Портрет Дориана Грея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 08:12, курсовая работа

Краткое описание

«Для меня красота – это чудо из чудес. Только ограниченные люди не судят по внешности. Настоящая тайна мира заключается в видимом, а не невидимом» . Этот парадокс Уайльда выражает центральную идею всего творчества писателя. Он был сторонником так называемого “чистого” искусства или “искусства ради искусства”. Он считал, что искусство целиком формирует человека и что не оно подражает жизни, а жизнь – искусству. Люди, говорил Уайльд, подражают любимым литературным героям, и распознавать красоту человек научается лишь благодаря художникам, которые открывают или создают ее в своих картинах. Эти темы поднимаются писателем в романе «Портрет Дориана Грея» как элементы антитезы: искусство противостоит жизни, полной грехов и пороков.
Цель работы – исследовать проблему свободы искусства в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проследить генезис эстетических идей писателя и отражение принципов эстетизма в «Портрете Дориана Грея».
2. Рассмотреть тему искусства и мотив грехопадения на основе фабулы и системы образов романа.
При написании работы мы пользовались статьями и исследовательскими материалами таких литературоведов, как Валова О. М., Соколянский М., Тумбина О. В. и др.

Содержание

Введение 4
1. Роман «Портрет Дориана Грея» как воплощение эстетических идей О. Уайльда 6
1.1. Эстетизм в творчестве О.Уайльда 6
1.2. Отражение эстетических принципов О.Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея» 10
2. Тема искусства свободного и несвободного в романе «Портрет Дориана Грея» 14
2.1. Тема искусства в романе 14
2.2. Искусство против порока 18
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 68.54 Кб (Скачать файл)

В романе «Портрет Дориана Грея» органически  объединены основные эстетические положения  теории искусства Оскара Уайльда (предисловие  к роману) и их художественная реализация (сам роман). Двадцать пять афоризмов предисловия в концентрированном виде определяют систему эстетических взглядов автора.

В предисловии писатель утверждает, что «искусство совершенно бесполезно» и «искусство не отражает жизни». Уайльд принадлежал, как уже говорилось, к такому художественному направлению, как эстетизм, и использовал романтический творческий метод. В стремлении писателя утвердить мысль о превосходстве искусства над жизнью проявляется романтическая абсолютизация творчества и его независимости. В эстетизме Уайльда положения романтической теории приобретают полемическую заострённость, выражаются в форме парадокса. Именно так звучит положение писателя: «Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги или хорошо написанные, или написанные плохо. Вот и всё». Своё понимание безнравственности искусства Уайльд вложил в уста лорда Генри, который является провозвестником идей самого писателя: «Так называемые “безнравственные” книги – это те, которые показывают миру его пороки, вот и всё».

Поскольку искусство выше жизни, оно не может  рассматриваться с точки зрения человеческой морали. Но это вовсе  не значит, что писатель утверждает «безнравственное искусство». Своим полемическим утверждением Уайльд подчёркивает, что искусство не может быть безнравственным. «Хорошо написанная книга» как произведение искусства всегда будет заключать урок человеку, потому что написана с позиций идеала и по законам красоты, которой чуждо всё безнравственное. «Плохо написанная книга» не является произведением искусства и не заслуживает внимания независимо от того, содержит она мораль или нет. Для художника высшим критерием является красота.

И наконец, самый известный парадокс: «Искусство совершенно бесполезно». С точки зрения эстетической теории Оскара Уайльда иного не может быть. Понять произведение искусства может лишь человек, тонко чувствующий прекрасное, а для него моральный урок не нужен, ибо он сам живёт по законам красоты (например, лорд Генри). Для других же такое искусство будет недоступным: «Искусство – это зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь».

