Поливанов Лев Иванович

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 04:57, биография

Краткое описание

Лев Иванович Поливанов (27 февраля 1838, с. Загарино, ныне Краснооктябрского район Нижегородской области — 11 февраля 1899, Москва), русский педагог, литературовед, общественный деятель. Окончил в 1861 историко-филологический факультет Московского университета.

Вложенные файлы: 1 файл

Поливанов Лев Иванович.docx

— 19.47 Кб (Скачать файл)

Поливанов Лев Иванович.

Лев Иванович Поливанов (27 февраля 1838, с. Загарино, ныне Краснооктябрского район Нижегородской области — 11 февраля 1899, Москва), русский педагог, литературовед, общественный деятель. Окончил в 1861 историко-филологический факультет Московского университета. В 1868 открыл в Москве (Пречистенка, дом 32) частную мужскую классическую гимназию, директором которой был до конца жизни. В этой школе учились многие будущие прославленные русские литераторы: Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Вадим Шершеневич, Сергей Шервинский, Сергей Эфрон, Николай Позняков, шахматист Александр Алехин и многие другие.

Будучи  методистом филологом логико-стилистического  направления, Лев Иванович главной  целью изучения литературы в школе  считал развитие у учащихся логического  мышления и литературной речи. Выступал за исторический принцип в преподавании русского языка. Был составителем ряда многократно переиздавшихся школьных хрестоматий и учебников русского языка. Автор работ о В. А. Жуковском, А. С. Пушкине, Л. Н. Толстом и др., издатель и редактор произведений классиков русской литературы, переводил Ж. Расина, П. Корнеля.

Поливанов стал одним из основоположников стиховедения, исследовавшим ритмику 6-стопного ямба в русской поэзии XVIII—XIX в. (предисловие  к переводу «Аталии» Расина).

С 1844 года жил в Москве, учился в 1-й и 4-й гимназиях.

В 1861 году окончил историко-филологический факультет Московского университета.

С 1864 по 1875 год работал учителем русского языка и словесности в 4-й мужской  гимназии, где ранее учился сам.

Поливанов пытался развить у своих воспитанников  логическое мышление и литературную речь, выступал за исторический принцип в преподавании русского языка.

Вот что  писал один из учащихся 4-й гимназии о Поливанове: «Надо было слышать  его уроки, полные жизни, производившие  впечатление чего-то необыкновенного, казавшиеся иногда какими-то вдохновенными  импровизациями, заражавшие любовью  к предмету и учителю. Надо было чувствовать  это неотразимое нравственное влияние, при котором всякое слово его  было законом, всякое мнение — высшим авторитетом».

В 1868 году Л.И. Поливанов открыл и свыше 30 лет  возглавлял частную гимназию, ставшую  известной как «Поливановская». Она была одним из лучших частных учебных заведений Москвы.

В Поливановской гимназии царил культ литературы и искусства, действовал «Шекспировский кружок», составленный в основном из бывших выпускников. Там изучались и ставились произведения великого английского драматурга, некоторые — впервые в России.

В «Поливановской» гимназии работал сильный преподавательский коллектив.

Сам Поливанов, преподававший латынь, логику и словесность, был душою гимназии.

По словам его коллеги Л. П. Бельского, это  был «педагог-художник и педагог-мыслитель», который «нашел в себе идеал педагога-человека, живого, увлекающегося, не ставящего  узких рамок своей деятельности».

Многие  выпускники Поливановской гимназии, в частности В. Брюсов и А. Белый, оставили самые тёплые воспоминания о своём наставнике.

Выпускники  гимназии с 1875 году получили статус окончивших государственные учебные заведения.

На педагогическую систему того времени большое  влияние оказали составленные Л.И. Поливановым и многократно переиздававшиеся школьные хрестоматии и учебники русского языка. Подлинную известность принесли ему учебники по русской грамматике и этимологии, книги для чтения в народных училищах и особенно три части его «Русской хрестоматии», адресованные учащимся I-II классов (1870 год), III-IV классов (1875 год) и V-VIII классов средних учебных заведений (1878 год), которые выдержали много изданий.

