Познание как форма отображения действительности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 12:39, сочинение

Краткое описание

Действие происходит летом в городе Калинове, расположен­ном на берегу Волги. Кулигин сидит на скамейке в общественном саду, а Кудряш и Шапкин прогуливаются. Издали доносится ру­гань Дикого. Затем появляется сам Савел Прокофьевич, который ругает Бориса, а тот покорно его слушает. После ухода Дикого Борис рассказывает историю своей семьи. Бабушка Бориса невзлю­била его отца за то, что он женился на «благородной». Поэтому родители переехали в Москву и растили детей, не отказывая им Ни в чем. Борис учился в Коммерческой академии, а его сестра — в пансионе.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 23.50 Кб (Скачать файл)

Познание как форма отображения действительности.

Основные понятия Познание - процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. Истина - правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом. Знание - удостоверенный практикой действительности результат познания. 
Наука - 1) система знаний о мире; особая форма общественного сознания, отражающая природу, социум, внутренний мир человека в понятиях, законах, теориях. 2) специфический тип духовного производства, деятельность по выработке, систематизации и проверке знаний. 
Краткое содержание Согласно наиболее широко представленной точке зрения, познание рассматривается как общественно - исторический процесс деятельности человека, содержанием 
которой является отражение объективной действительности в его сознании. 
Результат познавательной деятельности состоит в обретении нового знания. Особый раздел философии - гносеология (теория познания) рассматривает вопросы о сущности знания, о познаваемости мира и критериях истины и др. 
В зависимости от ответа на вопрос познаваем ли мир в гносеологии сложились основные точки зрения: гностицизм, сторонники которого оптимистично смотрят на будущее и настоящее познание, считают, что мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания; агностицизм, представители которого отрицают принципиальную возможность познания объективного мира; скептицизм, сторонники которого не отрицают познаваемость мира, но сомневаются в возможности его познания, в надежности истины. 
Перед теми, кто настаивает на возможности познания мира, встает проблема источника знания, методов и средств познания. Можно выделить следующие учения: сенсуализм, который отводит решающую роль в процессе познания чувствам (Гоббс, Локк); эмпиризм утверждающий, что истинное знание может быть выведено из чувственного опыта посредством наблюдения и эксперимента (Ф. Бекон); рационализм, выводящий все знание из разума, единственным источником знания считалось мышление. Мышление - целенаправленное обобщенное отражение в мозгу человека существенных сторон, свойств и отношений действительности. Выделяют два уровня мышления: рассудок и разум. Рассудок - здравый смысл, способность четко, ясно, последовательно строить мысли, систематизировать факты. Разум - высший уровень мышления, творческое оперирование абстракциями

и саморефлексия, дающее возможность постичь сущность вещи, закона, противоречия. 
Исходным пунктов и начальной формой познания является чувственное познание, для которого характерны наглядность, непосредственная связь с предметом. Формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление. Другой неотъемлемой частью процесса познания является рациональное познание, осуществляемое в форме понятия, суждения и умозаключения. На этом уровне формируются идеи, принципы, законы, строятся теории. Чувственное и рациональное познание тесно связаны и образуют единство. Чувственное познание отражает лишь внешние стороны предмета, оно не может расчленять, обобщать, выявлять закономерности. Чувственного познания недостаточно для получения знания. Оно должно дополняться рациональным. Рациональное познание приникает во внутреннюю суть вещей, помогает создать целостную картину мира. Оно может давать новое знание, которое непосредственно не содержится в чувственном познании. Рациональное познание влияет на структуру и содержание чувственного познания, но при этом черпает исходный материал из последнего. 
Сущность познания заключается в том, чтобы отражение мира, знание, было адекватным реальному положению дел. Данный вопрос рассматривается в теории истины. 
В соответствии с классической концепцией истины, истина - это знание, которое соответствует (адекватно) изучаемому объекту. Понятие «истина» характеризует наши знания, фиксирует их совпадение с действительностью. 
Истина противостоит заблуждению - знанию, не соответствующему своему предмету, реальности. Вопрос о том, как отличить истину от заблуждения - это вопрос о 
критериях истины. Выдвигались различные критерии: общезначимость, прагматизм, ясность мысли, авторитетность и др. Можно выделить три основные концепции истины: 
корреспондентная, предусматривающая соответствие теории экспериментальным данным. 
когерентная, в соответствии с которым знание истинно, если оно получено по определенным логическим правилам из ранее признанных истинными утверждениями. 
прагматическая, предлагающая истинность знаний проверять успехом в соответствующей деятельности. 
Среди различных видов знания (обыденного, паранаучного, художественного и др.). Особое место занимает научное знание. Его отличает системность, доказательность, направленность на постижение сущности предмета и выявление закономерностей окружающего мира, наличие специального категориального аппарата, опора на специфические методы и средства познания и др.

В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат, но и ведущий к нему путь, т.е. метод. Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, по степени общности и сфере действия их можно разделить на 5 основных групп: философские методы (диалектический, метафизический, аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и др.); общенаучные методы; частно-научные; дисциплинарные; междисциплинарные. Различают также эмпирические (наблюдение, эксперимент, индукция, аналогия, классификация) и теоретические (восхождение от абстрактного к конкретному, исторический и логический, анализ и синтез) методы научного исследования.