Провозглашая  право художника на полнейший  произвол, Уайльд говорит, что искусство  «нельзя судить внешним мерилом  сходства с действительностью. Оно, скорее, покрывало, чем зеркало… стоит ему повелеть – и миндальное дерево расцветет зимою, и зреющая нива покроется снегом»5. Доводя свою мысль до крайнего парадоксального заострения, Уайльд заявляет, что подлинное искусство основано на лжи и что упадок искусства XIX в. (под упадком он подразумевает реализм) объясняется тем, что «искусство лжи» оказалось забытым: «Всё плохое искусство существует благодаря тому, что мы возвращаемся к жизни и к природе и возводим их в идеал». Он заявлял, что «жизнь – очень едкая жидкость, она разрушает искусство, как враг опустошает его дом», говорил, что «реализм как метод – никуда не годится, и всякий художник должен избегать двух вещей – современности формы и современности сюжета»6.

Уайльд  проповедует безыдейность, даже аморальность искусства, хотя, конечно, в такой  позиции есть известная доля бравады, погони за сенсацией, некий вызов  бытовавшим тогда представлениям о  природе и задачах творчества.

Роман Оскара Уайльда в 1891 году стал определенным итогом эстетических исканий и споров мыслителей и художников практически всего XIX века. В нем предпринята попытка осмысления таких эстетических категорий, как красота, нравственность, страх, совесть, порок, искушение, верность, эгоизм, любовь, молодость. Осознание красоты и ее ценность осмысляются автором через призму мыслей, поступков и диалогов героев романа, через сюжетные линии произведения.

Надо  сказать, что роман сразу же вызвал гнев современной критики, в прессе появилось более двухсот негативных отзывов, и автору пришлось написать более десяти открытых писем в  редакции британских журналов и газет  с обоснованием своей творческой позиции. Он жарко отстаивал принципы эстетизма и независимости искусства  от ханжеской морали века.

О. Уайльд доказывал, что искусство должно быть живым, оно должно рождать новую красоту вместо грубой повседневной правды – это основные принципы эстетизма писателя, которые он проводил в романе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Темы свободного и  несвободного искусства в романе «Портрет Дориана Грея»

2.1. Тема искусства в романе

История падения молодого аристократа Дориана  Грея, развращенного великосветским циником лордом Генри, развертывается в изысканной обстановке богатых  комнат, затянутых старинными гобеленами, оранжереей с цветущими орхидеями, затемненных кабинетов с потайными  шкафами, прячущими ядовитые зелья  и не менее ядовитые книги. Любование  предметами салонно-аристократического быта, эстетизация нравственного  растления, оправдывающая циничные рассуждения и порочные похождения героев, делают роман «Портрет Дориана Грея» одним из наиболее характерных произведений декадентской прозы. О том, что доктрина эстетизма представляет собой по авторскому замыслу свод непременных правил, по которым следует интерпретировать роман, напоминает читателю лаконичное предисловие.

Мысль о  первичности искусства, отражающего  лишь того, кто смотрится в него, «а вовсе не жизни», – мысль, заявленная на этот раз фрагментарно, получила развернутое выражение в диалоге «Упадок искусства лжи». В романе портрет как произведение искусства как будто отражает самое жизнь – жизнь Дориана Грея. Однако же, кроме Дориана, никто изменяющегося портрета не видит, а посему можно сказать, что портрет одномоментно отражает лишь того, кто в данную минуту «в него смотрится».

Тема  искусства раскрывается в романе Уайльда при помощи образов персонажей, так или иначе относящихся  к миру искусства: актрисы Сибиллы  Вейн, ее брата Джеймса Вейна, художника  Безила Холлуорда. Рассмотрим эти образы подробнее.

Не прозвучавшая отчетливо в предисловии, но очень  важная мысль о том, что деградация искусства впрямую связана с  упадком высокого искусства лжи, иллюстрируется и доказывается в романе эволюцией актрисы Сибиллы Вейн. Не ведавшая, что такое любовь, девушка прекрасно фантазировала на сцене, лгала (в уайльдовском смысле), с успехом играя роли многих шекспировских героинь. Узнав истинное чувство, полюбив Дориана, она переживает резкий «упадок искусства лжи», в результате чего с ней как с актрисой происходит трагическая метаморфоза: она начинает играть из рук вон плохо (что фиксирует даже добрейший Холлуорд). Она произносит еретические слова о том, что искусство – только бледное отражение подлинной любви, и Дориан жестоко отлучает ее от церкви: «Без вашего искусства вы – ничто!».

