Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:52, аттестационная работа
Владимир Маяковский родился 7 (19) июля 1893 года в селе Багдати (Багдади) Кутаисской губернии (в советское время посёлок назывался Маяковский) в Грузии в семье Владимира Константиновича Маяковского (1857—1906), служившего лесничим третьего разряда в Эриванской губернии, с 1889 в Багдадском лесничестве. Мать поэта, Александра Алексеевна Павленко (1867—1954), из рода кубанских казаков, родилась на Кубани. Одна из бабушек, Ефросинья Осиповна Данилевская, — двоюродная сестра автора исторических романов.
У будущего поэта было две сестры: Людмила (1884—1972) и Ольга (1890—1949) и братья Константин (умер в трёхлетнем возрасте от скарлатины) и Александр (умер во младенчестве).
Биография и творчество поэта
а) Детство и отрочество в родной губернии
б) Переезд в Москву. Начало революционной и творческой деятельности
в) «Проба пера»
г) Довоенный период
д) Расцвет революционной и творческой деятельности
Любовь в жизни Маяковского
Смерть и наследие поэта
Увековечение памяти
Воспоминания современников
Литература
Фотографии
Осип Брик был при Лиле Юрьевне чем-то вроде старшей подруги, товарки, всегда умиленной и снисходительной. Видимо, такой уж он был человек, что его устраивала эта роль. По-видимому, после нескольких лет любви Маяковскому отводилась сходная роль, и он с этой ролью также смирился, но, в отличие от Брика, без всякой готовности, далеко не сразу и не мирным путем. Но, несмотря на все вышесказанное, Л.Ю. любила О.М. "Трагедия двух людей из "треугольника", которых Маяковский называл своею семьей, заключалась в том, что Лиля Юрьевна любила Брика, но он не любил ее. А Владимир Владимирович любил Лилю, которая не могла любить никого, кроме Осипа Максимовича. Всю жизнь она любила человека, физически равнодушного к ней" ,- писала одна женщина, которая была долго знакомой с ними и близко их наблюдала.
Втроем они жили во всех квартирах в Москве, на даче в Пушкине. Одно время снимали домик в Сокольниках и жили там зимой, ибо в Москве была теснотища. У поэта была небольшая комната в коммуналке на Лубянской площади, куда он мог уединяться для работы. Втроем с 26-го по 30-й — последние четыре года — Маяковский и Брики жили в крохотной квартирке в Гендриковом переулке на Таганке.
В те годы обручальные кольца
для Лили являлись признаком буржуазности,
с которой воевал Маяковский. Поэтому
они обменялись перстнями-печатками.
На ее перстне он выгравировал инициалы
Л Ю Б. По кругу они читались, как ЛЮБЛЮ
— ЛЮБЛЮ. Эти три буквы поэт будет ставить
как посвящения, художники — вписывать
в орнаменты на его книгах. На огромном
перстне Маяковского она заказала сделать
его инициалы по-латыни: W M.
Вспоминая Маяковского в те далекие петроградские
годы, Л.Ю. писала: "Совсем он был тогда
еще щенок, да и внешностью ужасно походил
на щенка: огромные лапы и голова — и по
улицам носился, задрав хвост, и лаял зря,
на кого попало, и страшно вилял хвостом,
когда провинится. Мы его так и прозвали
— Щеном". Он и в письмах к ней, и в телеграммах
подписывался Щеном и подобранного им
щеночка назвал Щен.
Осенью 1918 года все трое переехали
в Москву и поначалу жили в коммуналке
в Полуэктовом переулке. Из-за холода
снесли все теплые вещи в одну комнату:
ее было легче отопить — одну. Лиля Юрьевна
и Владимир Владимирович уже не скрывали
своей связи, и всем было ясно, как он ее
боготворил и как она верховодила. Она
не хотела иметь детей ни раньше от Брика,
ни теперь от него. Позднее она говорила:
"Обрекать человека на те мучения, которые
мы постоянно испытываем? Ведь если бы
у меня был сын, то он наверняка бы загремел
бы в 37-м, а если бы уцелел, то его убили
бы на войне". Но вообще она чужих детей
любила, была с ними ласкова и щедра. Жизнь
была трудна, и хотя Маяковский и брик
работали интенсивно и Лиля служила в
"Окнах Роста", раскрашивая по трафарету
агитплакаты, денег из-за дороговизны
не хватало. Лиля заболела авитаминозом
и начала опухать. Маяковский выбивался
из сил и страдал.
В 1921 году им удалось получить две комнаты
в общей квартире в Водопьяновом переулке,
возле почтамта. В одной, столовой, стояла
кровать Лили за ширмой и надпись гласила:
"На кровать никому садиться не разрешается".
