему именно Высоцкому, со всей необычностью его облика, его песен-стихов и их исполнения, почему именно ему суждено было выразить эту переходную эпоху. И на этом фоне Высоцкий еще более отчетливо вырастает в фигуру очень серьезного значения.
Время, в которое жил В.С. Высоцкий, было враждебно ему своей тишиной, ему нужна была героика и борьба. А если ничего этого нет, - то не лучше ли совсем уйти из жизни?
Песни и стихи В.С. Высоцкого – память о 70 - х и начале80 - х гг. Он завершил собой целый большой период в истории советской поэзии, он дал ему героико – трагическое выражение, т.е. сделал то, что не могли сделать глашатаи 50 – 60 гг.
Литературовед Долгополов Л.К. из Санкт-Петербурга писал: «Высоцкий – завершение, а не начало. Начало нового периода впереди. Скоро оно даст о себе знать новыми именами и новыми голосами.» Высоцкий был поистине гражданином своей эпохи. Со своей неспокойной душой В.С. Высоцкий стал русской судьбой и русской трагедией.
Цели моей работы:
В своей работе я использовала критические труды известных литературоведов, таких как Карякин Ю., Кормилов С., Крымова Н., Кулагин А. Так, например, Кулагин А.В., преподаватель кафедры русской литературы Коломенского Государственного педагогического института, в своей статье «Четыре четверти пути. О творческой эволюции В.С. Высоцкого» выделяет четыре периода творчества поэта:
1) 1961 – 1964 гг. – обращение к уголовной, уличной тематике; обретение маски лирического персонажа;
2) 1964 – 1971 гг. – движение «вширь»,
создание поэтической «
3) 1971 – 1974 гг. – «гамлетовский» период, усиление рефлективного, философского, трагического начала;
4) 1975 – 1980 гг. – эпоха синтеза
основных творческих
В своей творческой работе мы косвенно опираемся на эту периодизацию творчества, но выделяем не хронологические, а тематические отрезки творческого пути. Таким образом основную проблему исследования – отражение эпохи в поэзии Высоцкого – мы раскрываем в следующих пунктах: отражение эпохи в первых стихах и песнях, в песнях о детстве, о дружбе, о войне и о горах.
1. Непримиримый конфликт с социальной системой.
Настоящий поэт – это человек,
который знает
Высоцкий вступал в непримиримый конфликт с социальной системой. Он беспощадно просвечивал ее противоречия и ее ложь «рентгеновским» лучом своего творческого взгляда. Он был в высшей степени «инакомыслящим» человеком и художником. Но он не склонен был предлагать ненадежные социальные проекты, выдвигать краткосрочные тактические лозунги. Он, как сказала Марина Влади, отличался «интеллектуальной честностью». За конкретным социальным недугом он видел еще и глобально-исторические закономерности. Он всегда понимал, что быстрое «улучшение» жизни людей – опасная иллюзия, неизменно приводящая к противоположным результатам.
Многие завзятые энтузиасты никак не могут примириться с горькой правдой о нашей истории «видя в объективных фактах «очернение» и «охаживание» славных этапов большого пути». Высоцкий предлагает не «перестраивать» и перевоспитывать таких, он просто успокаивает их:
Вы огорчаться не должны –
Для Вас покой полезней, -
Ведь вся история страны-
История болезней.
И действительно: чем дальше и глубже заглядываем в свое прошлое, тем больше подтверждений этому диагнозу. Немалое мужество требуется, чтобы увидеть «болезнь» с беспощадной ясностью и искать способ лечения. Соблазн оптимизма, игнорирующего здравый смысл, все еще владеет многими умами: и умами невеликими, и, наоборот, слишком изощренными, кровно заинтересованными в том, чтобы изо всех сил поддерживать миф о нашем здоровье. И об этом Высоцкий заключает нам:
Живет больное все бодрей,
Все злей и бесполезней –
И наслаждается своей
Историей болезни…
Эти, сочиненные в 1976 году, строки не отстали от нашей жизни. Скорее, наша жизнь только-только еще приблизилась к такому уровню открытости и критической беспощадности. Это взгляд не из прошлого, но из будущего. Только будущее не «светлого», а очень тревожного – каково оно на самом деле.
История русской общественной мысли отмечена напряженным противостоянием единомыслия и вольномыслия. Вольномыслие традиционно было достоянием меньшинства, а власть издавна тяготела к установлению единого и обязательного для всех образа мыслей.
Уже в ранних песнях Высоцкого занимал «феномен тоталитаризма», причем в широком историческом плане:
Так это и есть-
Словно встарь, словно встарь:
Если шел в разрез –
На фонарь, на фонарь!
Надо заметить, что влечение к единомыслию, идущее «сверху», имело, к великому прискорбию, и определенную поддержку снизу, как горько шутил Гиляровский: «В России две напасти: внизу - власть тьмы, а наверху - тьма власти». Владимир Семенович свое собственное жизнепонимание и свое собственное слово искал в процессе пародирования тоталитарного языка с его железобетонными блоками: «поддержка и энтузиазм миллионов», надежда наша и оплот.
Так наш ЦК писал в письме закрытом,
Мы одобряем линию его!
Чрезмерная монолитность общественного сознания, однонаправленность усилий неизбежно приводит к выразительно описанному Высоцким «общепримеряющему» бегу, когда все равны, когда «первых нет и отстающих», да вот беда: бег этот на месте.