В отчаянии она, как Гретхен из «Фауста», отравляет  себя. И даже ее смерть трактуется в  эстетическом ключе – вначале  лордом Генри, а затем и самим  Дорианом. Лорд Генри находит, что  она сыграла свою последнюю роль, которая представляется ему «необычайным и мрачным отрывком из какой-нибудь трагедии семнадцатого века». Он говорит: «Эта девушка, в сущности, не жила – и, значит, не умерла». Дориан соглашается и с такой же легкостью заявляет: «Она снова перешла из жизни в сферы искусства». Последующее гедонистическое истолкование судьбы несчастной молодой актрисы содержится в пространном монологе лорда Генри Уоттона из восьмой главы романа – истолкование, возвращающее Дориану душевное равновесие и стабильное безразличие к окружающим людям.

Любовь  – это своеобразное единство красоты внешней и внутренней. Однако сам Дориан разрушил это единство, когда отверг Сибиллу Вэйн. Эта девушка предложила ему то, о чём мечтал лорд Генри: любовь, которая стала бы искусством в реальной жизни. Именно поэтому Сибилла утратила способность играть на сцене. Однако это единство оказалось недоступным Дориану Грею, он не понял ту, которая его любила.

Художник  Безил Холлуорд – воплощение идеи служения искусству. Он создает красоту, и для него нет ничего высшего живописи. Он имеет горячее, чуткое, доброе сердце и вкладывает его в каждое свое произведение.

Портрет Дориана Грея стал его лучшим творением. Именно поэтому Безил Холлуорд сначала не хочет выставлять его, так как это означает открыть свою душу, ее глубину каждому, кто придет посмотреть на новую работу. Безил восхищается собственным шедевром настолько, что уже не отделяет портрет от живого человека, с которого он написан. Он обожествляет Дориана, становится ему другом, ощущает, что начал намного лучше рисовать с того времени, как познакомился с этим юношей.

В отличие  от Генри и Дориана, для Холлуорда этическое и эстетичное неотделимы, как красота и доброта. Собираясь уехать из Лондона на продолжительное время, Холлуорд приходит к Грею, чтобы удержать его от желания подвергаться соблазнам, предостеречь от такого образа жизни, который нуждается в наслаждениях разного рода любой ценой. Холлуорд не хочет верить тем неуверенным слухам, которые ходят вокруг имени Дориана, но считает своим долгом предупредить друга. Конечно же, он не мог предвидеть, как трагически завершится визит к тому, кто вдохновил его на лучшее полотно. И конец Безила неминуемый. Он сжигает себя на алтаре служения искусству.

Это человек  с предельно развитым эстетичным чувством. И именно в этом причина  его трагедии. Художник страдает от того, что ощущает страшный разрыв между идеальным содержанием, которое  он вложил в свое творение, и жизнью, которая разбивает его мечту, не дает ему возможности быть счастливым.

Понятие  “прекрасное” и “красота” (Уайльд пишет это слово с заглавной буквы) ставятся в предисловии на самую верхнюю ступень ценностей. Поучения лорда Генри и их воплощение – жизнь Дориана – как будто вполне соответствует такой расстановке. Дориан красив, и красота оправдывает все негативные стороны его натуры и ущербные моменты его существования («избранник – тот, кто в прекрасном видит лишь одно – Красоту»). Тот, кто покушается на Красоту, – независимо от причин и помыслов – сам становится жертвой, как, например, Джеймс Вейн, брат несчастной Сибиллы.

Дориан  карается только тогда, когда поднимает  руку на прекрасное – на произведение искусства. Искусство как воплощение прекрасного вечно, и потому погибает герой, а остается жить прекрасный, как и в момент окончания работы художника, портрет. Все как будто  бы согласуется с теоретическими воззрениями писателя.

