Отражение эпохи в творчестве В.С. Высоцкого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 11:35, реферат

Краткое описание

Данная тема выбрана неслучайно. Владимир Семенович – интереснейшая фигура в отечественной культуре XX века. Талантливый поэт, автор и исполнитель песен, яркий актер, он оказывал на людей огромное эмоциональное воздействие. Необычность его судьбы усиливала его впечатление.
Стихи В.С. Высоцкого – порождение той переходной эпохи, когда «старая» поэзия уже сошла со сцены, а новая еще не оформилась, не обрела своего языка.

Содержание

I. Введение…………………………………………………………...2-3
II. Основная часть………………………………………………….4-24
1. Непримиримый конфликт с социальной системой………..4-13
2. Отражение эпохи в песнях………………………………....14-24
а) Дворовые песни………………………………………….14-16
б) Песни о дружбе………………………………………….16-17
в) Песни о горах…………………………………………….17-21
г) Песни о войне…………………………………………….21-24
III. Заключение…………………………………………………….25-27
IV. Приложение…………………………………………………....28-29
V. Список использованной литературы…………………………..…30

Вложенные файлы: 1 файл

Высоцкий.doc

— 1.92 Мб (Скачать файл)

Содержание:

I. Введение…………………………………………………………...2-3

II. Основная часть………………………………………………….4-24

     1. Непримиримый конфликт с социальной системой………..4-13

     2. Отражение эпохи в песнях………………………………....14-24

а) Дворовые песни………………………………………….14-16

б) Песни о дружбе………………………………………….16-17

в) Песни о горах…………………………………………….17-21

г) Песни о войне…………………………………………….21-24

III. Заключение…………………………………………………….25-27

IV. Приложение…………………………………………………....28-29

V. Список использованной литературы…………………………..…30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема данной работы: «Отражение эпохи в творчестве В.С. Высоцкого.

Данная тема выбрана неслучайно. Владимир Семенович – интереснейшая фигура в отечественной культуре XX века. Талантливый поэт, автор и исполнитель песен, яркий актер, он оказывал на людей огромное эмоциональное воздействие. Необычность его судьбы усиливала его впечатление.

Стихи В.С. Высоцкого – порождение той переходной эпохи, когда «старая» поэзия уже сошла со сцены, а новая еще не оформилась, не обрела своего языка. Он сам оказался на переломе, на разрыве эпох, и этот разрыв прошел через его душу и сердце. Но как это получилось, почему именно Высоцкому, со всей необычностью его облика, его песен-стихов и их исполнения, почему именно ему суждено было выразить эту переходную эпоху. И на этом фоне Высоцкий еще более отчетливо вырастает в фигуру очень серьезного значения.

Время, в которое жил В.С. Высоцкий, было враждебно ему своей тишиной, ему нужна была героика и борьба. А если ничего этого нет, - то не лучше ли совсем уйти из жизни?

Песни и стихи В.С. Высоцкого – память о 70 - х и начале80 - х гг. Он завершил собой целый большой период в истории советской поэзии, он дал ему героико – трагическое выражение, т.е. сделал то, что не могли сделать глашатаи 50 – 60 гг.

Литературовед Долгополов Л.К. из Санкт-Петербурга писал: «Высоцкий – завершение, а не начало. Начало нового периода впереди. Скоро оно даст о себе знать новыми именами и новыми голосами.» Высоцкий был поистине гражданином своей эпохи. Со своей неспокойной душой В.С. Высоцкий стал русской судьбой и русской трагедией.

Цели моей работы:

  1. Изложить результаты исследований, посвященных отражению эпохи в творчестве Высоцкого.
  2. Рассмотреть особенности творчества Высоцкого.
  3. Описать собранный материал.
  4. Сделать выводы об отражении эпохи в творчестве Высоцкого.

В своей работе я использовала критические труды известных литературоведов, таких как Карякин Ю., Кормилов С., Крымова Н., Кулагин А. Так, например, Кулагин А.В., преподаватель кафедры русской литературы Коломенского Государственного педагогического института, в своей статье «Четыре четверти пути. О творческой эволюции В.С. Высоцкого» выделяет четыре периода творчества поэта:

1) 1961 – 1964 гг. – обращение к уголовной, уличной тематике; обретение маски  лирического персонажа;

2) 1964 – 1971 гг. – движение «вширь», создание поэтической «энциклопедии  русской жизни», перевоплощение в героев различного социального положения, образа жизни;

3) 1971 – 1974 гг. – «гамлетовский»  период, усиление рефлективного, философского, трагического начала;

4) 1975 – 1980 гг. – эпоха синтеза  основных творческих достижений  трех предшествующих периодов.