Что ум хорошо, а два лучше, что истина рождается в споре, в диалоге, очевидно. Но одно дело декларировать плюрализм мнений – и совсем другое – сделать его законом жизни. Здесь немало препятствий, и в социальной инерции, и, так сказать, в, «человеческом факторе», хотя оба эти начала тесно связаны.
Феномен Высоцкого как раз и состоит в том, что принцип Плюрализма, свободного диалога противоположных мнений, лежит в самом способе настроения его художественного мира. Процесс переживания взаимопонимающих точек зрения на жизнь как равноправных – глубинная, внутренняя тема всего песенного свода поэта.
Столкновение двух идей отчетливо представлено в « Песне про первые ряды», песне глубоко философичной, затрагивающей один из самых страстных вопросов человеческого бытия: стоит ли в жизни стремиться к успеху, выбираться в лидеры – или лучше оставаться в тени, но зато сохранить независимость? На этот сложный вопрос, извечно волновавший многих поэтов, разных времен, Владимир Семенович отвечает очень непростым образом. В его песне звучит как бы целый хор точек зрения, спорящих друг с другом, отражающих жизненный опыт разных людей. Автор мыслит живыми точками зрения, пропуская их через свой разум, сквозь свою душу.
Начинается песня с отрицания успеха и отказа от честолюбивых устремлений:
Но с некоторых пор сажусь назад
Там впереди, как в спину автомат –
Тяжелый взгляд, недоброе дыханье.
Может, сзади и не так красиво,
Но – намного шире кругозор,
Больше и разбег, и перспектива,
И еще – надежность и обзор.
Да, не любят тех, кто «вырисовывается», кто выходит за рамки общепринятого. Высоцкий с физической ощутимостью передает внутреннее состояние невидимого лидера:
Стволы глазниц – числом до десяти –
Как дуло на мишень, но на живую, -
Затылок мой от взглядов не спасти,
И сзади так удобно нанести
Обиду или рану ножевую.
Но какой-то иронический подвох явно чувствуется в этих строках. Дальше уже автор говорит о прелестях последнего ряда с болезненным оттенком обреченности:
Мне вреден первый ряд, и говорят –
От мыслей этих я в ненастье ною.
Уж лучше – где темней, - в последний ряд,
Отсюда больше нет пути назад,
И за спиной стоит стена стеною.
И хотя чувствуется что-то тут не так, и нее от хорошей жизни эта любовь к последнему ряду, автор настаивает на своем, доводя исходный тезис до надрывной кульминации:
И пусть хоть реки утекут воды,
Пусть будут в пух засалены перины,
До лысин, до седин, до бороды –
Не выходите в первые ряды
И не стремитесь в примы-балерины.
Мы вроде бы уже приняли эту точку зрения, убедились и согласились с тем, что не надо в первые ряды рваться, что лучше довольствоваться малым. Но … последний куплет ставит все с ног на голову.
Надежно сзади, но бывают дни –
Я говорю себе, что выйду первой
Не стоит вечно пребывать в тени –
С последним рядом долго не тяни,
А постепенно пробивайся в первый.
Вот те раз! Куда зовет нас автор – в последний ряд или в первый? Но, пожалуй, лучше пояснить это русской пословицей, записанной В.И.Далем: «Думай двояко, а делай, однако». Пословица эта могла бы послужить эпиграфом ко всему написанному Высоцким. Сам он умел достойно держаться и в последнем ряду, и в первом.
Мужественно терпел все тяготы последнего ряда: непечатание, вырезание песен из фильмов, все ограничения и преследования. Но, слыша зов судьбы, чувствуя, как жаждут люди его песенного слова, без страха выходил в первый ряд, вел со своими современниками разговор о самом главном и самом трудном.
СЛОВО – ОБРАЗ – СЮЖЕТ – таков ход мысли Высоцкого. А поскольку слова его непрерывно волновали, то его поэтический словарь и перерастал в энциклопедию нашей жизни. «Слово Высоцкого – это ледоход русского стиха. Как ледоход нашего общественного сознания. Этот лозунг, эти скрежущие звуки – голос нашего времени, это путь к новой гармонии, - она придет, не раньше, чем льды растают».
Высоцкий постоянно обращался к сконцентрированной языковой мудрости, не пассивно и эксплуатируя, а творчески продолжая и развивая. Повышенное содержание фразеологизмов в языке поэта, его склонность к производству собственных устойчивых выражений, «крылатых слов», уже вошедших в общенародный и общелитературный язык, привлекало нас в литературном наследии Владимира Семеновича. Например, устойчиво выражение «козел отпущения», верный своему принципу «разберемся» Высоцкий разбирает и вновь свинчивает, придавая ему уже новое значение. Козел становится у него не просто жертвенным предметом, а социальным типом с определенной историей, (он высмеивал агрессивное невежество, зависть, злобу, но обыкновенность никому никогда в вину не ставил).
Персонаж песни – просто человек, не принадлежащий к правящему классу.
Но заметили скромного Козлика
И убрали в козлы отпущения…
Что это за должность такая? Это вообще выдвижение, повышение, выход в «начальники», т.е. движение вверх, но не до самых высот, где пребывают реальные держатели власти. А может быть, в «передовики», в пассивный состав партийных или советских органов. Помните, «стахановец, гагаповец, загладовец», которого завалило в шахте? И те, и другие – козлы отпущения.
Например, Медведь – баламут и плут –
Обхамит кого-нибудь по-медвежьему, -
Информация о работе Отражение эпохи в творчестве В.С. Высоцкого