Большинство философов Нового времени  выделяли 2 основных этапа: чувственное и рациональное. Сенсуализм. В основе познавательной деятельности–чувства человека, ощущение–источник (Гоббс, Локк, Фейербах–в той или иной мере сенсуалисты). Рационализм. Доказывали, что всеобщие и необходимые истины нельзя вывести из чувственного опыта (Декарт, Лейбниц, Гегель). Интуитивистские направления философии. Интуиция может восприниматься по–разному: как божественное озарение, чувственное озарение, как особое психическое состояние. В современной философии – рационалистическая традиция. Чувственное познание. Осуществляется на базе органов и чувств(с их помощью он связан с внешним миром, если лишить этого канала–нет познания). Наличие органов чувств – необходимое и достаточное условие для многосторонней познавательной деятельности. В чувственном познании человека имеет место непосредственное взаимодействие внешнего предмета и органов чувств. Формы чувственного познания: Ощущение–отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств предмета. Ощущения можно рассматривать как простейший и исходный элемент чувственного познания. Комбинирование различных ощущений дает человеку восприятие предмета. Восприятие – это целостный образ предмета, созданный на основе комплекса ощущений. Многократно воспринимая тот или иной предмет человек может воспроизвести его в своей памяти – это представление. Представление–чувственно–наглядный образ предмета (сейчас не воспринимаем, но воспринимали ранее). Воображение–способность сознания на основе сохраненных представлений комбинировать новые образы. Рациональное познание. Это не чисто природное свойство человека, оно вырабатывается в ходе социологизации человека, в процессе общения и т.д. Уровни рационального познания: рассудок и разум. Рассудок. Дает возможность оперировать абстракциями в пределах определенных схем, возможность последовательно и ясно рассуждать, выражать свои мысли и т.д. Благодаря рассудку мы можем понимать другого человека.Разум. Более высокий уровень рационального познания, характерно оперирование самими абстракциями, меняет абстракции, конструирует их, его задача–постигать сущность вещей. Оперирует в области диалектической логики–разум способен видоизменять, трансформировать сами понятия. Именно Гегель показал, каким образом меняются сами понятия. В реальной жизни эти уровни тесно связаны. Мышление – целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Мышление – это активный процесс, напр. на постановку проблем и их решение. Формы рационального мышления: понятия, суждения, умозаключения. Понятие–исходная форма мышления, отражает общие закономерные связи объекта. Сущность его–в дефинициях, предъявляется ряд требований: 1. Гибкие и неподвижные; 2. Выражение в виде определенных слов. Само понятие мысли не выражает, оно – атом мысли. Суждения–отражает свойства и связи между предметами. Бывают отрицательные и положительные. Умозаключения–на основании известных двух суждений выводится новое. (У Аристотеля это–силлогизм–роза – цветок, цветок–растение, роза–растение).Определение дополнительные формы рационального мышления, первых 3-хдостаточно для обоснования любой теорииСомнение, Мнение, Интуиция. Интуиция подчеркивает связь между рациональным и чувственным познанием. Выделять эти познание в чистом виде нельзя. В реальном познании ч.п. и. рац. п. Находятся в единстве и взаимодействии. В их сложном взаимодействии. Обнаруживается два типа деятельности: во-первых, практичская деятельность, а во вторых, деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий.

                         Формы и методы познания.                        

Обратимся к научному познанию и к военно-научному исследованию как к

процессу.  Он включает в себя 2 основных уровня – эмпирический и

теоретический.

     Эмпирический уровень – исследуемый объект отражается со стороны внешних

связей, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Опытное

исследование  непосредственно направлено на объект.

Признаки  эмпирического познания: сбор фактов, их первичное обобщение,

описание  наблюдаемых данных, их систематизация и классификация – основные

приемы  и средства – сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ,

индукция. При этом опыт не бывает слепым, он планируется  и конструируется

теорией.

     Теоретический опыт – опирается на силу абстрактного мышления, проникает в

сущность  явлений путем рациональной обработки  данных опыта. Признаки

теоретического  познания: создание теоретической модели, общей картины  и ее

углубленный анализ. При этом широко используются такие познавательные приемы

как абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция, внутринаучная рефлексия.

Оба уровня познания взаимосвязаны, граница  между ними условна и подвижна. И

недопустима абсолютизация одного из уровней  в ущерб другому.

Рассматривая  теоретическое познание  определим его структурные компоненты,

определяющие  динамику научного знания. К ним относятся научный факт,

проблема, гипотеза, теория.

     Научный факт – факт, описанный в научных терминах и поддающийся проверке.

    Проблема – форма знания, рожденная из потребности объяснить факт. Это

своего  рода знание о незнании, вопрос требующий ответа. Правильно поставить

проблему  – значит поставить вопросы и  определить средства их решения.

     Гипотеза – форма знания, содержащая предположение, сформулированное на

основе  на ряде факторов, истинное значение которого не определено и нуждается в

доказательстве. Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд

достоверных истин и становится научной истиной.

     Теория – высшая форма научного познания, дающая целостное отображение

закономерных  и существенных связей определенной области действительности

(механика  Ньютона, эволюционная теория  Дарвина, теория относительности

Энштейна).

Теория  должна удовлетворять  2-м требованиям: непротиворечивости и

экспериментальной проверяемости. В ней выделяются следующие структурные

элементы:

1.     Исходные основания – понятия,  принципы, законы, уравнения, аксиомы;

2.     Идеализированный объект – абстрактная  модель существенных свойств

предметов (“идеальный газ”);

3.     Логика теории;

4.     Совокупность законов данной  теории;

Ключевой  элемент теории – закон.

К числу основных функций теории относятся  функции: синтетическая,

объяснительная, методологическая, предсказательная, практическая.

Военно-научное  исследование идет по той же схеме, специфика заключается в

области исследования – военной деятельности.

В повышении качества научного исследования важен правильно выбранный метод.

     Метод (греч. “путь к чему-либо”) это совокупность определенных правил,

приемов, способов, норм познания и  действия. Иначе говоря, способ, инструмент с

помощью которого добывается знание.


Информация о работе Познание как форма отображения действительности