В своей творческой работе мы косвенно опираемся на эту периодизацию творчества, но выделяем не хронологические, а тематические отрезки творческого пути. Таким образом основную проблему исследования – отражение эпохи в поэзии Высоцкого – мы раскрываем в следующих пунктах: отражение эпохи в первых стихах и песнях, в песнях о детстве, о дружбе, о войне и о горах.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Непримиримый конфликт с социальной системой.

 Настоящий поэт – это человек, который знает действительность  так, как собственное творение  – изнутри, в его глубинных  внутренних связях и закономерностях его собственного развития. Высоцкий строил жизнь и чистил ее, и отображал ее трагизм, показывал, как людям не дают быть хозяевами этой жизни. Не изобличение прошлого ради желания прослыть человеком прогрессивным, а критика того, что мешало ему (и всем) в ходе самой жизни, а не задним числом, невзирая на цензуру и конъюнктуру.

Высоцкий вступал в непримиримый конфликт с социальной системой. Он беспощадно просвечивал ее противоречия и ее ложь «рентгеновским» лучом своего творческого взгляда. Он был в высшей степени «инакомыслящим» человеком и художником. Но он не склонен был предлагать ненадежные социальные проекты, выдвигать краткосрочные тактические лозунги. Он, как сказала Марина Влади, отличался «интеллектуальной честностью». За конкретным социальным недугом он видел еще и глобально-исторические  закономерности. Он всегда понимал, что быстрое «улучшение» жизни людей – опасная иллюзия, неизменно приводящая к противоположным результатам.

 Многие завзятые энтузиасты  никак не могут примириться  с горькой правдой о нашей  истории «видя в объективных  фактах «очернение» и «охаживание» славных этапов большого пути». Высоцкий предлагает не «перестраивать» и перевоспитывать таких, он просто успокаивает их:

Вы огорчаться не должны –

Для Вас покой полезней, -

Ведь вся история страны-

История болезней.

И действительно: чем дальше и глубже заглядываем в свое прошлое, тем больше подтверждений этому диагнозу. Немалое мужество требуется, чтобы увидеть «болезнь» с беспощадной ясностью и искать способ лечения. Соблазн оптимизма, игнорирующего здравый смысл, все еще владеет многими умами: и умами невеликими, и, наоборот, слишком изощренными, кровно заинтересованными в том, чтобы изо всех сил поддерживать миф о нашем здоровье. И об этом Высоцкий заключает нам:

Живет больное все бодрей,

Все злей и бесполезней –

И наслаждается своей

Историей болезни…

Эти, сочиненные в 1976 году, строки не отстали от нашей жизни. Скорее, наша жизнь только-только еще приблизилась к такому уровню открытости и критической беспощадности. Это взгляд не из прошлого, но из будущего. Только будущее не «светлого», а очень тревожного – каково оно на самом деле.

История русской общественной мысли отмечена напряженным противостоянием единомыслия и вольномыслия. Вольномыслие традиционно было достоянием меньшинства, а власть издавна тяготела к установлению единого и обязательного для всех образа мыслей.

Уже в ранних песнях Высоцкого занимал «феномен тоталитаризма», причем в широком историческом плане:

Так это и есть-

Словно встарь, словно встарь:

Если шел в разрез –

На фонарь, на фонарь!

Надо заметить, что влечение  к единомыслию, идущее «сверху», имело, к великому прискорбию, и определенную поддержку снизу, как горько шутил Гиляровский: «В России две напасти: внизу - власть тьмы, а наверху - тьма власти». Владимир Семенович свое собственное жизнепонимание и свое собственное слово искал в процессе пародирования тоталитарного языка с его железобетонными блоками: «поддержка и энтузиазм миллионов», надежда наша и оплот.

Так наш ЦК писал в письме закрытом,

Мы одобряем линию его!

Чрезмерная монолитность общественного сознания, однонаправленность усилий неизбежно приводит к выразительно описанному Высоцким «общепримеряющему» бегу, когда все равны, когда «первых нет и отстающих», да вот беда: бег этот на месте.

Что ум хорошо, а два лучше, что истина рождается в споре, в диалоге, очевидно. Но одно дело декларировать плюрализм мнений – и совсем другое – сделать его законом жизни. Здесь немало препятствий, и в социальной инерции, и, так сказать,  в, «человеческом факторе», хотя оба эти начала тесно связаны.

Феномен Высоцкого как раз  и состоит в том, что принцип Плюрализма, свободного диалога противоположных мнений, лежит в самом способе настроения его художественного мира. Процесс переживания взаимопонимающих точек зрения на жизнь как равноправных – глубинная, внутренняя тема всего песенного свода поэта.