Отдельные исследователи видят в портрете, опять-таки, иллюстрацию, но уже не конфликта  в душе человека (или конфликта  человека с собственной душой), а отношения, на фабульном уровне, искусства и жизни. Для А. А. Аникста портрет иллюстрирует тезис о том, что «искусство реальнее жизни». Для В. К. Тарасовой портрет является просто одной из иллюстраций авторских взглядов на соотношение искусства и жизни. По Н. С. Бочкаревой, картина призвана «выражать взаимодействие искусства и жизни». Здесь же можно привести мнение Н. В. Тишуниной о том, что портрет в качестве двойника Дориана на фабульном уровне, позволяет Уайльду на символическом уровне показать, что «искусство не отражает жизнь», что «искусство и жизнь существуют по разным законам».

Красота – неотъемлемая часть Искусства, потому и красота Дориана Грея должна Искусству принадлежать. И Искусство, первоначально, черпая в красоте Дориана вдохновение, новые идеи и новые формы, в конечном счете, полностью забирает ее себе, в чем можно убедиться в эпилоге романа, сравнив прекрасный портрет и безобразный труп.

Ближе к  концу романа Дориан уже совсем не думает о себе как о произведении искусства. «Уродства жизни, когда-то ненавистные ему, потому что возвращали к действительности, теперь по той же причине стали ему дороги», и только один лорд Генри, вплоть до самого завершения романа, продолжает лелеять эту идею о Дориане-произведении искусства. «Ах, Дориан, какой же вы счастливец! Как прекрасна ваша жизнь! /.../ Сейчас вы – совершенство! /.../ Вашим искусством была жизнь. Вы положили себя на музыку. Дни вашей жизни – это ваши сонеты».

Так последовательно  и стройно реализуется в романе эстетическая система Оскара Уайльда. Писатель утвердил своеобразный культ  красоты, заявляя, что искусство  выше жизни, что не оно подражает  действительности, а действительность должна подражать искусству, которое  неизмеримо выше жизни.

2.2. Искусство против порока

Тема  грехопадения в романе связана с  двумя персонажами: Дорианом Греем  и лордом Генри Уоттоном, причем если первый совершает реальные злодеяния, вплоть до убийства, то второй косвенно участвует в этих злодеяниях, даже сам того не желая.

 Автор поставил Дориана Грея в фантастическую ситуацию: ему даны вечные молодость и красота, а стареет и становится уродливым, ужасным его изображение на портрете. Богатый, красивый юноша погрузился в мир наслаждений вслед за своим учителем лордом Генри Уоттоном, который подсказал идею вечной молодости, любуясь портретом Дориана в мастерской художника Безила Холлуорда. Художник, пораженный чистотой юного Грея, вложил в портрет свои мечты, чувства, свое видение красоты, «самого себя». Прекрасное произведение искусства получило часть души творца, способную влиять на других и покорять их. Но Дориана Грея привлекли не чувства Безила, а идеи лорда Генри, по мнению которого человек должен не доверять искусству, не учиться у него красоте, а самостоятельно искать ее в жизни.

Между художником и лордом разгорается борьба за душу и красоту юноши, победу в которой  на первых же страницах романа получает лорд Генри, наверное, потому, что его  слова упали на благодатную почву.

Дориан  Грей пошел за своим новым учителем без долгих раздумий, променяв собственную  душу на поиск вечных наслаждений. С  помощью фантастических приемов  автор материализовал слова юноши: «Если бы я мог остаться навечно молодым, а старел бы портрет. За это… за это… я отдал бы все». И портрет, созданный Безилом, принял на себя и груз времени, и моральную ответственность за жажду острых ощущений.

Наслаждение всегда требует жертв. Первой данью  стала любовь к юной актрисе Сибилле  Вейн. Но любовь быстро прошла, когда  Сибилла, влюбившись в юного красавца, больше не смогла изображать любовь на сцене. Не получив наслаждения от представления, Дориан Грей грубо оттолкнул  девушку не только от себя, но и от жизни, она отравилась. Это было первое преступление, которое отразилось на портрете. Сначала оно напугало Дориана, но эгоизм победил: он спрятал портрет  и начал новую жизнь.

Информация о работе Портрет Дориана Грея