Во второй комнате, в кабинете, жил Осип
Максимович. У Маяковского была комната
тоже в коммуналке, неподалеку, на Лубянке.
Там он работал. Отношения с Маяковским
были ровными, он не был ревнив и категоричен,
и их жизнь на даче в Пушкине 1920 — 1921 годов
Л.Ю. вспоминала как самую спокойную и
мирную. По воскресеньям приезжало много
гостей. Маяковский и Лиля много гуляли,
собирали грибы — они составляли большое
подспорье в еде. Во время прогулок поэт
был неразговорчив, думая о своем или сочиняя.
Лиля сначала обижалась, потом поняла
его. Он часто ездил в Москву по делам,
и не было случая, чтобы он вернулся без
цветов для нее.
Любовь Маяковского и Лили Юрьевны была
не простой, она не раз достигала кризисных
рубежей. В годы, когда революция ломала
и пересматривала все на свете, казалось,
что и человеческие отношения должны найти
новую форму, новые взаимосвязи. И что
любовь, верность, ревность тоже в известной
степени претерпят изменения, и отношения
людей в чем-то станут другими. Авангард
нес новую идеологию и недвусмысленно
заявлял о своих намерениях переустроить
не только жизнь нового общества, но и
каждого человека в частности. А Лиля Юрьевна
и Владимир Владимирович исповедовали
именно эту идеологию. Осенью 1922 г. отношения
между Маяковским и Л.Ю. выдержали кризис,
первое серьезное испытание после "легализации"
их романа в 1918 г. Кризис назрел во время
поездки в Берлин в октябре-ноябре и вспыхнул
в конце декабря: по инициативе Л.Ю., она
и Маяковский приняли решение прожить
два месяца врозь — он в своей рабочей
комнате в Лубянском проезде, она в квартире
в Водопьяновом переулке.
Разлука должна была длиться
ровно два месяца, до 28 февраля 1923
г. За это время Маяковский ни разу
не посетил Л.Ю. Он подходил к ее дому,
прятался на лестнице, подкрадывался
к ее дверям, писал письма и записки,
которые передавались через прислугу
или через общих знакомых; он посылал
ей цветы, книги и другие подарки,
как, например, птиц в клетке — напоминание
о ситуации, в которой находился.
Л.Ю. отвечала краткими записочками, несколько
раз они виделись случайно. Л.Ю. и
Маяковский должны были пересмотреть
свое отношение к быту, к любви
и ревности, к инерции повседневной
жизни, к "чаепитию" и т.д. Маяковский
старался это сделать; тем не менее
месяцы самоиспытания не привели к большим
изменениям в их жизни, да и Маяковскому
это было не важно — лишь бы они были вместе
и впредь. 28 февраля в три часа дня истек
для Маяковского "срок заключения".
В восемь часов вечера они встретились
с Л.Ю. на вокзале, чтобы поехать на несколько
дней вместе в Петроград. Войдя в купе,
Маяковский прочитал ей только что законченную
поэму "Про это" и заплакал.
1924 год был переломным в развитии отношений
между Л.Ю. и Маяковским. Сохранилась ее
записочка к Маяковскому, в которой она
заявляет, что не испытывает больше прежних
чувств к нему, прибавляя: "Мне кажется,
что и ты любишь меня много меньше и очень
мучаться не будешь".
Одна из причин этой перемены в их отношениях
очевидна. В письме от 23 февраля 1924 г. Л.Ю.
спрашивает: "Что с А.М.?" Александр
Михайлович Краснощеков, бывший председатель
и министр иностранных дел правительства
Дальневосточной республики, в 1921 г. вернулся
в Москву и в 1922 г стал председателем Промбанка
и заместителем Наркомфина. Л.Ю. познакомилась
с ним летом того же года. Между ней и Краснощековым
начался роман, о котором знал Маяковский.
В сентябре 1923 г. Краснощеков был арестован
по необоснованным обвинениям и присужден
к тюремному заключению.
Осенью 1924 г. Маяковский уехал в Париж.
После одной недели во французской столице
Маяковский пишет Л.Ю.: "… писать я не
могу, а кто ты и что ты я все же совсем,
совсем не знаю. Утешать ведь все же себя
нечем ты родная и любимая, но все же ты
в Москве и ты или чужая или не моя".