В предисловиях к хрестоматиям, в статье «Урок  объяснительного чтения и логического  разбора в связи с изустным и письменным воспроизведением мыслей» (1868 год) излагаются взгляды Поливанова на цели и методику объяснительного  чтения в младших и средних классах гимназий.

Основной  задачей преподавателя-словесника, по его мнению, является, прежде всего, развитие у учащихся логического  мышления и правильной литературной речи. С этой целью он помещает в  свои хрестоматии тексты, образцовые в художественном отношении и  интересные с точки зрения их языка и стиля.

Тексты, несущие только новые знания, Поливанову не интересны, ему важнее научить  юных читателей разбираться в  логике соединения слов, предложений, периодов в единое художественное целое.

В основе методики анализа текста у Поливанова лежит изучение композиции, плана  произведения и анализ его языковых особенностей. Он предпочитает разборы  небольших произведений или цельных  фрагментов, связывая изучение содержания произведения с его грамматическим строем, приучая воспитанников получать «вкус к стилю фразы» (А. Белый).

В предисловии  ко второй части хрестоматии Л.И. Поливанов помещает интересные образцы  логико-стилистического разбора, в  частности стихотворений «Кавказа» и «Бесов» Пушкина, «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова.

Третья  часть хрестоматии Поливанова, адресованная учащимся старших классов, является практическим пособием при изучении стилистики, теории прозы и поэзии.

Третье  её издание, вышедшее под названием «Методическая русская хрестоматия» (1883 год), получило самую высокую оценку критиков и было удостоено премии Петра Великого.

Задачами  практического обучения языку объясняется  тот факт, что раздел «Для изучения стилистики и теории прозы» здесь  втрое превышает по объему раздел «Для изучения теории поэзии».

Кроме того, Поливанов считает, что в  старших классах «хрестоматия должна принять на себя заботу о прозаиках, уже уступая поэтов отдельным изданиям».

Оба раздела  хрестоматии дополнены краткими руководствами по теории прозы и  поэзии, а также образцами разборов отдельных произведений, например «Слова»  Филарета, баллад Шиллера.

Л.И. Поливанову принадлежат также несколько  историко-литературных работ, а также  комментарии к пятитомному собранию сочинений Пушкина (1887—1888). Он был  прекрасным переводчиком произведений Мольера, Расина, Корнеля и других авторов.

Его перу принадлежат литературоведческие  работы о Жуковском, Пушкине, Л.Н. Толстом.

Поливанов подготовил комментированные издания  для школьного и семейного  чтения сочинений Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина.

 Поливанов стал одним из основоположников стиховедения, исследовавшим ритмику 6-стопного ямба в русской поэзии XVIII—XIX в..

Л.И. Поливанов  был членом Московского комитета грамотности.

Общественное  признание педагога как деятеля  русской культуры связано с фактом работы Л.И. Поливанова в качестве главного организатора Первых Всероссийских  Пушкинских торжеств в Москве в 1880 году.

Скончался Лев Иванович Поливанов в 1899 году в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Надгробие на его могиле сооружено на средства выпускников и педагогов Поливановской гимназии.

Владимир  Соловьев в некрологе, опубликованном в «Вестнике Европы», высоко оценил научную и преподавательскую  деятельность Поливанова, подчеркнул большое воспитательное влияние  личности учителя-гуманиста: «Поливанов был воплощённое душевное движение, безостановочная вибрация ума и  сердца. ...В мире учащихся по всей России имя Л.И. Поливанова всем хорошо известно. Он оставил немало ценных трудов, педагогических и литературных... А его живой  ум выказывал иногда большую проницательность и далеко за пределами педагогики и литературы».

Написал: "Жуковский и его произведения"" (под псевдонимом Загорина, 2-е изд., 1883); издал сочинения А.С. Пушкина, с подробными комментариями, и ряд учебников и пособий по русскому языку и словесности; поместил в периодических изданиях множество статей по педагогике и дидактике; перевел ""Гофолию"" Расина и ""Мизантропа"" Мольера; написал предисловие и примечания к сборнику статей М.Н. Каткова , изданному под заглавием ""Наша школьная реформа"" (1890). Умер в 1899 г.


Информация о работе Поливанов Лев Иванович