Столкновение двух идей отчетливо представлено в « Песне про первые ряды», песне глубоко философичной, затрагивающей один из самых страстных вопросов человеческого бытия: стоит ли в жизни стремиться к успеху, выбираться в лидеры – или лучше оставаться в тени, но зато сохранить независимость? На этот сложный вопрос, извечно волновавший многих поэтов, разных времен, Владимир Семенович отвечает очень непростым образом. В его песне звучит как бы целый хор точек зрения, спорящих друг с другом, отражающих жизненный опыт разных людей. Автор мыслит живыми точками зрения, пропуская их через свой разум, сквозь свою душу.

Начинается песня с отрицания успеха и отказа от честолюбивых устремлений:

Но с некоторых пор сажусь назад

Там впереди, как в спину автомат –

Тяжелый взгляд, недоброе дыханье.

Может, сзади и не так красиво,

Но – намного шире кругозор,

Больше и разбег, и перспектива,

И еще – надежность и обзор.

Да, не любят тех, кто «вырисовывается», кто выходит за рамки общепринятого. Высоцкий с физической ощутимостью передает внутреннее состояние невидимого лидера:

Стволы глазниц – числом до десяти –

Как дуло на мишень, но на живую, -

Затылок мой от взглядов не спасти,

И сзади так удобно нанести

Обиду или рану ножевую.

Но какой-то иронический подвох явно чувствуется в этих строках. Дальше уже автор говорит о прелестях последнего ряда с болезненным оттенком обреченности:

Мне вреден первый ряд, и говорят –

От мыслей этих я в ненастье ною.

Уж лучше – где темней, - в последний ряд,

Отсюда больше нет пути назад,

И за спиной стоит стена стеною.

И хотя чувствуется что-то тут не так, и нее от хорошей жизни эта любовь к последнему ряду, автор настаивает на своем, доводя исходный тезис до надрывной кульминации:

И пусть хоть реки утекут воды,

Пусть будут в пух засалены перины,

До лысин, до седин, до бороды –

Не выходите в первые ряды

И не стремитесь в примы-балерины.

Мы вроде бы уже приняли эту точку зрения, убедились и согласились с тем, что не надо в первые ряды рваться, что лучше довольствоваться малым. Но … последний куплет ставит все с ног на голову.

Надежно сзади, но бывают дни –

Я говорю себе, что выйду первой

Не стоит вечно пребывать в тени –

С последним рядом долго не тяни,

А постепенно пробивайся в первый.

Вот те раз! Куда зовет нас автор – в последний ряд или в первый? Но, пожалуй, лучше пояснить это русской пословицей, записанной В.И.Далем: «Думай двояко, а делай, однако». Пословица эта могла бы послужить эпиграфом ко всему написанному Высоцким. Сам он умел достойно держаться и в последнем ряду, и в первом.

Мужественно терпел все тяготы последнего ряда: непечатание, вырезание песен из фильмов, все ограничения и преследования. Но, слыша зов судьбы, чувствуя, как жаждут люди его песенного слова, без страха выходил в первый ряд, вел со своими современниками разговор о самом главном и самом трудном.

 СЛОВО – ОБРАЗ – СЮЖЕТ  – таков ход мысли Высоцкого. А поскольку слова его непрерывно волновали, то его поэтический словарь и перерастал в энциклопедию нашей жизни. «Слово Высоцкого – это ледоход русского стиха. Как ледоход нашего общественного сознания. Этот лозунг, эти скрежущие звуки – голос нашего времени, это путь к новой гармонии, - она придет, не раньше, чем льды растают».

Высоцкий постоянно обращался к сконцентрированной языковой мудрости, не пассивно и эксплуатируя, а творчески продолжая и развивая. Повышенное содержание фразеологизмов в языке поэта, его склонность к производству собственных устойчивых выражений, «крылатых слов», уже вошедших в общенародный и общелитературный язык, привлекало нас в литературном наследии Владимира Семеновича. Например, устойчиво выражение «козел отпущения», верный своему принципу «разберемся» Высоцкий разбирает и вновь свинчивает, придавая ему уже новое значение. Козел становится у него не просто жертвенным предметом, а социальным типом с определенной историей, (он высмеивал агрессивное невежество, зависть, злобу, но обыкновенность никому никогда в вину не ставил).

Персонаж песни – просто человек, не принадлежащий к правящему классу.

Но заметили  скромного Козлика

И убрали в козлы отпущения…

Что это за должность такая? Это вообще выдвижение, повышение, выход в «начальники», т.е. движение вверх, но не до самых высот, где пребывают реальные держатели власти. А может быть, в «передовики», в пассивный состав партийных или советских органов. Помните, «стахановец, гагаповец, загладовец», которого  завалило в шахте? И те, и другие – козлы отпущения.

Например, Медведь – баламут и плут –

Обхамит кого-нибудь по-медвежьему, -

Информация о работе Отражение эпохи в творчестве В.С. Высоцкого