Л.Ю. ответила: "Что делать. Не могу бросить
А.М. пока он в тюрьме. Стыдно! Так стыдно
как никогда в жизни". Маяковский: "
Ты пишешь про стыдно. Неужели это все
что связывает тебя с ним и единственное
что мешает быть со мной. Не верю! Делай
как хочешь ничто никогда и никак моей
любви к тебе не изменит". Л.Ю. была не
права, полагая в своей записочке, что
он любит ее "много меньше" — ничто
не могло подорвать его любви к ней, и он
"мучился".
После возвращения из Америки (1925) отношения
между ним и Л.Ю. окончательно перешли
в новую фазу. В апреле 1926 г. Брики и Маяковский
переехали в квартиру в Гендриковом переулке.
Парадоксально, что Маяковский и Л.Ю. съехались
в одну квартиру теперь, когда кончилась
уже их "супружеская" жизнь. На самом
деле этот факт — только лишнее свидетельство
глубокой дружбы, связывавшей этих людей;
новые, эмоционально менее напряженные
отношения между Маяковским и Л.Ю. являлись
скорее всего необходимым условием для
такого бытового эксперимента.
Осенью 1928 года Маяковский опять едет в Париж. Помимо чисто литературных дел, поездка имела и другую цель. 20 октября он поехал в Ниццу, где отдыхала его американская подруга Элли Джонс с дочкой, которую он признавал своей. Встреча была неудачной; уже 25 октября он вернулся в Париж. Вечером того же дня Маяковский познакомился с Татьяной Алексеевной Яковлевой, молодой русской, в 1925 г. приехавшей в Париж. Маяковский и Т. Яковлева сразу влюбились друг в друга. Маяковский покинул Париж в начале декабря, но вернулся туда уже в феврале 1929 г.; в этот приезд он пробыл там два с лишним месяца. Он предложил Т.Яковлевой стать его женой и уехать с ним в Россию — мысль, которую она "встретила уклончиво". Но роман их продолжался, и Маяковский собирался вернуться в Париж в октябре того же года. Однако поездка не удалась из-за проблем с визой.
11 октября 1929 г. Маяковский
узнал о том, что Т.Яковлева
выходит замуж за французского
виконта. Переживал он эту
Любовь В. Маяковского и Л. Брик была очень
непростой. Многое в отношениях этих двух
людей остается непонятным, однако ключ
к пониманию этой любви можно найти в воспоминаниях
Фаины Раневской. Она пишет: "Вчера была
Лиля Брик, принесла "Избранное" Маяковского
и его любительскую фотографию. Говорила
о своей любви к покойному… Брику. И сказала,
что отказалась бы от всего, что было в
ее жизни, только бы не потерять Осю. Я
спросила: "Отказались бы и от Маяковского?".
Она не задумываясь ответила: "Да, отказалась
бы и от Маяковского, мне надо было быть
только с Осей". Бедный, она не очень-то
любила его. Мне хотелось плакать от жалости
к Маяковскому и даже физически заболело
сердце".
Наследие поэта и смерть.
Многие исследователи творческого развития Маяковского уподобляют его поэтическую жизнь пятиактному действу с прологом и эпилогом. Роль своего рода пролога в творческом пути поэта сыграла трагедия «Владимир Маяковский» (1913), первым актом стали поэмы «Облако в штанах» (1914—1915) и «Флейта-позвоночник» (1915), вторым актом — поэмы «Война и мир» (1915—1916) и «Человек» (1916—1917), третьим актом — пьеса «Мистерия-буфф» (первый вариант — 1918, второй — 1920—1921) и поэма «150 000 000» (1919—1920), четвёртым актом — поэмы «Люблю» (1922), «Про это» (1923) и «Владимир Ильич Ленин» (1924), пятым актом — поэма «Хорошо!» (1927) и пьесы «Клоп» (1928—1929) и «Баня» (1929—1930), эпилогом — первое и второе вступления в поэму «Во весь голос» (1928—1930) и предсмертное письмо поэта «Всем» (12 апреля 1930 года). Остальные произведения Маяковского, в том числе многочисленные стихотворения, тяготеют к тем или иным частям этой общей картины, основу которой составляют крупные произведения поэта.
В своих произведениях
Маяковский был бескомпромиссен, поэтому
и неудобен. Стихи Маяковского, особенно
раннего периода, были ориентированы на
воспроизведение в устной форме - с эстрады,
на вечерах, диспутах (сборник «Для голоса»,
1923; в журналах, газетах и книжных изданиях
стихи часто появлялись в исковерканном
цензурой виде). Для восприятия на слух
как нельзя лучше подходили их короткие
рубленые строки, «рваный» синтаксис,
«разговорность» и нарочито фамильярная
(«панибратская») интонация. Поэт даже
придумал новый вид построения стихотворения
– «Лесенка». «Лесенкой» Маяковского называю
Отчуждение и общественная травля усугублялись личной драмой. В последние годы Маяковскому упорно стали отказывать в выезде за границу, где у него должна была состояться встреча с женщиной (стихотворение "Письмо Татьяне Яковлевой", 1928), с которой намеревался связать свою жизнь. В последние годы был еще один неудачный роман, с актрисой МХАТа Вероникой Полонской, которая была последней, кто видел поэта живым. Все это привело Маяковского к самоубийству, предсказанному еще в трагедии "Владимир Маяковский". 14 апреля 1930 года «Красная газета» сообщила: «Сегодня в 10 часов 17 минут в своей рабочей комнате выстрелом из нагана в область сердца покончил с собой Владимир Маяковский.»
В предсмертном письме от 12 апреля Маяковский просит Лилю любить его, называет её (а также Веронику Полонскую) среди членов своей семьи и просит все стихи, архивы передать Брикам.
Был кремирован. Первоначально прах находился в колумбарии Нового Донского кладбища, но в результате настойчивых действий Лилии Брик и старшей сестры поэта Людмилы урна с прахом Маяковского 22 мая 1952 года была перенесена и захоронена на Новодевичьем кладбище
Увековечение памяти.
- В 1958 году на площади Маяковского (ныне Триумфальная площадь) в Москве поэту был установлен памятник. На этой же площади находится восточный (старый) вестибюль станции метро «Маяковская». В столице также есть переулок Маяковского, названный так в 1935 году.
- Станция метро «Маяковская» есть и в Петербургском метрополитене. Недалеко расположена улица Маяковского, на которой находится памятник поэту.
- В 1937 году была создана Библиотека-музей В. В. Маяковского в Москве, в 1968 году она преобразована в Государственный музей В. В. Маяковского.
- Улица Маяковского — распространённое название улиц в России и многих странах бывшего СССР.
- В 1983 году в Киеве именем Владимира Маяковского назван проспект (жилой массив Троещина, Деснянский район).
- В Одессе есть переулок Маяковского.
- В СССР имя было присвоено Государственному русскому драматическому театру (Душанбе).
- В 1997 году была учреждена «Всероссийская литературная премия имени В. В. Маяковского».[10]
- 14 апреля 2005 года фирмой «АнТроп» был выпущен альбом-трибьют «Живой Маяковский» — диск с песнями на его стихи, музыку к которым сочинили современные музыканты. 19 июля 2008 года в свет вышел второй диск.[11]
- B 1997 году группa «Банда Четырёх» выпустила песню про Маяковского — «Маяковка» (альбом «Безобразное время»).
- В Новокузнецке на площади Маяковского поэту установлен памятник. В микрорайоне Абашево есть Дворец культуры имени Маяковского.
- В Екатеринбурге есть ЦПКиО им. Маяковского (Центральный парк культуры и отдыха). Также в данном парке установлен памятник Владимиру Маяковскому.
- В городе Белая Калитва Ростовской области главный городской парк назван в честь поэта — «Парк культуры и отдыха им. Маяковского»
- В Новосибирске и Омске есть кинотеатр им. Маяковского.
- В советское время родной посёлок поэта носил название Маяковский. Его имя также носит село в Калининградской области.
- У Егора Летова есть песня «Самоотвод», посвященная Маяковскому.
- У рок-группы «Сплин» есть одноимённая песня на стих Маяковского «Лиличка. Вместо письма».
- В городе Запорожье именем Маяковского назван один из центральных проспектов.
- В городе Хмельницкий есть переулок Маяковского.
- У харьковской музыкальной арт-рок группы «Оркестр Че» есть песня и клип «Гутен Морген, Маяковский», в клипе использованы архивные кадры.
- У панк-группы «Последние танки в Париже» есть одноимённая песня на стихотворение Маяковского «Вам!»
- В 1986—1990 годах существовала рок-группа «Мистерия-Буфф». Большая часть их репертуара — песни на стихи Маяковского.
- В честь В. В. Маяковского названо воздушное судно А330 VQ-BCU, принадлежащее Аэрофлоту.
Воспоминания современников о Маяковском.
Бенедикт Лившиц:
«Первый вечер речетворцев", состоявшийся 13 октября в помещении Общества любителей художества на Большой Дмитровке, привлек множество публики. Билеты расхватали в какой-нибудь час. Успех вечера был, в сущности, успехом Маяковского. Непринужденность, с которой он держался на подмостках, замечательный голос, выразительность интонаций и жеста сразу выделили его из среды остальных участников».
Информация о работе Очерк жизни Владимира Владимировича Маяковского